Налогообложение коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в проведении анализа налогообложения коммерческих банков на примере ПАО КБ «Акцент-Банк», а также разработке теоретических и практических рекомендаций и предложений по проблемам совершенствования налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать методы налогового воздействия государства на банковскую деятельность;
- определить права, обязанности и ответственность банков в сфере налогообложения;
- разработать пути и методы совершенствования налогообложения коммерческих банков на основе анализа действующей системы налогообложения коммерческого банка.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические и организационно-правовые основы налогообложения коммерческих банков
1.1. Роль налогообложения банков в укреплении банковской системы РФ
1.2. Коммерческие банки как участники налоговых правоотношений
1.3. Правовое регулирование налогообложения КБ в России
Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налогов коммерческого банка на
примере ПАО КБ "Акцент Банк"
2.1. Особенности расчета налога на прибыль и прочих налогов на примере
ПАО КБ "Акцент Банк"
2.2. Анализ налоговой нагрузки на примере ПАО КБ "Акцент Банк"
Глава 3. Совершенствования системы налогообложения коммерческих
Банков РФ
3.1. Проблемы налогообложения банков и пути их решения
3.2. Направления совершенствования налогообложения отдельных операций
В коммерческих банках
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Если налогоплательщик совершил все действия по обеспечению поступления соответствующей суммы налога в бюджет, возложенные на него налоговым законодательством (своевременно представил банку надлежаще оформленное платежное поручение на перечисление налоговых платежей в бюджет при наличии денежных средств на счете), банк по платежному поручению налогоплательщика списал с его расчетного счета денежные средства в уплату налогов, но по каким-либо причинам они не были зачислены банком на бюджетный счет (в казначейство), тем не менее считается, что налогоплательщик не имеет задолженности перед бюджетом и, следовательно, к нему не могут быть применены налоговые санкции за несвоевременные расчеты с бюджетом.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, списание осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законодательством.

Кредитная организация обязана осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено Федеральным законом, договором или платежным документом (ст. 31 Закона «О банках и банковской деятельности»).

Предоставление налоговым органам информации о налогоплательщиках, имеющейся в банках, является источником информации для проверки правильности налоговых расчетов и своевременности налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды, осуществляемых налогоплательщиками.

Согласно законодательству налоговые органы имеют право требовать документы для проверки правильности исчисления и своевременности перечисления налоговых платежей (п. 1 ст. 31 НК РФ), а банки обязаны представлять налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством (п. 2 ст. 86 НК РФ).

Данный порядок не противоречит таким понятиям, как «коммерческая тайна» и «банковская тайна».

Налоговые органы также несут установленную законом ответственность за разглашение полученной информации («Налоговая тайна», ст. 102 НК РФ). Ответственность за разглашение служебной информации несут работники налоговых органов согласно законодательству. 

В этих условиях очень важно четко соблюдать порядок предоставления информации. Банк должен отвечать лишь на письменные мотивированные запросы налоговых инспекций, подписанные начальником (заместителем начальника) налогового органа и заверенные круглой печатью.

Обязанность банков по предоставлению информации о финансово-хозяйственных операциях распространяется на организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Запрашиваемая информация должна быть связана с необходимостью проверки правильности налоговых расчетов (в том числе в процессе встречных проверок налогоплательщиков) и своевременности расчетов с государством (ст. 87 НК РФ). В то же время банк вправе отказать налоговому органу в предоставлении информации, носящей сугубо внутрибанковский характер (например, кредитное досье клиента), а также документов, не имеющих отношения к проверяемому налогоплательщику или его деятельности. Непредставление кредитной организацией информации в таких случаях не образует состава налогового правонарушения.

В перечень сведений, которые могут потребовать налоговые органы, входит, в частности, следующая информация:

- о наличии и движении средств (дебетовых и кредитовых оборотах) на расчетном (текущем), ссудном, валютном и других счетах с указанием юридических лиц получателей;

- о кредитах, их погашении и процентах по кредитам;

- о движении наличных средств и лимите кассовой наличности, в том числе результаты проверок выполнения субъектами правил ведения кассовых операций, например соблюдение ограничений расчетов между юридическими лицами наличными деньгами;

- выписки из лицевых счетов клиентов и др.

В настоящее время период, по которому налоговые органы запрашивают информацию об операциях организаций и индивидуальных предпринимателей, не имеет законодательно установленного временного ограничения (ранее представлялись данные за истекший финансовый год) кроме общего ограничения по налоговым проверкам в три года, предшествующих текущему. Таким образом, сведения могут относиться как к вчерашнему дню, так и к периоду трехлетней давности. Объем запрашиваемой информации также нормативно не ограничен.

Сведения об операциях организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся клиентами банка, по мотивированным запросам налоговых органов банки обязаны представлять в течение пяти дней после его получения.

Налоговые органы не возмещают расходы банка по представлению информации. Однако, поскольку ответы на мотивированные запросы входят в обязанности банка по законодательству, то расходы по содержанию дополнительных работников и другие затраты для этих целей учитываются при налогообложении.

Для физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью и являющихся клиентами банка, порядок представления информации принципиально иной. Находящиеся на счетах в банках денежные средства физических лиц не являются объектами налогообложения, поэтому на них не может быть распространена прямая обязанность банков по представлению информации в налоговые органы. Но здесь возможны коррективы, связанные с изменениями в налогообложении физических лиц, согласно которым объектом обложения стали суммы процентов по вкладам, превышающие ставку рефинансирования ЦБ РФ. Однако в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» (ст. 26) справки по счетам и вкладам физических лиц могут выдаваться кредитной организацией им самим, судам и с согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

1.2. Коммерческие банки как участники налоговых правоотношений

 

Отношения, возникающие между государством в лице его органов законодательной и исполнительной власти и налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов на территории данного государства, а также в процессе осуществления государством налогового контроля, обжалования ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц этих органов, являются налоговыми отношениями.

Лиц, являющихся участниками налоговых отношений, можно подразделить на две основные группы:

1. Государство в лице органов  законодательной и исполнительной  власти, которое вводит те или  иные налоги и сборы, взимает  их и контролирует правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджеты различных уровней.

2. Хозяйствующие субъекты, т. е. налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые  агенты, которые обязаны в силу  закона правильно исчислять и  своевременно перечислять налоги и сборы в соответствующие бюджеты.

Банк как участник налоговых отношений относится ко 2-ой группе.

Банк - особый кредитный институт, специализирующийся на аккумулировании денежных средств и размещении их от своего имени с целью извлечения прибыли. Основным назначением банков является посредничество в платежах и в кредите.

Статья 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» дает следующее определение: «банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц».

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) под банком понимает коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.

В условиях рыночной экономики безналичные расчеты между хозяйственными субъектами, т. е. участниками налоговых отношений 2-ой группы, осуществляются с помощью открытых ими в банках счетов.

Функция посредничества банков в кредите обеспечивает эффективное перераспределение финансовых ресурсов в народном хозяйстве на принципах возвратности, срочности и платности.

Банки не просто формируют собственные ресурсы, привлекая денежные средства населения и аккумулируя свободные денежные средства хозяйствующих субъектов, являющихся участниками налоговых отношений 2-ой группы, но и обеспечивают внутреннее накопление средств для развития экономики страны.

Именно этим обусловлено повышенное внимание государства к банковской системе при проведении им своей финансовой, бюджетной и налоговой политики.

Регулирование банковской деятельности на территории Российской Федерации осуществляется на основании Закона «О банках и банковской деятельности», Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также другими федеральными законами и нормативными актами Банка России[3].

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» при наличии соответствующей лицензии Банка России коммерческие банки имеют право:

1. привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2. размещать указанные привлеченные  средства от своего имени и  за свой счет;

3. открывать и вести банковские  счета физических и юридических  лиц;

4. осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5. инкассировать денежные средства, векселя, платежные и расчетные  документы и осуществлять кассовое  обслуживание физических и юридических  лиц;

6. осуществлять куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7. привлекать во вклады и размещать  драгоценные металлы;

8. выдавать банковские гарантии;

9. осуществлять переводы денежных  средств по поручению физических  лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

10. выдавать поручительства за  третьих лиц, предусматривающих  исполнение обязательств в денежной  форме;

11. приобретать права требования  от третьих лиц исполнения

12. обязательств в денежной форме;

13. осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

14. осуществлять операции с драгоценными  металлами и драгоценными камнями  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

15. предоставлять в аренду физическим и юридическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;

16. осуществлять лизинговые операции;

17. оказывать консультационные  и информационные услуги.

Коммерческие банки вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально- технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

Коммерческим банкам запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

В налоговых взаимоотношениях банки выступают в трех действующих лицах:

- как самостоятельные налогоплательщики;

- как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане);

- как налоговые агенты (в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет);

Из вышесказанного следует, что:

а) в качестве специфических самостоятельных участников налоговых отношений, банки и кредитные учреждения прямо не выделены;

б) тем не менее, Налоговый Кодекс в отдельных статьях устанавливает статус, права и обязанности коммерческих банков, что фактически определяет их важнейшую роль в отечественной налоговой системе.

Так, например, установлен особый регламент исполнения отдельных банковских операций.

Действующим законодательством не установлены прямые юридические ограничения количества расчетных (текущих) счетов, открываемых юридическими лицами в коммерческих банках.

Однако счета должны быть доступны (прозрачны) для контроля налоговыми органами (отметим, что согласно российскому законодательству это не противоречит понятию «банковская тайна»).

Коммерческие банки и налоговые органы периодически осуществляют сверку зарегистрированных банковских счетов.

Современный порядок взаимодействия налогоплательщиков, коммерческих банков, налоговых органов при открытии банковских счетов, а также форма и содержание свидетельства о постановке на налоговый учет установлены Налоговым Кодексом.

Коммерческому банку необходимо в течение пяти дней после открытия (закрытия) счета направить в налоговую инспекцию клиента (по месту его налоговой регистрации) факсом, почтой соответствующую информацию.

Налоговые органы не позднее следующего рабочего дня после получения от коммерческих банков извещения об открытии налогоплательщику-предприятию счетов, направляют в коммерческий банк информационное письмо о получении извещения.

Информация о работе Налогообложение коммерческих банков