Налогообложение коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в проведении анализа налогообложения коммерческих банков на примере ПАО КБ «Акцент-Банк», а также разработке теоретических и практических рекомендаций и предложений по проблемам совершенствования налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать методы налогового воздействия государства на банковскую деятельность;
- определить права, обязанности и ответственность банков в сфере налогообложения;
- разработать пути и методы совершенствования налогообложения коммерческих банков на основе анализа действующей системы налогообложения коммерческого банка.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические и организационно-правовые основы налогообложения коммерческих банков
1.1. Роль налогообложения банков в укреплении банковской системы РФ
1.2. Коммерческие банки как участники налоговых правоотношений
1.3. Правовое регулирование налогообложения КБ в России
Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налогов коммерческого банка на
примере ПАО КБ "Акцент Банк"
2.1. Особенности расчета налога на прибыль и прочих налогов на примере
ПАО КБ "Акцент Банк"
2.2. Анализ налоговой нагрузки на примере ПАО КБ "Акцент Банк"
Глава 3. Совершенствования системы налогообложения коммерческих
Банков РФ
3.1. Проблемы налогообложения банков и пути их решения
3.2. Направления совершенствования налогообложения отдельных операций
В коммерческих банках
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

 

Налогооблагаемая прибыль равна:

2010: 156 709 000 - 149 653 000 = 7 056 000

2011: 261 449 000 - 258 270 000 = 3 179 000

2012: 401 845 000 - 396 023 000 = 5 822 000

Сумма налога на прибыль составила:

2010: 7 056 000 * 21% = 1 481 760

2011: 3 179 000 * 21%  = 667 590

2012: 5 822 000 * 21% = 1 222 620

 

2) Налог на доходы физических лиц:

Уплата данного налога ложится на плечи работников банка, но расчет осуществляется бухгалтерией банка, поэтому ниже приведем порядок исчисления данного налога по имеющимся данным о размере фонда оплаты труда в отчетном периоде:

2010: 1 318 000 * 17% = 224 060

2011: 35 000 * 17% = 5 950

2012: 1 444 000 * 17% = 245 480

 

3) Единый налог:

 Исчисление налога производится по одной из следующих ставок, выбираемых самостоятельно плательщиком данного налога:

6% суммы выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без учета акцизного сбора) в случае уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с действующим на этот счет законодательством;

10% от суммы выручки от реализации  продукции, товаров, работ, услуг (без учета акцизного сбора) в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Так же необходимо отметить, что поступившие средства отделения казначейства перечисляют:

- в госбюджет Украины – 20%;

- в местный бюджет – 23%;

- в Пенсионный фонд – 42%;

- на обязательное пенсионное страхование – 15%.

Сделаем расчет по двум существующим ставкам единого налога:

- 6% суммы выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без учета акцизного сбора) в случае уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с действующим на этот счет законодательством.

Общая сумма налога составляет:

2010: 7 056 000 * 6% = 423 360,

2011: 3 179 000 * 6% = 190 200,

2012: 5 822 000 * 6% = 349 320,

Период

Налоговая база

в госбюджет Украины – 20%

в местный бюджет – 23%

в Пенсионный фонд – 42%;

на обязательное пенсионное страхование – 15%

2010

423 360

84 672

93 372, 80

177 811,20

63 504

2011

190 200

38 040

43 746

79 884

28 530

2012

349 320

69 864

80 340

146 710

52 390


 

- 10% от суммы выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без учета акцизного сбора) в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Общая сумма налога составляет:

5 822 000 * 10 % =582 200, из них:

 

Период

Налоговая база

в госбюджет Украины – 20%

в местный бюджет – 23%

в Пенсионный фонд – 42%;

на обязательное пенсионное страхование – 15%

2010

705 600

141 120

162 288

296 352

105 840

2011

317 600

63 400

72 910

133 140

47 550

2012

582 200

116 440

133 906

244 524

87 330


 

Исходя из выше предложенных данных, можно рассчитать общую сумму всех налогов:

2010: 1 481 760  + 224 060 + 705 600 = 2 411 420

2011: 667 590 + 5 950 + 317 600 = 991 140

2012: 1 222 620 + 245 480 + 582 200 = 2 050 300

 

 

2.2. Анализ налоговой нагрузки на  примере  ПАО КБ "Акцент Банк"

 

Специфика функционирования коммерческого банка, проявляющаяся в перераспределении аккумулированных свободных денежных средств в стране, отражается на особенностях всех финансово-кредитных отношений компании. Исключением не являются и налоговые отношения, в которые вступают кредитные организации.

В первую очередь специфика сказывается на отдельных элементах взимаемых налогов (н., доходы и расходы банка, учитываемые при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, отражают специфические банковские операции), также на возможности использования различных видов льгот и т. д. Данные обстоятельства свидетельствуют о возможном формировании налоговой нагрузки кредитных организаций, учитывая особенности их деятельности.

Необходимо отметить, что в настоящее время формирование налогового бремени в основном исходит из деятельности организаций некредитной сферы, а величина нагрузки коммерческих банков рассчитывается, исходя из общепринятых правил, не учитывая специфики их функционирования.

В связи с чем неотъемлемым является рассмотрение формирования налогового бремени кредитной организации через анализ существующих методик.

Отметим, что определение количественной составляющей налоговой нагрузки является наиболее дискуссионным, содержащим следующие различия: установление перечня налогов, включаемых в расчёт и определение интегрального показателя для соотношения суммы налогов.

 

Для качественной оценки влияния налогов на финансовое состояние организации существует ряд методик. Сначала рассмотрим коэффициент налогового бремени, предложенный Департаментом налоговых реформ Минфина РФ, который показывает соотношение суммы уплаченных налогов к доходу организации:

(Сумма всех уплачиваемых налогов / Доход организации за отчетный  период) * 100 %

Итак в 2010 году этот показатель равен:

(2 411 420 / 705 600) * 100% = 29, 26 %

В 2011 году:

(989 250 / 3 179 000) * 100% = 31,11 %

В 2012 году:

(2 050 300 / 5 822 000) * 100 % = 35, 31 %


Рисунок 2.1 «Налоговое бремя банка в 2010-2012гг»

Итак, как видно из рисунка, 2.1. налоги занимают значительное  место по сравнению с доходами, следовательно, по этой диаграмме сложно проследить динамику налоговых платежей. Поэтому обратимся непосредственно к коэффициентам.

Заметна динамика повышения тяжести налогового бремени по сравнению с 2010 годом с 29, 26 до 35, 31. Такое положение дел объясняется в первую очередь повышением налоговой ставки налога на прибыль, однако, следует заметить, что в 2010 году налоговое бремя было меньше, чем в 2012 году, при этом налоговые платежи в 2012 году были заметно больше, нежели в 2011 году. Это можно объяснить только с довольно резким повышением выручки банка, что может говорить об увеличении работ проводимых банком по размещению своих услуг. При этом в 2012 году налоговое бремя выше, чем в 2010, что характеризует 2012 год как самый прибыльный.

Уместно будет рассмотреть долю налога на прибыль по отношению к налогооблогаемой прибыли «Акцент Банка» 

В 2010 году она равна:

(1 481 760 / 7 056 000) * 100% = 21%

В 2011:

(665 700 / 3 179 000) * 100% = 20,9%

 

В 2012:

(1 222 620 / 5 822 000) * 100% = 21%

Здесь можно будет проанализировать долю налога на прибыль по отношению к налогооблагаемой прибыли за 2010 – 2012 гг


Рис. 2.2 Доля налога на прибыль в сумме всех налоговых платежей по отношению к доходам банка за 2010 – 2012 гг.

 

Если сравнивать показатели налогового бремени, и (рисунок 2.2) видно, что последний занимает большую часть всех налоговых платежей.

Исходя из анализа, проведенного мною, можно сделать выводы, что налоговое бремя коммерческих банков играет существенную роль, так же мы видим, что самым значительным налогом для коммерческих банков является налог на прибыль, составляющий большую часть общей суммы всех налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствования системы налогообложения

 коммерческих  банков  в  РФ

 

3.1. Проблемы налогообложения банков и пути их решения

 

Проблема налогообложения банков представляется достаточно интересной, поскольку включает в себя ряд самых различных аспектов как правового, так и экономического плана.

 Такие несоответствия затрудняют процесс приспособления банков к задаваемым государством налоговым условиям и ограничивают положительное влияние, которое это приспособление может оказать и оказывает на макроэкономическое поведение банковского сектора. Без этого невозможно усилить мотивационное, регулирующее воздействие системы налогообложения на банковский сектор с целью повышения его надежности и активизации участия в обеспечении экономического роста.

Реформирование налоговой системы Российской Федерации привело к тому, что налоговый метод стал основным методом мобилизации доходов бюджетной системы страны. Однако процесс реформирования налоговой системы еще не завершен и в отдельных отраслях экономики все еще остаются проблемы в сфере налогообложения, что в значительной мере относится к банковской деятельности. Налоговые методы регулирования призваны формировать макроэкономические условия, наиболее благоприятные для функционирования денежно-кредитной системы, что будет способствовать ее устойчивости к конъюнктурным колебаниям, превращению в активный инструмент инвестиционных процессов и экономического роста.

Необходимо отметить, что система налогообложения должна рассматриваться не только как средство изъятия в бюджет денежных средств, а как способ регулирования деятельности коммерческих банков. Нельзя забывать, что бесперебойное функционирование банковской системы имеет принципиальное значение для экономики в целом. Цель налогообложения коммерческих банков должна состоять в том, чтобы они оставались крупными, экономически сильными налогоплательщиками, надежным источником доходов бюджета.

Основная задача налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе заключается в переориентации вложений банков в реальный сектор экономики. Важным механизмом повышения эффективности деятельности банка являются следующие инструменты: межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности.

Налогообложение коммерческих банков - проблема чрезвычайно сложная, поскольку коммерческие банки являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение.

От того, как будут развиваться, и функционировать коммерческие банки, во многом зависит их прибыль, а значит и увеличение доходов федерального, региональных и местных бюджетов.

Наиболее отражаются на деятельности банков налог на прибыль и единый социальный налог. Но с точки зрения налогового регулирования банковской деятельности особое значение имеют налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.

В целях повышения заинтересованности банков в предоставлении долгосрочных инвестиций для развития производства в реальном секторе экономики предлагается освободить от налогообложения прибыль банков, полученную от предоставления долгосрочных кредитов (на срок более года) на развитие производства. Освобождение доходов коммерческих банков, полученных от предоставления кредитов на развитие производства, создание новых рабочих мест, существенно не увеличит инвестиции в реальный сектор экономики, если не будут внесены изменения в налоговое законодательство производителей, т.е. тех, кто будет брать кредиты.

Без создания экономической заинтересованности тех, кто будет брать долгосрочные кредиты, невозможно обеспечить совпадения интересов коммерческих банков и производителей. Для этого необходимо внести изменения в налоговое законодательство, одновременно освобождая от налога на доходы коммерческих банков, полученные от предоставления долгосрочных кредитов, выданных на развитие производства, и снижая ставки налога на прибыль (например, в 2 раза), полученную с продукции (услуг) от расширения производства или создания нового производства за счет долгосрочных кредитов полученных в коммерческих банках. Снижение ставки должно иметь не разовый, а долгосрочный характер - на период 3-5лет. В этом случае бюджет только выигрывает, поскольку будут поступать другие виды налогов от вновь появившегося производства (налог на добавленную стоимость, и другие налоги, где базой служит не прибыль, а объем реализации, фонд заработной платы).

Конечно, при таком подходе может появиться соблазн для простой оптимизации налогообложения (как у банков, так и у предприятий). Поэтому перевод коммерческих банков на вышеописанную систему налогообложения и освобождение от налогов доходов российский коммерческих банков, полученных от предоставления долгосрочных кредитов на развитие производства, потребует создания четкого механизма контроля за использованием долгосрочных кредитов по назначению. Необходимо создать условия, при которых коммерческому банку было бы выгодно выдавать эти кредиты для расширения производства, для создания новых рабочих мест. А условия могут быть таковыми: коммерческие банки полностью освобождаются от налога на прибыль, полученную от предоставления долгосрочных кредитов для развития промышленного, строительного производства.

Информация о работе Налогообложение коммерческих банков