Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:28, курсовая работа
Цель дипломной работы заключается в проведении анализа налогообложения коммерческих банков на примере ПАО КБ «Акцент-Банк», а также разработке теоретических и практических рекомендаций и предложений по проблемам совершенствования налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать методы налогового воздействия государства на банковскую деятельность;
- определить права, обязанности и ответственность банков в сфере налогообложения;
- разработать пути и методы совершенствования налогообложения коммерческих банков на основе анализа действующей системы налогообложения коммерческого банка.
Введение
Глава 1. Теоретические и организационно-правовые основы налогообложения коммерческих банков
1.1. Роль налогообложения банков в укреплении банковской системы РФ
1.2. Коммерческие банки как участники налоговых правоотношений
1.3. Правовое регулирование налогообложения КБ в России
Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налогов коммерческого банка на
примере ПАО КБ "Акцент Банк"
2.1. Особенности расчета налога на прибыль и прочих налогов на примере
ПАО КБ "Акцент Банк"
2.2. Анализ налоговой нагрузки на примере ПАО КБ "Акцент Банк"
Глава 3. Совершенствования системы налогообложения коммерческих
Банков РФ
3.1. Проблемы налогообложения банков и пути их решения
3.2. Направления совершенствования налогообложения отдельных операций
В коммерческих банках
Заключение
Список литературы
НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны самостоятельно до наступления срока платежа сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налогов: при этом возможны две ситуации (два варианта действий банка):
1) При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требования, списание осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законодательством. 2) В случае недостаточности средств на расчетном (текущем) счете клиента для выполнения всех платежей коммерческий банк помещает предъявленные, но не выполненные по указанной причине платежные документы в картотеку, учитываемую по внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок".
Налоговое законодательство признает установленную ГК РФ (ст. 855) очередность списания средств, при недостаточности денежных средств на счете клиента для удовлетворения всех предъявляемых к нему требований:
- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
- в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;
- в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
- в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
- в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Банк (ст.45 НК) не вправе задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет и использовать неперечисленные средства в качестве кредитных ресурсов.
В соответствии с п.2 ст.45 НК обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк платежного поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного остатка на счете налогоплательщика.
Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет.
При, этом:
Если налогоплательщик совершил все действия по обеспечению поступления соответствующей суммы налога в бюджет, возложенные на него налоговым законодательством (своевременно представил банку надлежаще оформленное платежное поручение на перечисление налоговых платежей в бюджет при наличии денежных средств на счете плательщика), а банк по платежному поручению налогоплательщика списал с его расчетного счета денежные средства в уплату налогов, но они по каким-либо причинам не зачислены банком на бюджетный счет, тем не менее считается, что налогоплательщик не имеет задолженности перед бюджетом и, следовательно, к нему не могут быть применены финансовые санкции за несвоевременные расчеты с бюджетом
Налоговые органы (ст.31 НК) имеют право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения.
1.3. Правовое регулирование налогообложения КБ в России
Основными источниками банковского права являются:
Центральной частью управляющего воздействия Центрального банка на функционирование действующего коммерческого банка является регулирование его деятельности и надзор за этой деятельностью.
В соответствии со статьей 55 Закона «О Центральном банке РФ» Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности, устанавливаемых ими обязательных нормативов
Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров.
В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 59 от 31.03.1997 г. «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности» с изм. от 23.07.2004 N 1480-У, от 15.07.2005 N 1598-У) кредитные организации обязаны соблюдать следующие пруденциальные нормы деятельности:
- предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями;
- норма создания резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь;
- требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности.
Важнейшая часть пруденциальных норм – обязательные экономические нормативы деятельности банков, которые устанавливает ЦБ РФ. В соответствии с Инструкцией ЦБ № 1 от 1.10.1997 г. «О порядке регулирования деятельности банков» в настоящее время действуют следующие нормативы:
- достаточность капитала;
- ликвидность баланса;
- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
- максимальный размер привлеченных денежных вкладов населения;
- максимальный размер вексельных обязательств банка;
- максимальный размер кредитов, гарантий, поручительств, предоставленных банком своим участникам;
- нормативы использования собственных средств банка для приобретения акций других юридических лиц.
Пруденциальным бывает только надзор, то есть надзор осторожный и дистанционный (осуществляемый на основе анализа документов, предоставляемых самими банками).
Стандарты надзора за банками содержатся в изданном в 1997 г. Письме Базельского комитета по банковскому регулированию «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью».
Таким образом, основой базы нормативного регулирования деятельности коммерческих банков являются – Закон № 65-ФЗ от 26.04.1995 г. «О Центральном банке РФ», Закон № 17-ФЗ от 3.02.1996 г. «О банках и банковской деятельности».
База управления банковской системой в целом и ее отдельными звеньями со стороны Центрального Банка (далее ЦБ) и иных органов государственного управления данной сферой содержится в основных специальных банковских законах – Закон № 65-ФЗ от 26.04.1995 г. «О Центральном банке РФ», Закон № 17-ФЗ от 3.02.1996 г. «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп.)
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г.) кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков, изложены в ст. 86 НК РФ, где указывается, что:
1) банки открывают счета организа
Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета;
2) банки обязаны выдавать
Ответственность за неисполнение кредитными организациями возложенных налоговым законодательством на этих участников налоговых правоотношений публично-правовых обязанностей предусмотрена положениями гл. 18 НК РФ:
- нарушение банком порядка
- нарушение срока исполнения
поручения о перечислении
- неисполнение банком решения
налогового органа о
- неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени (ст. 135 НК РФ);
- непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка (ст. 135.1 НК РФ).
По поводу характера отношений, возникающих с участием банка, высказано мнение, которое является официальным, поскольку высказал его не кто-нибудь, а Конституционный Суд, причем в одном из своих решений.
Согласно этому мнению отношения налогоплательщика с банком при исполнении последним платежных поручений на списание налоговых платежей являются налоговыми правоотношениями.
Отношения же банка и его клиента, вытекающие из договора банковского счета, являются гражданскими правоотношениями, в рамках которых осуществляется исполнение банком обязательств по зачислению поступающих на счет клиента денежных средств и их перечисление со счета, а также распоряжение клиентом находящимися на его счете денежными средствами. Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов, на бюджетные счета являются бюджетными.
Такая трактовка правовой природы отношений, возникающих в процессе уплаты налога через банк, представляется ошибочной по следующим основаниям.
Во-первых, является необоснованным противопоставление бюджетных правоотношений налоговым правоотношениям. Если тот или иной налог является доходным источником бюджета, то отношение, возникающее в процессе его уплаты, является бюджетным отношением (отношением по формированию доходной части бюджета). В этом смысле налоговые отношения являются разновидностью бюджетных отношений, а само соотношение понятий "бюджетные отношения" и "налоговые отношения" есть соотношение общего с частным. Следует также учитывать, что налог может выступить доходным источником и внебюджетного фонда. В этом случае налоговое отношение не является бюджетным. Не будет, естественно, бюджетным и отношение, возникающее между банком и государством по поводу перечисления суммы платежа во внебюджетный государственный денежный фонд.
Во-вторых, ошибочным является критерий, который использован для определения природы денежного отношения, - "зачисление денежных средств на бюджетные счета". То обстоятельство, что банк, исполняя распоряжение клиента, зачисляет денежные средства на бюджетные счета, как и сам факт попадания денег в бюджет, не является основанием для признания отношения, возникающего между банком и государством, в качестве бюджетного. Например, банк, выполняя распоряжение клиента, перечисляет в бюджет сумму административного штрафа, наложенного на данного клиента как административного правонарушителя. Правоотношение между самим плательщиком и государством будет не бюджетным (и даже не финансово-правовым), а административно-правовым. Считать, что, несмотря на это, отношение между банком и государством является все-таки бюджетным (т.е. финансово-правовым), нет никаких оснований. То же самое можно отметить и по поводу отношений, которые возникают, например, при оплате клиентом, выступающим в качестве покупателя, имущества у государства, выступающего в качестве продавца. Основное отношение, возникающее между покупателем (плательщиком) и продавцом (государством), будет с экономической точки зрения товарно-денежным, а с правовой - гражданско-правовым (т.е. нефинансовым и, естественно, не бюджетным). Полагать при этих обстоятельствах, что отношение между банком и государством, возникающее в связи с оплатой покупателем имущества, приобретенного у этого государства, является все-таки бюджетным, значит игнорировать различие между двумя видами экономических отношений: товарно-денежными и финансовыми.