Налогообложение коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в проведении анализа налогообложения коммерческих банков на примере ПАО КБ «Акцент-Банк», а также разработке теоретических и практических рекомендаций и предложений по проблемам совершенствования налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать методы налогового воздействия государства на банковскую деятельность;
- определить права, обязанности и ответственность банков в сфере налогообложения;
- разработать пути и методы совершенствования налогообложения коммерческих банков на основе анализа действующей системы налогообложения коммерческого банка.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические и организационно-правовые основы налогообложения коммерческих банков
1.1. Роль налогообложения банков в укреплении банковской системы РФ
1.2. Коммерческие банки как участники налоговых правоотношений
1.3. Правовое регулирование налогообложения КБ в России
Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налогов коммерческого банка на
примере ПАО КБ "Акцент Банк"
2.1. Особенности расчета налога на прибыль и прочих налогов на примере
ПАО КБ "Акцент Банк"
2.2. Анализ налоговой нагрузки на примере ПАО КБ "Акцент Банк"
Глава 3. Совершенствования системы налогообложения коммерческих
Банков РФ
3.1. Проблемы налогообложения банков и пути их решения
3.2. Направления совершенствования налогообложения отдельных операций
В коммерческих банках
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Доходы банков от размещения ценных бумаг сторонних эмитентов являются комиссионным вознаграждением, включаются в общую сумму доходов банка и облагаются по общей ставке. 
К доходам банков по операциям с ценными бумагами относятся комиссионные вознаграждения и доходы от реализации (купли-продажи) или прочего выбытия (в том числе погашения) ценных бумаг. 
В целях налогообложения прибыль (убыток) от операций реализации или иного выбытия ценных бумаг определяется как разница между доходами (выручкой в соответствии с договором) и расходами (ценой приобретения и затратами, связанными с приобретением и реализацией) (ст. 280 НК РФ). 
В банках ценные бумаги принимаются к учету по фактическим затратам, в которые включаются стоимость ценной бумаги по цене приобретения, определенной условиями договора (сделки), затраты по оплате услуг, связанных с приобретением ценных бумаг, а по процентным (купонным) ценным бумагам - также процентный (купонный) доход, уплаченный при их приобретении.

В соответствии со ст. 280 НК РФ расходы в виде выплаты процентов либо части накопленного купонного (процентного) дохода признаются на дату выплаты процентного дохода и (или) дату реализации ценной бумаги в зависимости от того, что произошло ранее.

Расходы налогоплательщика, связанные с приобретением и реализацией ценных бумаг, включая их стоимость, относятся к расходам, связанным с производством и реализацией.

Однако порядок учета подобных расходов банков в целях налогообложения прибыли имеет ряд проблем. При совершении большого количества сделок с ценными бумагами достаточно трудно осуществлять учет расходов по тем или иным ценным бумагам.

Кроме того, определенные сложности имеет и порядок бухгалтерского учета расходов по приобретению ценных бумаг. В данном случае необходимо также учитывать переоценку. Полученная при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости положительная разница не учитывается при определении налоговой базы. Корпоративные ценные бумаги, находящиеся на балансе банка, прямо по балансовому счету не переоцениваются - для этого существует механизм создания резервов под обесценение ценных бумаг.

Для упрощения налогового учета и контроля при исчислении налоговой базы было бы логичнее расходы по приобретению и реализации ценных бумаг рассматривать в качестве косвенных расходов по операциям с определенной категорией ценных бумаг и списывать их непосредственно в периоде осуществления. При этом прибыль от реализации ценных бумаг будет рассчитываться без учета расходов на их приобретение и реализацию, так как в большинстве случаев эту сумму затрат сложно точно определить. Данные расходы при их осуществлении в пределах доходов по соответствующей категории ценных бумаг должны в полной сумме уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль.

В целях налогообложения все доходы и расходы по операциям с ценными бумагами при формировании налоговой базы учитываются в зависимости от категории налогоплательщика и ценных бумаг (обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг) (ст. 280 НК РФ). При этом банки - профессиональные участники рынка ценных бумаг, не осуществляющие дилерскую деятельность, в учетной политике для целей налогообложения должны определить порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Банки, осуществляющие дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, формируют налоговую базу и определяют сумму убытка, подлежащего переносу на будущее, с учетом всех доходов (расходов) и суммы убытка, которые получены от осуществления предпринимательской деятельности (ст. ст. 280, 298, 299 НК РФ).\

Кроме того, отдельно ведется учет результатов операций с собственными ценными бумагами, а также процентов по приобретенным долговым ценным бумагам.

Необходимо отметить и особенности налогообложения доходов в форме дивидендов, которые в соответствии с НК РФ могут облагаться по различным ставкам:

15% - по доходам, полученным российскими  организациями - банками от иностранных  организаций;

9% - по доходам, полученным российскими  организациями - банками и физическими  лицами от российских организаций. 
Установленный НК РФ порядок налогообложения дивидендов имеет ряд определенных недостатков:

- сложный порядок исчисления дивидендов, содержащий множество неясностей и требующий упрощения процедуры расчета выплачиваемых дивидендов; 
- существующее до сих пор двойное налогообложение при исчислении дивидендов - дивиденды облагаются налогом уже после уплаты организацией основного налога по ставке 24%.

В данном случае мы предлагаем упростить порядок налогообложения дивидендов и производить уплату налога после полной выплаты дивидендов. 
Специфика налогообложения операций с государственными ценными бумагами также влияет на стремление банков размещать ресурсы в данной сфере.

При налогообложении сделок по реализации или иному выбытию ценных бумаг цена эмиссионных государственных и муниципальных ценных бумаг учитывается без процентного (купонного) дохода, приходящегося на время владения налогоплательщиком этими ценными бумагами, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги. 
По государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, выручка уменьшается на доход в размере накопленного купонного дохода, причитающегося за время владения налогоплательщиком указанной ценной бумагой (ст. 281 НК РФ).

Необходимо заметить, что налогообложение государственных ценных бумаг не совсем обоснованно с точки зрения экономики. Процентные доходы по государственным ценным бумагам выплачиваются из бюджета, и их обложение увеличивает расходы на обслуживание государственного долга, так как рыночные котировки и цены их размещения на рынке учитывают дальнейшую уплату налога с полученных процентов. При этом государство затем компенсирует излишние расходы полученными налогами. В конечном счете это значительно усложняет расчет сумм налога, способствует нерациональному перемещению финансовых ресурсов между налогоплательщиками и бюджетами, увеличивает размер обслуживания государственного долга. В связи с этим в дальнейшем было бы целесообразно доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам освободить от налогообложения.

Таким образом, в дальнейшем путем реформирования системы налогообложения, устранения противоречий в нормативной базе необходимо сформировать такую систему налогообложения банков (особенно в области налогообложения прибыли), которая способствовала бы направлению денежных ресурсов непосредственно на финансирование реального сектора экономики.

  

 

 

 

Заключение

 

В ходе выполнения данной дипломной работы, мы выяснили, что налогообложение коммерческих банков - проблема чрезвычайно сложная, поскольку коммерческие банки являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение. Кроме того, был проведен анализ налогообложения коммерческих банков на примере ПАО КБ «Акцент-Банк», а также разработаны теоретические и практические рекомендации и предложения по проблемам совершенствования налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений. Основная задача налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе заключается в переориентации вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные инструменты банковской деятельности (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности). Более всего отражаются на деятельности банков налог на прибыль организаций и страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС. Но с точки зрения налогового регулирования банковской деятельности особое значение имеют налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость.

 Главное внимание следует  уделить мерам по совершенствованию  налогового администрирования, направленным, с одной стороны, на пресечение  имеющейся практики уклонения  от налогообложения путем использования имеющихся пробелов в законодательстве о налогах и сборах, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, а также создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов. Предлагаемые мероприятия направлены на усиление качества контрольной работы, улучшение стандартов обслуживания налогоплательщиков, создание здоровой финансово-экономической системы и улучшение климата в банковской сфере. Для формирования долгосрочных ресурсов в банковской системе необходимо активное развитие страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов. Кроме пополнения доходной части бюджета, система налогообложения должна способствовать подъему экономики, т.е. быть тем экономическим рычагом, при помощи которого производителю выгодно увеличивать мощности, наращивать объемы реализации продукции (работ, услуг), повышать ее качество и конкурентоспособность. От того, как будут развиваться и функционировать коммерческие банки, во многом зависит их прибыль, а значит, и увеличение доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Банки расширяют сферу оказываемых услуг и осуществляемых операций за счет предоставления ссуд и кредитов как частным лицам, так и предприятиям. Основным источником доходов банка являются процентные и комиссионные доходы. При этом проведение банком грамотной политики по оптимизации налоговых платежей способствует снижению налоговой нагрузки. Совокупность платежей банка по налогам и сборам, уплачиваемым за финансовый год в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды, формируют его налоговую нагрузку. Если соотнести совокупные налоговые платежи с доходами банка, то получим результат, характеризующий уровень налоговой нагрузки банка. Важным инструментом стимулирования банковской деятельности всегда являлась налоговая политика. В целом она должна исходить из тех же принципов, которые заложены в систему взимания налогов со всех других коммерческих предприятий. Усиленный налоговый пресс, направленный на сокращение прибыли банка, в конечном счете скажется на развитии деятельности предприятий реального сектора экономики.

 

Список используемой литературы

 

1. Вестник Банка России. 25.10.2009. № 57.

2. Голик Е.Н. Косвенные налоги  и их развитие в Российской  Федерации (теория, методология и  практика). - Ростов-на-Дону, 2008. - 35с.;

3. Евтушенко В.Ф. Налоговые агенты  как субъекты налоговых правоотношений. - М., 2006. – 47с.;

4. Кочетков А.И. Налогообложение предпринимательской деятельности: Учеб. - практ. пособие. - М.: АО «ДИС», 2008., 240 с.;

5. Лермонтов Ю.М. Практический комментарий  к части первой Налогового  кодекса Российской Федерации. Просто  о сложном, 2007;

6. Майбуров И.А. Материалы международной научно-практической конференции «Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России - к эффективной и нравственной экономике» (г. Сочи, октябрь 2009 г.);

7. Налог на добавленную стоимость: проблемы правового регулирования: Журнал / А.Ю. Гаганов // Налоги и налогообложение, 2008 № 3;

8. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст. - М.: Омега-Л, 2009., 688 с.;

9. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1;

10. Овсянников С.В. Проблемы реформирования законодательства о НДС. Налоговые споры: теория и практика, 2006 № 1;

11. О проблемах в определении  налоговой базы объектов обложения  НДС: Журнал/ Б.А. Минаев // Налоговый  вестник, 2007 № 4;

12. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ;

13. О страховых взносах в Пенсионный  фонд Российской Федерации, Фонд  социального страхования Российской  Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ;

14. Понятие «косвенные налоги»  в нормативных документах и  практике: Журнал / Е.В. Кудряшова // Налоговый вестник. 2009 № 3;

15. Трунин И. Нужна ли отмена  НДС в России? / И. Трунин // Вопросы  экономики, 2008 № 9;

16. Тюпакова Н.Н. Совершенствование  экономического механизма налогообложения, 2009 № 5;

17. Штерн С.Т. Налоговые агенты: проблемы  статуса и практики. - М., 2004. 9 – 10с.

18. Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений  в часть первую и часть вторую  Налогового кодекса Российской  Федерации и в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в  связи с осуществлением мер  по совершенствованию налогового администрирования". Российская газета. 29.07.2006. № 165. 19. http://www.cbr.ru

 

 


Информация о работе Налогообложение коммерческих банков