Налогообложение коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в проведении анализа налогообложения коммерческих банков на примере ПАО КБ «Акцент-Банк», а также разработке теоретических и практических рекомендаций и предложений по проблемам совершенствования налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать методы налогового воздействия государства на банковскую деятельность;
- определить права, обязанности и ответственность банков в сфере налогообложения;
- разработать пути и методы совершенствования налогообложения коммерческих банков на основе анализа действующей системы налогообложения коммерческого банка.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические и организационно-правовые основы налогообложения коммерческих банков
1.1. Роль налогообложения банков в укреплении банковской системы РФ
1.2. Коммерческие банки как участники налоговых правоотношений
1.3. Правовое регулирование налогообложения КБ в России
Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налогов коммерческого банка на
примере ПАО КБ "Акцент Банк"
2.1. Особенности расчета налога на прибыль и прочих налогов на примере
ПАО КБ "Акцент Банк"
2.2. Анализ налоговой нагрузки на примере ПАО КБ "Акцент Банк"
Глава 3. Совершенствования системы налогообложения коммерческих
Банков РФ
3.1. Проблемы налогообложения банков и пути их решения
3.2. Направления совершенствования налогообложения отдельных операций
В коммерческих банках
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, отношения между налогоплательщиком и банком Конституционный Суд расценивает в качестве налоговых. Между тем признаком финансовых отношений (а налоговые отношения - это разновидность финансовых отношений) выступает то, что они носят государственно-властный характер. Выражается это в том, что обязательным субъектом данного отношения является государство, а само отношение построено по модели "власти и подчинения". В отношениях между налогоплательщиком и банком нет ни того, ни другого. Ни банк, ни клиент не обладают по отношению друг к другу никакими государственно-властными полномочиями.

В-четвертых, с экономической точки зрения субъектами налоговых отношений, которые опосредуют движение денежных средств от плательщика налога к государству, являются налогоплательщик и государство. Согласно рассматриваемой конструкции это правоотношение расчленяется на два самостоятельных правоотношения: первое - отношение между налогоплательщиком и банком, которое является налоговым; второе - отношение между банком и бюджетом, которое налоговым не является. Признание налоговым правоотношением отношения между банком и налогоплательщиком приводит к исчезновению экономического налогового отношения между этим налогоплательщиком и самим государством, так как экономическое налоговое отношение не может существовать без опосредующего его правового отношения. Но это означает исчезновение самого налога, поскольку с экономической точки зрения налог есть отношение, в рамках которого налогоплательщик обязан передать определенную сумму денежных средств именно государству. К сказанному можно добавить, что в настоящее время уже никто не платит налог, принося мешок с деньгами в казначейские кладовые или вручая наличные мытарям и иным сборщикам налогов. Практически при любом способе уплаты налога (через налогового агента, путем самостоятельной уплаты, через сборщиков налогов и т.д.) деньги до бюджета доходят путем безналичных перечислений.

Из рассматриваемой конструкции вытекает, что налоговое отношение замыкается на банке. Но это означает, что налогов как экономической категории вообще не существует, так как налоговое отношение должно замкнуться на государстве как получателе суммы налогового платежа.

Таким образом, обозначенная Конституционным Судом конструкция не соответствует ни правовым, ни экономическим реалиям налогообложения.

На самом деле положение выглядит следующим образом.

Каким бы способом ни уплачивался налог, существует налоговое отношение, субъектами которого выступают налогоплательщик и государство как получатель суммы налогового платежа. Это отношение является экономическим, и оно опосредует движение суммы налогового платежа от налогоплательщика к государству в соответствующий фонд государственных денежных средств (в бюджет или во внебюджетный фонд в соответствии с финансовым устройством государства). В зависимости от того, какой фонд выступает получателем суммы налогового платежа (бюджет или внебюджетный фонд), данное отношение может быть бюджетным (отношением по формированию доходной части бюджета) или отношением по формированию доходной части внебюджетного фонда.

Экономическому налоговому отношению, которое всегда существует только в правовой форме, соответствует правовое отношение - материальное налоговое правоотношение, субъектами которого выступают государство (Российская Федерация) или его часть (субъект Федерации), с одной стороны, и налогоплательщик (субъект налога) - с другой.

Реализация данного отношения производится с участием банка, который осуществляет продвижение суммы налогового платежа от налогоплательщика до государства, что завершается зачислением данных денег в соответствующий государственный денежный фонд (в бюджет или во внебюджетный денежный фонд).

Отношение, опосредующее производство платежей через банк, в юридической литературе именуется "расчетное правоотношение".

Расчетным правоотношениям юридическая наука уделила много внимания, породив большое количество самых разнообразных точек зрения по поводу правовой природы как этих отношений, так и договора расчетного счета, обычно сопутствующего данным отношениям. Тем не менее большинство авторов пришли к выводу, что расчетные правоотношения, хотя и выполняют вспомогательную функцию применительно к основному отношению, но тем не менее не являются акцессорным (дополнительным) обязательством, а обладают известной самостоятельностью. При этом ни у кого не возникает сомнения, что данные отношения, как и договор расчетного счета, являются гражданско-правовыми. Правда, экономическая наука делила расчетные отношения на отношения по товарным и нетоварным операциям, включая в число последних и расчеты по налогам. Но этим, собственно, все и ограничивалось.

То обстоятельство, что проводка суммы налогового платежа может осуществляться посредством гражданско-правового отношения, в принципе не представляет чего-то необычного. Расчетные отношения как разновидность гражданско-правовых отношений могут обслуживать самые разнообразные виды денежных отношения, которые сами по себе могут и не быть гражданско-правовыми. Например, нет ничего удивительного в том, что заработная плата, которая представляет собой элемент трудового правоотношения, выплачивается работникам через банк. То же самое имеет место при выплате пенсии. С другой стороны, не всякую деятельность, имеющую отношение к налогам, следует в обязательном порядке рассматривать как проявление налогового отношения. Например, если работник бухгалтерии в соответствии со своими функциональными обязанностями занимается расчетом суммы налога, который надлежит уплатить той организации, где он работает, то это вовсе не свидетельствует, что между данным работником и организацией существует налоговое отношение, - это будет обычное трудовое правоотношение.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы уплатить налог с банковского счета, налогоплательщик должен сначала его иметь. А это можно сделать, только заключив договор банковского счета, чья гражданско-правовая природа не вызывает никакого сомнения. В соответствии с договором банковского счета банк обязан выполнять распоряжения клиента о перечислении соответствующих сумм любым лицам, в том числе и государству. Таким образом, уплата налогового платежа посредством списания суммы налога с банковского счета вполне осуществима и в рамках гражданского правоотношения. Отметим также, что банковский счет используется клиентом не только для уплаты налога. Основное назначение этого счета - обеспечение текущей производственно-хозяйственной деятельности владельца счета.

Однако государство не было бы государством, если бы дополнительно не позаботилось о своих фискальных интересах, подвергнув регулированию посредством налогового законодательства деятельность банков, связанную с безналичным перечислением сумм налогов, или вообще так или иначе связанную с налогообложением. И в данном случае государство вполне можно понять: с ликвидацией системы бывшего Госбанка СССР и возникновением множества частных банков, значительное количество из которых ведут дела крайне непрофессионально и неаккуратно, а целый ряд - создан исключительно для криминальных целей, гарантированность проведения налоговых платежей до самого государства резко упала.

В итоге расчетное правоотношение, связанное с проведением суммы налогового платежа до соответствующего государственного денежного фонда, приобрело отчетливое налогово-правовое свойство. Выразилось это, в первую очередь, в том, что само перечисление суммы налогового платежа путем списания этой суммы с банковского счета налогоплательщика и зачисления ее на бюджетные или иные счета государства трансформировалось из частноправовой обязанности банка перед клиентом в публично-правовую обязанность банка перед государством.

В итоге имеет место следующая система правоотношений:

- материальное налоговое правоотношение, субъектами которого являются  налогоплательщик и государство  и назначением которого выступает  уплата налога. Данное отношение  в рассматриваемой системе носит характер основного правоотношения;

- организационное налоговое правоотношение, субъектами которого выступают  государство, банк и клиент банка, выступающий одновременно налогоплательщиком. Назначение данного отношения - организация  проведения суммы налогового платежа в порядке безналичного перечисления через банк, в котором налогоплательщик является владельцем счета, от этого налогоплательщика к государству. Данное отношение в рассматриваемой системе носит характер налогового расчетного правоотношения и является вспомогательным применительно к основному, материальному, налоговому правоотношению.

 

 

Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налогов

коммерческого банка на примере ПАО КБ  "Акцент Банк"

 

2.1. Особенности расчета налога на прибыль и прочих налогов на  примере ПАО КБ "Акцент Банк"

 

ПАО КБ "Акцент Банк" (А-Банк) – розничное финансовое учреждение, основным направлением деятельности которого является предоставление широкого спектра услуг для физических и юридических лиц.

ПАО КБ "Акцент Банк" работает на банковском рынке Украины более 20 лет. В марте 2007 г. был проведен ребрендинг, в результате которого появился А-Банк - инновационный и динамичный. Также ПАО КБ "Акцент Банк" является участником Фонда Гарантирования Вкладов.

Головной офис банка находится в г. Днепропетровске, ул. Батумская, 11. ПАО КБ "Акцент Банк" имеет достаточно широкую сеть отделений, подразделения банка представлены во всех регионах страны. Уже сегодня в Украине можно найти более 234 точек продаж услуг А-Банка.

Банк отличают высокое качество и технологичность услуг. Коммерческие банковские продукты, предлагаемые корпоративным и частным клиентам - приоритетное для «Акцент Банка» направление бизнеса. Расчетно-кассовое обслуживание, основанное на современных информационных технологиях, соответствует самым высоким стандартам качества и способно удовлетворить запросы самого взыскательного клиента.

Миссия банка звучит так: создание экономически эффективной и социально востребованной бизнес - модели, обладающей позитивной репутацией во внешней среде и наличием корпоративных ценностей.

А-БАНК зарегистрирован НБУ в "Книге регистрации банков" за № 127 от 30 октября 1992 года Банковская лицензия № 16 от 19.10.1992г. 

Размер уставного фонда банка составляет 125,6 млн. грн.

Все расчеты, приведенные в этой главе, будут проводиться на примере банка «А-Банка» по данным его отчетности за 2010-2012 г., поскольку это последняя опубликованная банком информация. Следует обратить внимание, что основными налогами, которые уплачивает исследуемый банк, являются:

· Налог на прибыль организаций;

· Налог на доходы физических лиц;

· Единый налог;

· Налог на добавленную стоимость;

 

Главным налогом является налог на прибыль организации, как в количественном выражении, так и в том, что он напрямую снижает финансовый результат (прибыль) организации (все остальные налоги относятся на расходы банка). Помимо вышеперечисленных налогов, организация уплачивает еще ряд налогов и платежей, однако они занимают незначительную часть в сумме всех налоговых платежей.

 

1) Налог на прибыль:

Налоговая база для расчета налога на прибыль определяется, как разница между полученными доходами организации и произведенными расходами.

Чтобы перейти непосредственно к расчету самого налога, необходимо определить суммы доходов и расходов, произведенных банком за отчетный период.

Для расчета базы нужно уменьшить сумму доходов на количество расходов в отчетном периоде и вычислить размер налога на прибыль по ставке 21 %.

Рассмотрим в таблице 1 доходы и расходы «Акцент Банка» за период 2010 – 2012гг                                                                                             таблица 1

 

2010

2011

2012

Доходы:

Процентные доходы

108 094 000

112 884 000

328 353 000

Комиссионные доходы

31 255 000

130 666 000

64 345 000

Доходы от операций с иностранной валютой

4 535 000

3 420 000

8 237 000

Другие доходы

12 825 000

14 479 000

910 000

Итого доходов

156 709 000

261 449 000

401 845 000

Расходы

Процентные расходы

59 296 000

59 398 000

116 874 000

Комиссионные расходы

3 876 000

3 935 000

4 061 000

Результат от переоценки иностранной валюты

31 832 000

411 000

882 000

Отчисление в резерв под обесценивание кредитов  и средств в других банках

80 000

47 193 000

68 982 000

Отчисление в резерв под обесценивание дебиторской задолженности и других финансовых активов

-

3 000

778 000

Отчисление в резерв по обязательствам

-

-

26 000

Административные и другие операционные расходы

54 569 000

147 339 000

204 420 000

Всего расходов

149 653 000

258 270 000

396 023 000

Информация о работе Налогообложение коммерческих банков