Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..…3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ......................................................................................................6
1.1 Возникновение необходимости в налогах……………………………..6
1.2 Основные понятия и сущность налогообложения……………….…….8
1.3 Классификация налогов………………………………………….……..12
1.4 Налоговое администрирование в РБ…………………………………..15
1.5 Штат работников налоговых органов …………………………………18
2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ...19
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки………………………………...…19
2.2. Налоги, относимые на себестоимость……………………………..…25
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли………………………………..…26
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………………………………28
4. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РБ………………………..35
4.1 Недостатки налоговой системы………………………………………..35
4.2 Последствия мирового финансового кризиса………………………37
5. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ...39
5.1. Изменения налоговой нагрузки………………….……………………39
5.2. Пути реформирования налоговой системы РБ………………………40
5.3 Что даст налоговая реформа……………………………………….…42
5.4 Меры совершенствования налогообложения………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………55
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Налоговая система Республики Беларусь.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Налогообложение в структуре  общественных отношений выполняет  ряд чрезвычайно важных и сложных  задач. Принципиально их можно свести к трем основным функциям:

1. Фискальная - обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.

2. Регулирующая - состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны[10,c.51].

3. Стимулирующая - ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговых каникул. Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества[2,c.215].

Система налогообложения государства  базируется на определенных принципах, основными из которых являются:

1. Каждое лицо обязано уплачивать  законно установленные налоги, сборы  (пошлины), по которым это лицо  признается плательщиком.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) и иные взносы и платежи.

3. Налогообложение в РБ основывается на признании всеобщности и равенства.

4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности РБ, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.

5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством.[12,c.24]

Принципы и задачи налогообложения базируются на налоговом  законодательстве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс РБ; Декреты, указы и распоряжения Президента РБ, Постановления Правительства  РБ, Нормативные правовые акты республиканских  органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.

 

 

1.3 Классификация налогов

 

Множество объектов налогообложения  требует классификации налогов  по различным признакам. Основными  классификационными признаками являются:

1. В зависимости от каналов поступления различают:

  • республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся:
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль;
  • налоги на доходы;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • экологический налог;
  • налоги с пользователей природных ресурсов;
  • налоги на имущество;
  • земельный налог;
  • дорожные налоги и сборы;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • гербовый сбор;
  • оффшорный сбор;
  • консульский сбор;
  • экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;
  • государственная пошлина;
  • регистрационные и лицензионные сборы;
  • патентные пошлины. [12,c.38]
  • местные или региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:
  • налог с розничных продаж;
  • налог за услуги;
  • налог на рекламу;
  • сборы с пользователей.

2. По видам плательщиков:

  • взимаемые с юридических лиц,
  • взимаемые с физических лиц.

3. По способу изъятия:

  • Прямые - направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым относятся:

Реальные - взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся:

· земельный налог,

· налог с объектов строений,

· налог с владельцев транспортных средств,

· сельскохозяйственный налог.

Личные - это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся:

· подоходный налог с  населения,

· налог на прибыль  предприятий,

· налог на прибыль  иностранных юридических лиц  от деятельности на территории РБ,

· налог на доходы.

  • Косвенные - это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:

· акциз - налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового производства,

· налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной стоимости,

· таможенная пошлина - косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета государства.

4. По объекту обложения:

  • платежи, уплачиваемые из выручки от реализации:

· НДС,

· Акцизы,

· Платежи по общему нормативу 3,9% (сельскохозяйственный сбор, отчисление в жилищно-инвестиционный фонд),

· Налог на продажу  в розничной торговле,

· Налог с продаж автомобильного топлива,

· Таможенные сборы.

  • платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:

· единый платеж от фонда  оплаты труда,

· отчисления в Фонд социальной защиты населения,

· платежи за землю,

· экологический налог,

· отчисления в центральные  инновационные фонды,

· сбор на содержание и  размещение отходов,

· государственная пошлина.

  • платежи, уплачиваемые из прибыли:

· налог на недвижимость,

· налог на доходы,

· налог на прибыль,

· транспортный сбор,

· сбор на содержание и  развитие инфраструктуры города.

  • сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат:

· оффшорный сбор - объектом налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне.[1,с.12]

Налоги РБ нынешнего  и предшествующего года представлены в таблице (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

 

1.4 Налоговое администрирование в РБ

 

В РБ к числу государственных  органов, осуществляющих налоговое  администрирование, относятся также  таможенные и иные государственные  органы, обладающие полномочиями налоговых  органов (например, органы Комитета государственного контроля РБ).

Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции.

Функции налоговых органов, их права  и обязанности, права и обязанности  должностных лиц налоговых органов  изложены в Законе РБ «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь».

Основные задачи налоговых  органов - это:

1. контроль за соблюдением законодательства  о налогах и предпринимательстве,

2. обеспечение правильного  исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет,

3. обеспечение учета  налогов,

4. разработка предложений по  совершенствованию налогового законодательства  и организации работы государственных  налоговых органов,

5. осуществление валютного контроля  в пределах своей компетенции,

6. предупреждение, пресечение правонарушений  в сфере своей компетенции,

7. привлечение к ответственности  лиц, виновных в правонарушениях,  предусмотренных законодательством  о налогах и предпринимательстве,

8. подготовка налоговых соглашений с другими государственными, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы,

9. издание методических  указаний и разъяснений о порядке  исчисления и взимания налогов.[14,c.29-30]

Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.

Правовой считается  деятельность, которая непосредственно  влечет правовые последствия и осуществляется на основе нормативного оформления (например, издание инструкций, методических указаний и разъяснений). Не правовыми формами управления принято считать организационные действия.

Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налоговый контроль, который определяется как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. По временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий контроль. В настоящее время в республике преобладает последующий контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в целом, с другой - по-прежнему недостаточной правовой культурой.

Основными условиями  осуществления налогового контроля являются учет налогоплательщиков и  учет поступления налогов. В настоящее время налоговый контроль проводиться посредством проверок. По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов налоговые проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и внеплановые; комплексные, тематические, встречные) и рейдовые. Правовой режим и правовая регламентация проверки зависят от ее вида и регулируются соответствующими нормативными правовыми актами.

Следует иметь в виду, что выполнение главной задачи налогового администрирования - обеспечение «собираемости» налогов - зависит не только и не сколько от эффективности работы налоговых администраций, сколько определяется прежде всего возможностями самой экономики. [5,c.23]

1.5 Штат работников налоговых органов

 

Государственная налоговая  служба в республике создана постановлением Совета Министров БССР от № 78 от 2 апреля 1990 года в системе Министерства финансов БССР в составе Главной государственной инспекции Минфина БССР и 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах.

По состоянию на 1 февраля 2009 года штатная численность налоговых органов республики (без обслуживающего персонала) составляла 9209 человек. В структуру министерства входит 158 инспекций МНС, в том числе 7 — по областям и городу Минску, 151 — по районам, городам, районам в городах. Штатная численность центрального аппарата министерства — 196 человек.

Подготовка специалистов для налоговой службы осуществляется в Белорусском государственном  экономическом университете, в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, на экономических факультетах других учебных заведений республики. Повышение квалификации кадров осуществляется на базе учебных учреждений при учебных заведениях республики. Среди них ведущее место занимают Институт высших управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусский государственный экономический университет, учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства финансов Республики Беларусь.

За высокие показатели в труде работники налоговых органов награждаются нагрудным знаком Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «Выдатнік падатковай службы», Почетной грамотой Министерства по налогам и сборам и поощряются объявлением Благодарности Министра по налогам и сборам. [20].

2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ

 

2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки

 

Налоги, уплачиваемые из выручки, подразделяются на:

Информация о работе Налоговая система