Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..…3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ......................................................................................................6
1.1 Возникновение необходимости в налогах……………………………..6
1.2 Основные понятия и сущность налогообложения……………….…….8
1.3 Классификация налогов………………………………………….……..12
1.4 Налоговое администрирование в РБ…………………………………..15
1.5 Штат работников налоговых органов …………………………………18
2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ...19
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки………………………………...…19
2.2. Налоги, относимые на себестоимость……………………………..…25
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли………………………………..…26
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………………………………28
4. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РБ………………………..35
4.1 Недостатки налоговой системы………………………………………..35
4.2 Последствия мирового финансового кризиса………………………37
5. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ...39
5.1. Изменения налоговой нагрузки………………….……………………39
5.2. Пути реформирования налоговой системы РБ………………………40
5.3 Что даст налоговая реформа……………………………………….…42
5.4 Меры совершенствования налогообложения………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………55
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Налоговая система Республики Беларусь.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

С 1 января, как предлагают в Министерстве финансов и закладывают соответствующие показатели в проект госбюджета, следует отменить несколько налогов и сборов. В частности, 5-процентный налог с розничной торговли и 1-процентный сбор в фонд поддержки сельхозпроизводителей. Вместе с этим ставку налога на добавленную стоимость планируется повысить с 18 до 20 или даже 22 процентов.

Увеличение НДС принесет в казну, по предварительным подсчетам, 1,4 триллиона, а отмена налогов и  сборов приведет к снижению поступлений  на 2,3 триллиона. “В итоге около 900 миллиардов рублей может остаться у налогоплательщиков”, — объясняет арифметику заместитель министра финансов Иван Шунько. [21]

Помимо этого более  привлекательные налоговые условия  собираются предложить и инвесторам. Упрощенную систему налогообложения, которой сейчас пользуются многие субъекты малого бизнеса, планируется еще больше упростить, активнее внедрять электронное декларирование, постепенно переходить от ежемесячного к поквартальным налоговым платежам.

Изменения в 2009:

Так, с 1 января 2009 года снижена ставка сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), из объекта обложения налогом на недвижимость исключена активная часть основных производственных фондов, установлены единые ставки местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5 процентов, а также уменьшена с 5 до 3 процентов ставка налога на приобретение автомобильных транспортных средств.

Реализация данных мероприятий  позволит с 1 января 2009 г. снизить налоговую  нагрузку на 1,3 % ВВП и оставить в  распоряжении белорусских субъектов  хозяйствования более 2 трлн. рублей.

В Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» также обеспечена реализация комплекса мероприятий по дальнейшему упрощению налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов и сборов.

По земельному налогу установлено взимание земельного налога по самовольно занятым землям (кроме  земель сельскохозяйственного назначения) в десятикратном размере; учитывая сезонный характер работы садоводческих  товариществ, для них установлен один срок уплаты земельного налога не позднее 22 августа календарного года.

По налогу на добавленную  стоимость упрощены условия налогообложения  реализации имущественных прав и  неиспользуемого имущества; исключена  необходимость подачи плательщиками уточненных налоговых деклараций (расчетов) за прошлые налоговые периоды.

По налогу на прибыль  в общую систему налогообложения  включены доходы юридических лиц  от реализации (погашения) ценных бумаг; отменено для целей налогообложения  нормирование расходов на аудит и расходов на подготовку кадров; выявленные в текущем налоговом периоде суммы прибыли (убытков) прошлых налоговых периодов будут учитываться для целей налогообложения в налоговой декларации текущего месяца; введена уплата налога на прибыль учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического и среднего специального образования, исходя из фактических результатов работы за год с суммы превышения доходов над расходами.

Для упрощения порядка  налогообложения доходов граждан  и снижения налоговой нагрузки на них с 1 января 2009 года по подоходному налогу с физических лиц была введена линейная (единая) ставка в размере 12 процентов и увеличен стандартный налоговый вычет на каждого работника с 35,0 тыс. рублей до 250,0 тыс. рублей в отношении доходов, не превышающих 1500,0 тыс. рублей в месяц.

В отношении доходов  индивидуальных предпринимателей установлена  линейная (единая) ставка в размере 15 процентов.

Установлено ежемесячное  исчисление облагаемого дохода и  налоговых вычетов, что позволило отменить необходимость представления справки о размерах начисленных доходов и удержанного налога при смене в течение года места работы (службы, учебы) и значительно сократить сферу декларирования. Введен новый социальный налоговый вычет в размере до 2 базовых величин в месяц на уплату страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, добровольного страхования медицинских расходов.

Из состава объектов обложения государственной пошлиной исключены выдача дубликата извещения о присвоении учетного номера плательщика для открытия банковских счетов в связи с отменой процедуры выдачи плательщикам такого дубликата, а также выдача разрешения на продление сроков поступления денежных средств либо товаров, выполнения работ, оказания услуг по внешнеэкономическим операциям.

Внесены изменения в  Общую часть Налогового кодекса  Республики Беларусь, обеспечивающие возможность подачи налоговых деклараций в виде электронного документа, а  также упрощен порядок постановки на учет в налоговых органах отдельных организаций и физических лиц. [21]

 

 

5.4 Меры совершенствования  налогообложения

 

 

   Указанные выше  недостатки отражают необходимость  дальнейшего совершенствования  налоговой системы Республики  Беларусь.

   С целью совершенствования налогообложения в Республики Беларусь предлагаем следующие меры:

• Следует больше внимания уделять стимулирующей функции  налогообложения, расширению налоговой  базы. Постепенно снижая налоговую  нагрузку и обеспечивая тем самым  стабилизацию экономической ситуации в республике необходимо последовательно сокращать количество налогов с оборота и смещать акценты на прямое налогообложение;

• Представляется возможным  отмена отчислений в государственные  целевые фонды, включаемые в цену или себестоимость, а необходимость осуществления целевых мероприятий и программ может финансироваться за счет формирования в бюджете отдельных фондов исходя из общего объема бюджетных ресурсов.

• Целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок должна стимулировать показывать налогооблагаемую базу в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога.

• Следует установить более ранние сроки уплаты налогов, одновременно дифференцируя их в зависимости от размеров исчисленных сумм. Наряду с помесячной уплатой основной части платежей в бюджет при малых суммах налогов целесообразно установит сроки их уплаты раз в квартал или раз в год;

• Целесообразно осуществить  некоторое упрощение налоговой  отчетности предприятий: следует ввести один расчет, в котором бы нашли  отражение все показатели финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, а компьютерный контроль при приемке расчетов исключил бы возможность арифметических ошибок;

• Возможность комментировать и разъяснять законодательные акты предоставить исключительно органам, их принявшим;

• Целесообразно введение двухуровневой шкалы подоходного  налога со ставками 9 и 15%, что позволит легализовать доходы населения;

• При расчете подоходного  налога следует исключать сумму  установленного минимального потребительского бюджета, а не минимальной заработной платы;

• Необходимо упорядочить  предоставление льгот особенно в  отношении налогов и сборов, которые напрямую сказываются на уровне конкурентоспособности предприятий-налогоплательщиков;

• Заменить льготы социального  характера по косвенным налогам  механизмом начисления налогов на общих  условиях, но не перечислять в бюджет, а оставлять этим субъектам на целевые мероприятия и развитие собственной материальной базы.

   Следует пересмотреть  порядок предоставления льготы  по налогу на прибыль на  расширение производства. Льгота  по налогу на прибыль, направляемая  на расширение производства, должна использоваться на действительное развитие производственной деятельности предприятия, строительство производственных объектов и жилья. В поле действия данной льготы также следует ввести объекты интеллектуальной собственности.

   Большую роль  в упорядочении налоговых отношений и унификации налогового законодательства должен выполнить налоговый кодекс Республики Беларусь Кодификация налогового законодательства и принятие налогового кодекса Республики Беларусь позволят придать налогообложению действительно законодательный характер, сформировав в республике единую правовую базу налогообложения, гарантирующую стабильность и предсказуемость налоговой системы.

Именно кодекс должен устранить правовые пробелы, устаревшие предписания, противоречия и множественность нормативных актов по вопросам налогообложения, а также качественно улучшить структуру налоговой системы с одновременным обеспечением на этой основе снижения совокупной налоговой нагрузки. Крайне важное значение для этого будет иметь определение исчерпывающего перечня республиканских и местных налогов, сборов (пошлин); установление единых принципов исчисления налоговой базы, конкретных ставок соответствующих платежей; повышение эффективности налогового контроля; улучшение работы с налогоплательщиками. В этих целях позитивные результаты от изменений налоговой системы должны быть получены не путем введения новых налогов или повышения налоговых ставок, а посредством рационализации налоговой системы, расширения налоговой базы, равномерного распределения налоговой нагрузки и улучшения налоговой дисциплины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства, развитие и изменения  форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.

Изучив состояние современной  системы налогообложения в Республике Беларусь, можно сделать определенные выводы.

Налоги - необходимое  звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.[2,c.36]

Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов  и сборов, которые в комплексе  позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.

Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой  системы особое значение приобретает  принцип разумного сочетания  ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.

Правильно установленные  налоги в сочетании с другими  финансово-кредитными рычагами являются важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства.

   Для успешного  функционирования налоговой системы  должны быть созданы соответствующие  экономические условия. Особое  значение приобретает устойчивость, стабильность налоговой системы,  позволяющая товаропроизводителям прогнозировать результаты хозяйственной деятельности, обеспечивать гарантии для долгосрочных инвестиционных проектов.

   К механизму  налогообложения предъявляют очень  высокие требования. Он должен, прежде  всего, содействовать высокой  деловой активности предпринимателей, обеспечивать заинтересованность в результатах своего труда производителей и работников. И в то же время он должен побуждать предприятия эффективно использовать фонды, товарно-материальные запасы, сокращать производственные расходы.

   Обязательным условием высокой эффективности системы налогообложения является соответствие ее следующим требованиям:

- Она должна создавать  возможности и стимулировать  процессы на предприятиях, способствующие  созданию вновь созданной стоимости,  поскольку это позволит обеспечить необходимые темпы экономического роста объема производства, максимальную занятость населения, устойчивость денежной единицы и предпосылки сохранения сложившегося уровня цен. Вот почему возлагаемое на предприятия государством налоговое бремя не должно быть чрезмерным, и не должно лишать предприятия источников самофинансирования;

- Быть предельно простой,  легко доступной для восприятия  любым плательщиком;

Информация о работе Налоговая система