Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..…3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ......................................................................................................6
1.1 Возникновение необходимости в налогах……………………………..6
1.2 Основные понятия и сущность налогообложения……………….…….8
1.3 Классификация налогов………………………………………….……..12
1.4 Налоговое администрирование в РБ…………………………………..15
1.5 Штат работников налоговых органов …………………………………18
2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ...19
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки………………………………...…19
2.2. Налоги, относимые на себестоимость……………………………..…25
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли………………………………..…26
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………………………………28
4. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РБ………………………..35
4.1 Недостатки налоговой системы………………………………………..35
4.2 Последствия мирового финансового кризиса………………………37
5. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ...39
5.1. Изменения налоговой нагрузки………………….……………………39
5.2. Пути реформирования налоговой системы РБ………………………40
5.3 Что даст налоговая реформа……………………………………….…42
5.4 Меры совершенствования налогообложения………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………55
ПРИЛОЖЕНИЕ
5. Целевой
транспортный сбор на
Плательщиками сбора являются организации и индивидуальные предприниматели. Ставка сбора установлена в размере 2% от налоговой базы.[15,с.11] Сбор рассчитывается как: НП=(НБ*С)/100, где НБ - налогооблагаемая база, С - ставка налога. Уплата налога производиться аналогично.
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства - это обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.
К сожалению в нашей стране не все граждане понимают значение и необходимость уплаты налогов, поэтому возникают нарушители налогового законодательства. Сокрытие и занижение своих доходов наносит ущерб государству. Ведь на уплачиваемых налогах формируется государственный бюджет, из которого начисляются пенсии, стипендии, функционируют детские сады и школы и т.п.
Для регулирования налоговых отношений, обеспечения прав и исполнения обязанностей юридических и физических лиц, а также защиты интересов государства в сфере налогообложения, предусмотрены следующие виды ответственности за нарушение налогового законодательства: финансовая, административная и уголовная.
Экономические санкции предусмотрены в виде штрафов, размер которых зависит от вида нарушения, его величины и категории плательщика (организация либо индивидуальный предприниматель). Так, нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока подачи заявлений о постановке на учет в налоговом органе влечет за собой наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от двух до двадцати базовых величин, на юридическое лицо — от десяти до семидесяти базовых величин.
Осуществление деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет за собой наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 20 % доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее двадцати базовых величин, на юридическое лицо — в размере 20 % от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее семидесяти базовых величин.
Нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации (далее — банк) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от десяти до двадцати базовых величин, на юридическое лицо — от десяти до семидесяти базовых величин.
Нарушение плательщиком,
налоговым агентом, иным лицом установленного
срока представления в
Данное деяние, совершенное повторно в течение года после привлечения к экономической ответственности за такое же нарушение вызывает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 25 % суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате на основании декларации (расчета), но не менее двух базовых величин, на юридическое лицо — в размере 25 % суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате на основании этой декларации (расчета), но не менее десяти базовых величин.
Нарушение плательщиком, иным лицом правил учета доходов (расходов) и (или) иных объектов налогообложения, а также отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, если эти деяния не повлекли за собой неуплаты или неполной уплаты налогов, оборов (пошлин), влекут за собой наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от четырех до двадцати базовых величин, на юридическое лицо — от десяти до восьмидесяти базовых величин.
Если это нарушение привело к сокрытию, занижению налоговой базы, налагается штраф на индивидуального предпринимателя в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на юридическое лицо — от десяти до ста двадцати базовых величин.
Неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 20 % неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, на юридическое лицо — в размере 20 % неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.
Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), совершенная путем занижения, сокрытия налоговой базы, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 40 % неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, на юридическое лицо — в размере 40 % неуплаченной суммы, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.
Невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 20 % суммы, подлежащей перечислению, но не менее двух базовых величин, на юридическое лицо — в размере 20 % суммы, подлежащей перечислению, но не менее десяти базовых величин..
Открытие банком счета
организации или
Нарушение банком, иной уполномоченной организацией порядка и сроков исполнения поручений плательщика, налогового агента, иного обязанного лица на перечисление налога, сбора (пошлины), пени, а также решений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика, налогового агента, иного обязанного лица на счете в банке либо неисполнение указанных документов приводит к наложению штрафа на юридическое лицо в размере 20 % непоступившей суммы налога, сбора (пошлины), пени, но не менее десяти базовых величин.
Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица ях поручений на перечисление средств другому лицу, не связанных с исполнением обязанности по уплате налога, сбора (пошлины), пени, влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % суммы, перечисленной в соответствии с поручением плательщика, налогового агента, иного обязанного лица, но не более суммы неисполненного обязательства по уплате налога, сбора (пошлины), пени и не менее десяти базовых величин.
Предусмотрен ряд административ
Осуществление организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе приводит к наложению штрафа на должностных и иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере от пяти до двадцати базовых величин.
Нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытий (закрытии) счета в банке влечет наложение штрафа на должностных и иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере от десяти до двадцати базовых величин.
Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган декларации (расчета) влечет за собой наложение штрафа на должностных и иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере от двух до десяти базовых величин.
Деяние, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа на должностных и иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере от четырех до двадцати базовых величин.
Нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета доходов (расходов) и (или) иных объектовналого-обложения, а также отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, если эти деяния не повлекли за собой неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов (пошлин), влекут наложение штрафа на должностных и иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере от четырех до двадцати базовых величин.
Если нарушение привело к сокрытию, занижению налоговой базы, налагается штраф на должностных и иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влечет наложение штрафа на должностных и иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере от четырех до двадцати базовых величин.
Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), совершенная путем занижения, сокрытия налоговой базы, влечет за собой наложение штрафа на должностных и иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины) влечет наложение штрафа на должностных и иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере от десяти до двадцати базовых величин.
Непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, а также представление недостоверных сведений, влекут наложение штрафа на должностных и иных физических лиц в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Непредставление в установленный срок лицом в налоговый орган документов или сведений, которые это лицо обязано представлять либо сообщать в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа, а также представление недостоверных сведений влекут наложение штрафа на должностных и иных физических лиц в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Отказ плательщика, налогового агента, иного обязанного лица от подписания акта налоговой проверки приводит к предупреждению или наложению штрафа на должностных и иных физических лиц в размере до пяти базовых величин.
Открытие банком счета
организации или
Нарушение банком, иной уполномоченной организацией порядка и сроков исполнения поручений плательщика, налогового агента, иного обязанного лица на перечисление налога, сбора (пошлины), пени, а также решений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика, налогового агента, иного обязанного лица на счете в банке либо неисполнение указанных документов влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.[15, с.20-26]
4. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РБ
4.1 Недостатки налоговой системы
Белорусская налоговая система считается одной из наихудших в мире. Мы по данным экономических институтов на 187 месте, и на последнем из исследуемых стран. В Республики Беларусь особое внимание уделяется не расширению налоговой базы, а сбалансированности бюджета. Как следствие, налоги носят преимущественно фискальный характер. С позиции фискального значения важнейшую роль играют косвенные налоги. Однако известно неоднозначное влияние косвенных налогов на экономическую ситуацию. С одной стороны, они являются наиболее стабильным и гарантированным источником поступлений в бюджет, с другой - являются одним из значимых ценообразующих факторов.
Усиление роли косвенных налогов усиливает социальную несправедливость, поскольку лица с высоким уровнем доходов могут значительную их часть обращать в накопление, а лица с низкими размерами доходов вынуждены полностью направлять их на покупку товаров первой необходимости.