Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..…3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ......................................................................................................6
1.1 Возникновение необходимости в налогах……………………………..6
1.2 Основные понятия и сущность налогообложения……………….…….8
1.3 Классификация налогов………………………………………….……..12
1.4 Налоговое администрирование в РБ…………………………………..15
1.5 Штат работников налоговых органов …………………………………18
2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ...19
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки………………………………...…19
2.2. Налоги, относимые на себестоимость……………………………..…25
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли………………………………..…26
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………………………………28
4. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РБ………………………..35
4.1 Недостатки налоговой системы………………………………………..35
4.2 Последствия мирового финансового кризиса………………………37
5. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ...39
5.1. Изменения налоговой нагрузки………………….……………………39
5.2. Пути реформирования налоговой системы РБ………………………40
5.3 Что даст налоговая реформа……………………………………….…42
5.4 Меры совершенствования налогообложения………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………55
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Налоговая система Республики Беларусь.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

   Важным недостатком  налоговой системы Республики  Беларусь является высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования.

   Современная налоговая  система Республики Беларусь  до сих пор оказывает угнетающее  воздействие на производственный  сектор экономики. Многие предприятия  вынуждены использовать различные нелегальные схемы ухода от налогов, связанные с обращением наличных денег.

   Еще одной проблемой  белорусской налоговой системы  является большое количество  налогов и сборов, а также их  нестабильность. Хаотическое нагромождение  налоговых и неналоговых платежей не только создает трудности в финансовом планировании, но и в самих расчетах. Возникла необходимость в законодательном порядке устанавливать очередность включения налогов и сборов при формировании цены как следствие - в результате ошибки, даже в сторону увеличения, одного из платежей приводит к занижению другого.

   Большое количество  налогов усложняет механизм налогообложения  в целом, порождает излишний  документооборот и увеличивает  затраты, связанные с взиманием  налогов, ведет к многократному  обложению одной и той же налоговой базы (в частности, фонда заработной платы), к инфляционному повышению цен. Особенно негативно отражается на неконкурентоспособности белорусских предприятий многочисленные налоги, исчисляемые на фонд заработной платы и включаемые в себестоимость продукции. Эти налоги выступают мощным фактором роста цен, что ведет к трудностям быта, замедлению оборачиваемости капитала, уменьшению прибыли и другим негативным последствиям для предприятий.

   Также сложность  для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов, нередки случаи, когда законодательные акты вводятся задним числом, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности в правильности совершаемых действий, и оставляют возможность вольного их толкования.

   "Разбросанность" налоговых вопросов по многочисленным  документам, за появлением или  отменой которых трудно уследить, недостаточная ясность правовых  предписаний, противоречивость их  интерпретации, отсутствие нормативного  закрепления применяемых понятий - пожалуй, одни из основных причин налоговых нарушений.

   Одной из проблем  существующей налоговой системы  является применение различных  внебюджетных (целевых бюджетных)  фондов. Общая налоговая ставка  применяемых на территории республики  отчислений в целевые бюджетные фонды, включаемых в выручку, в настоящее время составляет 4,5%, в то время как по западной теории ставки выше 2% считаются неэффективными, поскольку могут привести к значительным негативным последствиям. [16, с.86]

   В связи с  этим необходимо отметить, что сложившаяся ситуация вызывает серьезные опасения, поскольку множественность целевых налогов даже при умеренных ставках по каждому виду в сумме приводит к значительному усилению налогового бремени. Кроме того, используемый механизм включения отчислений в целевые бюджетные фонды в цену продукции влечет увеличение стоимости продукции и, как следствие, неконкурентоспособность белорусской продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке.[16, с.368]

Требует существенной доработки  вопрос предоставления налоговых льгот. В большинстве случаев они нарушают принцип справедливости и равнозначности налогообложения по отношению в участникам экономической деятельности, не пользующихся налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает увеличение налоговой нагрузки для других. Льготы по косвенным налогам по отдельным видам деятельности или продукции не достигают конечного потребителя, не вызывают желаемого социального эффекта к снижению цен, которые независимо от предоставляемых льгот достигают уровня спроса.

 

 

4.2 Последствия  мирового финансового кризиса

 

По данным  Министерства финансов РБ, в январе-сентябре этого  года налоговые сборы в стране упали на треть, что на 32% меньше, чем за аналогичный период года прошлого. Главная причина – рост убыточных предприятий. Основная масса доходов по-прежнему обеспечена поступлениями НДС (41%). При этом сборы налога на прибыль организаций за девять месяцев упали по сравнению с прошлым года в 4,2 раза, что обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций.

В январе–августе отрицательную  динамику по сравнению с 2008 годом  показали почти все налоги, зачисляемые  в государственный  бюджет. С 1 января 2009 года снижена ставка сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), из объекта обложения налогом на недвижимость исключена активная часть основных производственных фондов, установлены единые ставки местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5 процентов, а также уменьшена с 5 до 3 процентов ставка налога на приобретение автомобильных транспортных средств. Реализация данных мероприятий позволила снизить налоговую нагрузку на 1,3 % ВВП и оставить в распоряжении белорусских субъектов хозяйствования более 2 трлн. рублей. С 1 января 2009 года по подоходному налогу с физических лиц была введена линейная (единая) ставка в размере 12 процентов и увеличен стандартный налоговый вычет на каждого работника с 35,0 тыс. рублей до 250,0 тыс. рублей в отношении доходов, не превышающих 1500,0 тыс. рублей в месяц. В отношении доходов индивидуальных предпринимателей установлена линейная (единая) ставка в размере 15 процентов.

Впрочем, пока снижение поступлений  нельзя назвать критичным: уже осенью собираемость налогов может вырасти, успокаивают эксперты. [21]

 

 

5. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ

 

5.1. Изменения налоговой нагрузки

 

Высокая налоговая нагрузка - одна из причин низкой конкурентоспособности  отечественной продукции. Ситуацию в реальном секторе усугубляет существование  значительного числа косвенных  налогов, целевых бюджетных фондов, которые в полной мере не решают задачу формирования доходной части бюджета и финансирования программ социального развития.

В течение последних  лет происходило снижение налоговой  нагрузки, хотя она по-прежнему остается самой высокой на территории ЕврАзЭС, что отражено в таблице (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Основная доля налоговых  изъятий приходиться на налоги, взимаемые  с фонда оплаты труда, что дает двойной негативный эффект: уменьшает  финансовый результат (прибыль) и приводит к сокращению реальных доходов населения. Динамика их изменений за предшествующие годы представлена в таблице (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Как свидетельствуют  данные таблицы, за счет прямых налогов  от ФОТ формируется около 13% доходов  консолидированного бюджета и практически  весь внебюджетный фонд социальной защиты населения. Наибольший удельный вес в структуре платежей от ФОТ они составляют около 75%. Доля подоходного налога занимает 19% в общей сумме налогов на ФОТ. Необходимо отметить, что за анализируемый период наблюдается увеличение уровня изъятия по подоходному налогу, что отражает картину общего уровня жизни населения и сокращения получаемых ими доходов, а так же провоцирует сокрытие объекта налогообложения.

С самого начала становления  и развития налоговой системы  Республики Беларусь система налогообложения  постоянно корректируется и изменяется. Динамика этих изменений отражена в таблице (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Такое положение затрудняет реализацию основных функций налогов - распределительную и стимулирующую. В то же время существование таких  налоговых поступлений позволяет обеспечить формирование доходной части бюджета в условиях сезонных колебаний объемов производства, остатков готовой продукции и финансового положения реального сектора экономики. Тем не менее, на перспективу в республике избран курс на сокращение оборотных налогов и платежей из выручки.

 

5.2. Пути реформирования  налогообложения в РБ.

 

Применяемая в республике налоговая система имеет общепризнанный набор налоговых платежей, используемых в европейских странах и в  странах СНГ, однако активное участие  Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования национальной налоговой системы.

Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.[18,c.36]

Основное направление  совершенствования налоговой системы  республики и приближения ее к уровню налогообложения на территории единого экономического пространства - снижение налоговой нагрузки.

Несмотря на то, что  определенные подвижки в области  отчислений в бюджетные фонды  происходят, проблема их существования  в налоговой системе республики остается по-прежнему острой. Введение целевых фондов не должно идти вразрез с общей налоговой политикой налоговой гармонизации. Для этого необходимо проводить развернутую оценку влияния на экономические процессы каждого платежа, последствий их ведения и применения как на национальной территории, так и в региональном союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовых отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей, применении льгот и санкций. Также должна быть определена программа, предусматривающая наряду с налоговой политикой политику поэтапной отмены целевых платежей.[16,c.24]

Поэтому упорядочение бюджетных  отношений в части функционирования государственных целевых фондов является первоочередной задачей налогового законодательства, позволяющей снизит общую нагрузку на налогоплательщика во всех отраслях экономики, выровнять базы налогообложения и ускорить процесс унификации налоговой системы в рамках проводимой политики налоговой гармонизации.

Один из вариантов  налогового реформирования предполагает:

  • Переход на единую ставку изъятия налога на добавленную стоимость в размере 18% по всем видам налогооблагаемых оборотов с учетом полного возмещения сумм налога по нулевой ставке,
  • Сокращение отдельных видов ставок акцизов (на сырую нефть, автомобильные бензины и дизельное топливо) в соответствии с аналогами в Российской Федерации,
  • Полную отмену отчислений от выручки в целевые фонды и единого платежа от фонда оплаты труда,
  • Снижение ставки взносов на социальную защиту до 26.[10,c.35]

Предложенные изменения  отразятся на структуре налоговых  платежей и общей величине налоговой  нагрузки (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

Основной целью корректировок  налоговой системы является достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития). [18,с.36]

Таким образом, в качестве основных направлений реформирования налоговой системы можно предложить поэтапное решение наиболее актуальных для реального сектора экономики  задач:

  • Сокращение до минимума, а в последствии и отмена налогов, уплачиваемых из выручки.
  • Снижение налогового бремени на фонд оплаты труда.
  • Уменьшение количества платежей за счет объединения сходных или отмены мелких налогов и сборов с высокими издержками на их администрирование.
  • Снижение ставок некоторых видов налогов по мере расширения базы налогообложения.
  • Максимальное упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей.[3,c.20]

 

 

5.3 Что даст  налоговая реформа?

 

В Беларуси готовы упростить  налоговую систему страны, дорабатывают проект Особенной части Налогового кодекса, принятие которого станет завершающим этапом совершенствования налогового законодательства республики. Каковы основные направления проводимой реформы? Вот, что по этому поводу говорит заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету, финансам и налоговой политике Александр АНТОНЕНКО:

 - Безусловно, в нынешней сложной экономической ситуации, связанной с мировым финансовым кризисом и другими проблемами, будут вноситься коррективы в текущие государственные программы. Тем не менее социальная направленность бюджета сохранится. Лучшее тому подтверждение – цифры бюджета нынешнего года. На реализацию социальных задач запланировано направить около 60 процентов расходной части бюджета. И даже с учетом «кризисных» корректировок, сделанных в последнее время, рост расходов на социальные программы сохраняется. В последние годы объемы средств, выделяемых на здравоохранение и образование, росли ежегодно на 20-30 процентов. На 2009 год первоначально был запланирован рекордный показатель роста – 35 процентов. Однако в связи с известной ситуацией, в которой живет и страна, и весь мир, пришлось внести коррективы. Либерализация белорусской экономики – это, по сути, изменение ее структуры. И ее проведение невозможно без внесения серьезных корректив в налоговую политику государства – по сути, без налоговой реформы. На сегодняшний день уже отменены двадцать малоэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономику налогов и сборов, объединены платежи, имеющие сходные налоговые базы. Наряду с упорядочением состава применяемых налоговых платежей значительно упрощен порядок определения налоговых баз по основным налогам, сборам и пошлинам, оптимизирован размер их налоговых ставок и конкретизированы условия исчисления и уплаты. Обеспечено упрощение проводимых налоговыми органами процедур налогового администрирования. Кроме того, в проекте Особенной части Налогового кодекса предлагается отменить с 1 января 2010 года сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автомобильных транспортных средств предприятиями, местные целевые сборы, местные сборы с пользователей и местный налог с продаж товаров в розничной торговле. Безусловно, такие налоговые послабления неизбежно «облегчат» доходную часть бюджета страны. В то же время снижение налоговой нагрузки позволит предприятиям направлять высвободившиеся средства на расширение производства, повышение качества своей продукции, на продвижение своего товара на внутреннем и внешнем рынках. А это однозначно приведет к увеличению доходной части бюджета. То есть те 2,8 триллиона белорусских рублей (по предварительным расчетам, именно столько составят потери доходов бюджета в результате налоговой реформы) не будут потеряны для страны. Они уйдут на развитие экономики республики, повышение эффективности работы предприятий и вернутся в бюджет еще большими суммами. В связи с этим можно напомнить, что когда обсуждалось введение с 1 января нынешнего года единого 12-процентного подоходного налога с физических лиц, высказывалось мнение, что это приведет к снижению налоговых поступлений. Однако практика показала обратное: объем поступлений в первом полугодии от данного налога возрос. Исходя из реалий нашей экономической интеграции в рамках Союзного государства, и мы, и россияне стараемся, насколько это возможно, синхронизировать налоговые законодательства. Поэтому российская и белорусская налоговые системы, за исключением ставок по отдельным налогам, достаточно близки. Проводя налоговую реформу, мы должны четко понимать то, что она – составная часть масштабной программы, которая должна быть реализована в ходе либерализации всей экономики страны. Предстоит серьезное перераспределение функций, обязательств и ответственности между государством и частным сектором. Уменьшая налоговую нагрузку и упрощая налоговое законодательство, государство совершенно обоснованно надеется на повышение деловой активности во всех сферах экономики и, естественно, на повышение эффективности работы предприятий всех форм собственности. [21]

Информация о работе Налоговая система