Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:02, курсовая работа
Актуальность темы исследования обуславливает тот факт, что доходы населения являются важнейшим фактором благосостояния, так как определяются возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Причем, государство призвано способствовать усилиям человека, по обеспечению своего благосостояния, в основе которого лежит получение стабильно высоких доходов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Роль государства в регулировании доходов………………………...5
1.1. Политика регулирования доходов населения……………………………5
1.2. Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни……………………………………………………..9
ГЛАВА 2. Анализ основных показателей государственной политики в области формирования и регулирования доходов граждан…………………..14
2.1.Перераспределение доходов населения Республики Беларусь…………..14
2.2. Особенности формирования доходов бюджета на современном этапе…21
2.3. Догонят ли доходы населения цены?...........................................................25
ГЛАВА 3. Направления совершенствования государственной политики в регулировании доходов………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………...
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Роль государства в регулировании доходов………………………...5
ГЛАВА 2. Анализ основных показателей государственной политики в области формирования и регулирования доходов граждан…………………..14
2.1. Перераспределение доходов населения Республики Беларусь…………..14
2.2. Особенности формирования доходов бюджета на современном этапе…21
2.3. Догонят ли доходы населения
цены?.........................
ГЛАВА 3. Направления совершенствования
государственной политики в регулировании
доходов………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обуславливает тот факт, что доходы населения являются важнейшим фактором благосостояния, так как определяются возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Причем, государство призвано способствовать усилиям человека, по обеспечению своего благосостояния, в основе которого лежит получение стабильно высоких доходов.
Цель данной курсовой работы – на основании информационных источников проанализировать роль государства в регулировании доходов.
Задачи курсовой работы:
Предметом исследования выступает
система экономических
Объектом исследования являются доходы населения как основной фактор роста благосостояния в условиях рыночной экономики.
Методологической основой исследования выступают совокупность общенаучных методов познания, и прежде всего, диалектический системно-функциональный, единство качественного и количественного анализа и другие методы.
Для раскрытия темы была использована учебная и методическая литература, нормативные акты и материалы средств массовой информации по теме курсовой работы.
ГЛАВА 1
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ДОХОДОВ
Важным элементом
Уровень и качество жизни в значительной степени зависят от величины доходов населения, поэтому рассмотрим это явление более подробно. Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Такое распределение называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными формами которых являются: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента. Их размеры зависят от конкурентных условий.
Предельная производительность не является единственным критерием распределения в экономике, поскольку оставляет "за бортом" тех индивидов, которые не владеют ни одним из факторов производства, в силу чего не могут получать факторных доходов (в частности, инвалиды, престарелые, несовершеннолетние). Их доходы (социальные трансферты, которые выступают в форме пенсий, пособий, стипендий, разнообразных выплат) не обусловлены участием в общественном производстве и являются результатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределения функциональных доходов. Размеры вторичных доходов существенным образом зависят от проводимой государством социальной политики.
Источниками доходов может также быть прибыль от личного подсобного хозяйства, участия в теневой или криминальной деятельности, наследство, выигрыши в лотерею и другие. Отсюда вытекает, что личный (персональный) доход может быть значительно больше факторного, поскольку включает в себя, как правило, несколько источников.
Доходы населения - это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Натуральные доходы - это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.
Денежные доходы населения - это сумма денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. В целом денежная форма доходов распространена больше, чем натуральная, однако у малообеспеченных слоев населения доля натуральных доходов выше, чем у богатых. [3, с.286]
Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов.
Номинальный доход - это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.
Располагаемый доход - это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, непосредственно используемые населением на потребление и сбережения.
Реальный доход - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы и цен на потребительские товары.
Реальные доходы населения определяются только в динамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается по формуле (1.1) за каждый месяц и за год в целом:
РД = (НД - НП) /I (1.1)
где РД - реальные доходы, р.;
НД - номинальные доходы, р.;
НП - налоги и обязательные платежи, р.;
I - индекс потребительских цен.
Иногда реальные доходы населения
определяют через показатель покупательной
способности денег, характеризующий
изменение объема товаров или
услуг, которые можно приобрести
на одну и ту же сумму в разные
периоды времени. Исчисление реальных
доходов по такой методике предполагает,
что качество товаров и соотношение
цен внутри той или иной их группы
не изменяется, отсутствует дефицит
товаров и государственное
В зависимости от циклов жизнедеятельности человека доходы подразделяются на получаемые: 1) до участия в трудовой деятельности (до достижения трудоспособного возраста); 2) от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности; 3) временно неработающими (безработными, беженцами и т.д.); 4) после завершения трудовой деятельности (пенсионерами).
С юридической точки зрения, доходы бывают законными (легальными) и незаконными (нелегальными). Ко вторым относятся доходы от незарегистрированной в установленном порядке деятельности; укрываемые от налогообложения или имеющие криминальное происхождение и т.п.
В странах с развитой рыночной экономикой источником информации о доходах населения являются выборочные обследования домохозяйств; данные деклараций физических лиц о их доходах, подаваемых в налоговые органы; показатели оплаты труда и расходов на конечное потребление домохозяйств в Системе Национальных счетов (СНС). В Республике Беларусь изучается доходы с опорой на Баланс денежных доходов и расходов населения и выборочные обследования около 6 тыс. домохозяйств. [3, с.289]
Процесс реформирования белорусской экономики охарактеризуют существенные колебания реальных доходов населения в разные годы. В первой половине 90-х гг. XX в. они неуклонно снижались, и в 1995 г. их уровень составил только 62% от показателей 1990 г. Начиная с 1996 г. падение доходов было приостановлено, а затем начался их рост. Эта тенденция особенно ярко проявляется начиная с 2000 г. Рост реального ВВП, затухание инфляционных процессов, форсирование темпов роста заработной платы с целью достижения ее уровня в 100 дол. США обусловили повышение реальных денежных доходов населения, которые, согласно Балансу доходов и расходов, устойчиво превышают уровень 1990 г.
Таким образом, доходы населения - это
все средства в натуральной и
денежной форме, получаемые домохозяйствами.
Они могут иметь натуральную
или денежную форму. Когда мы говорим
о денежных доходах, то следует учитывать
их покупательную способность, т.е.
различать номинальные и
Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различают социальное неравенство и экономическое.
Сущность социального
На величину доходов оказывает
влияние множество
Для Беларуси можно выделить и экологический
фактор, связанный с последствиями
аварии на ЧАЭС и необходимостью дополнительных
средств существования для
Известно, что величина доходов зависит от различий во владении собственностью, однако последняя может достаться индивидам по наследству, вследствие чего неравенство доходов воспроизводится, способствуя данной категории лиц в получении лучшего образования и более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства в получении доходов нельзя также исключить и благоприятное стечение обстоятельств.
Амплитуда неравенства становится очевидной при более глубоком рассмотрении распределения доходов между домохозяйствами. Для этого применяют прием ранжирования: семьи распределяют в порядке возрастания доходов, а затем делят на группы. При этом различают: а) квинтильные группы, в которых домохозяйства делятся на пять подгрупп, каждая из которых включает 20% всех семей. Первая квинтильная группа - составляет 20% семей с наименьшим, а пятая - 20% с небольшим уровнем доходов; б) децильные группы, которые формируются аналогичным образом и делят домохозяйства на 10 одинаковых подгрупп (по 10%).
Степень социального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов.
Кд = d10/d1 (1.2)
где Кд - Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов; (Кд) - это соотношение между средними доходами 10% наиболее богатого населения (d10) и 10% наименее обеспеченного (d1).
Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степень дифференциации населения.
В Республике Беларусь коэффициент фондов составляет 6,9, тогда как в странах-соседях - России, Украине, Литве и Польше - соответственно 20,3; 6,9; 7,9 и 7,8.
Более наглядно оценить степень неравномерности распределения доходов между гражданами (семьями) можно, построив кривую распределения доходов, названной по имени американского экономиста М. Лоренца. Кривая Лоренца – это кривая, показывающая, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат - кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящей на наименее обеспеченную часть семей (рис.1.1).
Рисунок 1.1 Кривая Лоренца
Примечание – Источник: [5]
Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1% населения располагал 1% доходов, 15% населения - 15% доходов, то кривая Лоренца совпала бы с пунктирной прямой абсолютного равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45° и превратилась в прямую.
Информация о работе Направления совершенствования государственной политики в регулировании доходов