Направления совершенствования государственной политики в регулировании доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обуславливает тот факт, что доходы населения являются важнейшим фактором благосостояния, так как определяются возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Причем, государство призвано способствовать усилиям человека, по обеспечению своего благосостояния, в основе которого лежит получение стабильно высоких доходов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Роль государства в регулировании доходов………………………...5
1.1. Политика регулирования доходов населения……………………………5
1.2. Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни……………………………………………………..9
ГЛАВА 2. Анализ основных показателей государственной политики в области формирования и регулирования доходов граждан…………………..14
2.1.Перераспределение доходов населения Республики Беларусь…………..14
2.2. Особенности формирования доходов бюджета на современном этапе…21
2.3. Догонят ли доходы населения цены?...........................................................25
ГЛАВА 3. Направления совершенствования государственной политики в регулировании доходов………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая работа по макроэкономике.docx

— 933.04 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.4 - Изменение цен на отдельные потребительские товары и платные услуги населению (в процентах)

 

Индекс цен к средним ценам

июля 2012 г. по состоянию на

11.09.2012г.

18.09.2012г.

25.09.2012г.

Сводный индекс цен  на потребительские  товары и услуги

100,8

101,1

101,5

говядина (кроме бескостного мяса)

100,0

100,0

100,0

свинина (кроме бескостного мяса)

100,8

100,8

100,6

полуфабрикаты из мяса птицы

101,8

102,4

102,5

яйца куриные

104,6

102,5

103,2

творог жирный

101,8

102,3

102,4

молоко

102,1

102,4

102,4

хлеб ржано-пшеничный

100,8

100,8

100,8

картофель

94,4

91,6

85,5

одежда

100,2

100,5

100,8

обувь

100,5

100,8

101,7

бензин автомобильный 

100,0

100,0

100,0


 

Продолжение таблицы 2.4 Изменение  цен на отдельные потребительские  товары и платные услуги населению (в процентах)

 

Индекс цен к средним ценам

июля 2012 г. по состоянию на

11.09.2012г.

18.09.2012г.

25.09.2012г.

плата за электроснабжение

100,0

100,0

100,0

плата за горячее водоснабжение

100,0

100,0

122,4

плата за холодное водоснабжение и  канализацию

100,0

100,0

100,0

плата за газ сетевой

100,0

100,0

100,0

перевозка пассажира в автобусе внутригородского сообщения

100,0

100,0

100,0


Примечание  – Источник: [16]

Тарифы на газ и электричество  остались на прежнем уровне. Согласно поставленной главой государства задаче, зарплата в Беларуси к концу года должна вырасти до 500 долларов США  в эквиваленте.

Согласно отчету Национального  банка Беларуси, за первое полугодие 2012 года средняя заработная плата  в Беларуси выросла на 32% в долларовом эквиваленте. В июне 2012 года средняя  зарплата составила 3 миллиона 752,1 тысячи белорусских рублей. В долларовом эквиваленте в пересчете по средневзвешенному  курсу это составляет 449,9 долларов. Согласно последним данным Белстата, начисленная средняя заработная плата в Беларуси в июле 2012 г. составила 3 925 900 рублей, в июне она равнялась 3 752 118 рублям. Независимые эксперты между тем отмечают, что задача по доведению заработной платы до 500 долларов будет достигнута, Однако реальные доходы населения от этого не увеличатся.   Примерно 90% семей живет менее чем на USD 370– семей, а не людей. То есть на одного человека выходит еще намного меньше. Благосостояние народа оценивается не уровнем зарплат, а оно определяется, прежде всего, ценами на потребительском рынке, которые постоянно растут.

 

ГЛАВА 3

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ДОХОДОВ

 

Для выделения особенностей совершенствования  политики доходов необходимо обозначить особенности экономической ситуации в Беларуси.

 Беларусь – страна с переходной  экономикой, занимающая 62 - место в мире по ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала), с достаточно высокой долей государственного сектора в экономике. Но, для формирования заработной платы по законам рынка необходимо «запустить» рыночную систему, а для этого продолжать реформирование государственного устройства от административно-планового типа экономики. Здесь можно выделить несколько подпунктов:

  • сокращение льготных категорий населения;
  • усиление методов по контролю за рациональным использованием средств из социальных фондов;
  • создание частных пенсионных фондов;
  • дифференциация пенсий по выслуге лет, по размерам внесенных средств;
  • чёткое налоговое законодательство, но без чрезмерного использования прогрессивных налоговых ставок;
  • искоренение коррупции во властных структурах.

  Что же касается механизма дифференциации и формирования доходов, то можно сделать вывод о том, что определенная степень дифференциации доходов и заработков необходима экономике. Она играет роль экономического стимулятора, так как формирует материальную заинтересованность человека в повышении эффективности труда, в поиске более эффективных вариантов приложения своих возможностей. Это объясняется тем, что существует непосредственная зависимость между мерой труда, мерой его оплаты и, соответственно, мерой потребления.

 В этом плане задача состоит  в том, чтобы минимизировать  резкие скачки дифференциации, попытаться  ее минимизировать, а также уменьшить  количественный разброс между  очень богатыми слоями и очень  бедными. 

  К предложенным выше факторам снижения напряжённости в дифференциации населения можно добавить еще один – рост реальных денежных доходов населения. На выполнение показателя роста реальных денежных доходов населения оказала влияние не только политика по формированию доходов, но и ценовая политика государства. При реализации данного шага необходимо учитывать, что на современном этапе экономического развития Республики Беларусь повышающее давление регулируемых цен и тарифов на потребительские цены составляет почти пятую часть наблюдаемого уровня инфляции. Это значит, что обеспечение роста покупательской способности населения за счет инфляции могло быть значительно меньшим, если бы отсутствовало повышающее давление со стороны органов государственного управления по пересмотру регулируемых цен и тарифов опережающими темпами.

  В прогнозируемом периоде основной целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения и сокращение бедности.

Особенно важное место в социальной политике государства занимает выработка  и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов  населения.

Одним из главных ее аспектов является создание благоприятных условий, позволяющих  экономически активной части населения  зарабатывать средства, величина которых  состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других.

Воздействие на уровень доходов  осуществляется через договорные отношения   между   работниками   и   работодателями,   систему налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие элементы.

Важнейшими задачами социальной политики являются рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан. [7, с.15]

Политика государства в области  доходов должна быть направлена на:

  • повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности;
  • дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.

Поступательный рост заработной платы  должен быть обеспечен путем:

  • предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;
  • установления прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда;
  • создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;
  • роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.

В области пенсионного обеспечения  основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и  рост пенсионных выплат с учетом повышения  жизненных стандартов. Для этого  необходимы:

  • поддержание реального уровня пенсионных выплат, увязанного с ростом реальной заработной платы, изменением стоимости жизни и возможностями экономики в целом;
  • определение минимальных государственных пенсионных гарантий на уровне, предусматривающем снижение малообеспеченности среди пожилых и инвалидов;
  • повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, ориентированной на усиление зависимости размера пенсий от личного участия в финансировании пенсионной системы;
  • содействие развитию программ дополнительного добровольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлечению к активному участию в них работодателей и работников.

Выполнение поставленных задач  будет содействовать финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам формировать  доход на пенсионный период на соответствующем  их ожиданиям уровне.

В условиях рыночных отношений в  первую очередь будет оказываться  поддержка тем, кто в силу своего социально-экономического положения  не может самостоятельно обеспечить необходимый доход или находится  в трудной жизненной ситуации. Повысится доступность социального  обслуживания для нуждающихся в  социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов.

Главными задачами социальной защиты населения являются усиление поддержки  наиболее нуждающихся граждан и  создание условий для повышения  уровня их жизни, обеспечение доступности  социальной помощи, базирующейся на государственных  социальных гарантиях и стандартах.

Повышение эффективности социальной поддержки населения должно быть обеспечено путем:

  • усиления мер социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе путем повышения размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • повышения адресности оказания социальной помощи;
  • внедрения новых социальных технологий, расширения перечня и повышения доступности социальных услуг;
  • создания условий для трудовой и социальной реабилитации инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития;
  • улучшения условий проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания: создания домов-интернатов малой вместимости, домов-интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе.

Намеченные  меры позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов  населения в 1,7 – 1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8 – 1,9 раза, усилить адресность социальной поддержки граждан. [7, с.18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Доходы населения - это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут  иметь натуральную или денежную форму. Когда мы говорим о денежных доходах, то следует учитывать их покупательную способность, т.е. различать  номинальные и реальные доходы. Номинальные  доходы - определенная денежная сумма  с налогами и т.д., а реальные доходы - это сумма, которую можно обменять на товары и услуги.

Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения в нем  неравенства. При этом различают  социальное неравенство и экономическое.

Сущность социального неравенства  заключатся в неодинаковом доступе  различных категорий населения  к социально-значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Экономическое  неравенство состоит в том, что  меньшинство всегда владеет большей  частью национального богатства.

Для того, чтобы показать степень дифференциации доходов, можно использовать кривую Лоренца и коэффициент Джинни. С помощью данных показателей можно оценить социальную напряженность в любой стране.

Государственная политика доходов, будучи составной частью социальной политики, не сводится только к разработке государственных  прогнозов и программ и представляет собой достаточно сложный механизм государственного регулирования перераспределения  доходов с помощью налоговых, бюджетных, кредитных, ценовых и  других рычагов. Наименьший удельный вес среди источников доходов населения занимают доходы от собственности — 4,4 %. Это объясняется главным образом отсутствием у большей части граждан таких ее размеров, которые позволили бы получать доход. Основными источниками формирования доходов граждан страны являются оплата труда, пенсии, пособия, стипендия.

Информация о работе Направления совершенствования государственной политики в регулировании доходов