Направления совершенствования государственной политики в регулировании доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обуславливает тот факт, что доходы населения являются важнейшим фактором благосостояния, так как определяются возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Причем, государство призвано способствовать усилиям человека, по обеспечению своего благосостояния, в основе которого лежит получение стабильно высоких доходов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Роль государства в регулировании доходов………………………...5
1.1. Политика регулирования доходов населения……………………………5
1.2. Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни……………………………………………………..9
ГЛАВА 2. Анализ основных показателей государственной политики в области формирования и регулирования доходов граждан…………………..14
2.1.Перераспределение доходов населения Республики Беларусь…………..14
2.2. Особенности формирования доходов бюджета на современном этапе…21
2.3. Догонят ли доходы населения цены?...........................................................25
ГЛАВА 3. Направления совершенствования государственной политики в регулировании доходов………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая работа по макроэкономике.docx

— 933.04 Кб (Скачать файл)

Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрих-пунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения дохода, чем сплошная кривая распределения. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джинни. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяются абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джинни никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, большее 0,4 (40), отражает высокую степень расслоения общества.

С проблемой неравномерного распределения  доходов связана проблема бедности. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение  возможностей человека, которое вызвано  отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к  качественному образованию и  здравоохранению. [10, с.155]

В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным  потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.

Вопрос борьбы с бедностью связан с проблемой перераспределения  доходов и обеспечения социальной справедливости. Неоправданная дифференциация доходов вызывает сокращение численности  среднего класса, который является основным предъявителем спроса на товары и услуги, и тем самым ослабляет  его стимулирующее воздействие  на экономическое развитие. Бедность и нищета ведут к росту социальных болезней, профессиональной деградации и ухудшению качества человеческого  капитала. Высокая дифференциация доходов  провоцирует социальную напряженность  в обществе и усиливает предпринимательские  и инвестиционные риски. Следовательно, чем больше неравенство в обществе, тем ниже экономическое благосостояние. Чтобы его повысить, необходимо перераспределение  доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.

Перераспределением называется процесс  изменения существующего в обществе модели распределения доходов или  богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Однако стремление к равенству на определенном этапе приводит к снижению производительности: возникает дилемма  эффективности и справедливости как выражение противоречия между  стабилизирующей и стимулирующей  функциями социальной политики. Передача доходов от более состоятельных  членов общества к менее состоятельным может повлечь снижение стимулов к активной экономической деятельности у тех и других и общему уменьшению благосостояния общества.

Кроме того, издержки, связанные с  реализацией перераспределительных программ, могут превысить выгоду от их осуществления. Передача доходов от богатых бедным осуществляется, по выражению известного экономиста А. Оукена, в "дырявом ведре", ухудшая положение богатых и не улучшая при этом положения бедных. Утечка из "дырявого ведра" такова: из каждых 350 дол, взятых у состоятельных людей, 250 теряются в процессе передачи бедным. В результате подобной перераспределительной политики люди могут менять свое рыночное поведение. Возникает проблема искажений: в результате борьбы с бедностью количество бедных возрастает, поскольку выгодно быть таковыми и, не работая, получать пособие. В свою очередь, более состоятельные люди начинают уклоняться от уплаты налогов, в результате чего государству не поступают средства, необходимые для помощи бедным.

Итак, неоправданное неравенство  подрывает социальную стабильность, однако чрезмерные перераспределительные процессы снижают эффективность экономической системы и могут уменьшить общественное благосостояние.

Таким образом, бедность является одной из основных проблем любой страны. Для того, чтобы показать степень дифференциации доходов, можно использовать кривую Лоренца и коэффициент Джинни. С помощью данных показателей можно оценить социальную напряженность в любой стране.

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ  ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГРАЖДАН

2.1 Перераспределение доходов населения Республики Беларусь

 

Государственная политика доходов, будучи составной частью социальной политики, не сводится только к разработке государственных  прогнозов и программ и представляет собой достаточно сложный механизм государственного регулирования перераспределения  доходов с помощью налоговых, бюджетных, кредитных, ценовых и  других рычагов. Она включает меры и  нормы законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, направленные на обеспечение роста денежных доходов  населения и создание условий  для повышения их реального содержания и справедливого распределения. О важности продуманных шагов  в этой области говорит то обстоятельство, что снижение стимулов к высокопроизводительному  труду, ставшее следствием уравнительной  системы распределения доходов, послужило одной из причин краха  советской социально-экономической системы, регулирующих, в том числе, и формирование доходов населения.

Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом  налогов, сборов и взносов, скорректированные  на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе 2012 года по сравнению с январем 2011 г. снизились  на 6,5% при прогнозе роста на 2012 год  на 3-3,5%.

Данные, характеризующие основные показатели доходов населения, приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1  - Основные показатели доходов  населения Республики Беларусь на 2011-2012гг.

 

Январь

2012 г.

Январь 2012 г. в % к

Справочно январь 2011 г.

в % к январю 2010 г.

Январю

2011 г.

Декабрю

2011 г.

Денежные доходы населения млрд. руб.

18 766,5

196,1

85,8

138,7

Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

1 982,9

196,4

85,8

138,9

Реальные располагаемые денежные доходы

ˣ

93,5

83,7

124,2

Номинальная начисленная заработная плата1, тыс. руб.

2 880,6

204,1

100,1

140,7

Реальная заработная плата ˡ

ˣ

97,3

98,2

127,2

Средний размер назначенных пенсий, тыс. руб.

940,4

160,8

100,0

124,9

Реальный размер назначенных пенсий

ˣ

76,7

98,1

112,9


Примечание  – Источник:  [14]

Основными источниками формирования доходов граждан страны являются оплата труда, пенсии, пособия, стипендия.

В январе 2012 г. общий объем денежных доходов населения составил 18,8 трлн. рублей и по сравнению с январем 2011 г. увеличился на 96,1% при росте  потребительских цен на товары и  услуги за этот период в 2,1 раза. Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и  взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и  услуги) снизились на 6,5% и составили 93,5%.

 В январе 2012 г. денежные доходы в расчете на душу населения в целом по республике составили 1 982,9 тыс. рублей в месяц и превысили минимальный потребительский бюджет в 1,8 раза, бюджет прожиточного минимума – в 2,8 раза.  (В январе 2011 г. доходы в расчете на душу населения в целом по республике составили 1 009,6 тыс. рублей см. Приложение А). Самые высокие доходы на душу населения остались в Минске – 2 135,4 тысяч рублей, а самый низкий уровень доходов на одну душу в 2011 году зафиксирован в Гомельской области – всего 1 204,2 тысяч рублей.

      Диаграмма 2.1.

Структура денежных доходов населения

(в процентах  к общему объему денежных доходов)

Примечание  – Источник: [14]

Наименьший удельный вес среди  источников доходов населения занимают доходы от собственности — 4,4 %. Это объясняется главным образом отсутствием у большей части граждан таких ее размеров, которые позволили бы получать доход.

Одной из проблем сопоставления  доходов населения является их индексация в связи с инфляцией.

Индексация — это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. Задача индексирования доходов состоит в сохранении определенного уровня жизни населения в том или ином периоде.

Индексация осуществляется двумя  способами:

1) путем  увеличения доходов на определенный  процент через определенное время  (один раз в год или в квартал);

2) путем  корректировки доходов по мере  роста уровня цен на заранее  оговоренный процент. 

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об индексации доходов  населения с учетом инфляции»  при определении потерь доходов, вызванных ростом цен, они возмещаются  не полностью, а частично, а индексация дифференцируется в зависимости  от величины получаемого дохода. При  этом используются корректирующие коэффициенты, шкалы и другие нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации.

Индексации подлежат доходы населения  из госбюджета — пенсии, стипендии, заработная плата и другие виды социальных выплат, за исключением единовременных. Выплаты по индексации осуществляются, как правило, за счет государственного и местного бюджетов, а для лиц, работающих на коммерческих предприятиях, за счет средств предприятий.

Доходы от собственности и личного  подсобного хозяйства в настоящее  время играют значительно меньшую  роль в формировании денежных поступлений  граждан. Однако, как показывает опыт других государств (прежде всего стран  с рыночной экономикой), самозанятость, предпринимательская деятельность, аренда недвижимости, выгодное вложение собственных сбережений служат весомым источником доходов для многих граждан. В данной связи в Беларуси принимаются меры по улучшению делового климата и условий предпринимательской деятельности, поддержке развития личных подсобных и фермерских хозяйств.

Темпы роста  реальных денежных доходов населения  в январе-сентябре 2010 года по областям (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года) (Приложение Б).

 Отличительной чертой государственной социальной политики в нашей стране является справедливое распределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокого социального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезные противоречия и создающего угрозу общественно-политической безопасности.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики (кроме субъектов малого предпринимательства  негосударственной формы собственности) в январе 2012 г. составила 2 880,6 тыс. рублей и по сравнению с декабрем 2011 г. увеличилась на 0,1 или на 2,9 тыс. рублей. Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе 2012 г. по сравнению с январем 2011 г. уменьшилась на 2,7% по сравнению с декабрем 2011 г. – на 1,8%. Данные об изменении номинальной начисленной и реальной заработной платы приведены в Приложении В.

В бюджетных  организациях номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата в  январе 2012 г. составила 2 515,1 тыс. рублей и по сравнению с декабрем 2011 г. увеличилась на 17,4% или на 373,3 тыс. рублей. Реальная заработная плата в январе 2012 г. по сравнению с январем 2011 г. уменьшилась на 5,1% по сравнению с декабрем 2011 г. – увеличилась на15,2 %.

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2.2

Примечание  – Источник: [14]

Лидерами по размеру заработной платы по-прежнему являются работники  финансово-банковской сферы, органов  государственного управления, науки  и научного обслуживания, строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самыми низкими заработки остаются в сельском хозяйстве, сферах социального  обеспечении и образования. При  этом в республике обеспечивается последовательное укрепление минимальной заработной платы как основной государственной  гарантии в области оплаты труда  и формы социальной защиты низкооплачиваемых  работников. Осуществляется индексация заработной платы и других доходов  граждан.

Предметом особой заботы государства  является последовательное повышение  пенсионного обеспечения. В феврале 2012 г. были увеличены размеры пенсий, выплачиваемых органами по труду. Занятости и социальной защите. Средний размер назначенных пенсий составил 1 209,8 тыс. рублей, что в 2,1 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 1 255,2 тыс. рублей. Реальный размер назначенных пенсий в феврале 2012 г. по сравнению с февралем 2011 г. уменьшился на 0,5% по сравнению с январем 2012 г. увеличился на 26,7%.

Изменение среднего размера назначенных пенсий характеризуется следующими данными, которые приведены в таблице 2.2.

Информация о работе Направления совершенствования государственной политики в регулировании доходов