Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:02, курсовая работа
Актуальность темы исследования обуславливает тот факт, что доходы населения являются важнейшим фактором благосостояния, так как определяются возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Причем, государство призвано способствовать усилиям человека, по обеспечению своего благосостояния, в основе которого лежит получение стабильно высоких доходов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Роль государства в регулировании доходов………………………...5
1.1. Политика регулирования доходов населения……………………………5
1.2. Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни……………………………………………………..9
ГЛАВА 2. Анализ основных показателей государственной политики в области формирования и регулирования доходов граждан…………………..14
2.1.Перераспределение доходов населения Республики Беларусь…………..14
2.2. Особенности формирования доходов бюджета на современном этапе…21
2.3. Догонят ли доходы населения цены?...........................................................25
ГЛАВА 3. Направления совершенствования государственной политики в регулировании доходов………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………...
Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрих-пунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения дохода, чем сплошная кривая распределения. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джинни. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяются абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джинни никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, большее 0,4 (40), отражает высокую степень расслоения общества.
С проблемой неравномерного распределения
доходов связана проблема бедности.
Сегодня в это понятие
В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.
Вопрос борьбы с бедностью связан
с проблемой перераспределения
доходов и обеспечения
Перераспределением называется процесс
изменения существующего в
Кроме того, издержки, связанные с
реализацией
Итак, неоправданное неравенство подрывает социальную стабильность, однако чрезмерные перераспределительные процессы снижают эффективность экономической системы и могут уменьшить общественное благосостояние.
Таким образом, бедность является одной из основных проблем любой страны. Для того, чтобы показать степень дифференциации доходов, можно использовать кривую Лоренца и коэффициент Джинни. С помощью данных показателей можно оценить социальную напряженность в любой стране.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГРАЖДАН
2.1 Перераспределение доходов населения Республики Беларусь
Государственная политика доходов, будучи
составной частью социальной политики,
не сводится только к разработке государственных
прогнозов и программ и представляет
собой достаточно сложный механизм
государственного регулирования
Реальные располагаемые
Данные, характеризующие основные показатели доходов населения, приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные показатели доходов населения Республики Беларусь на 2011-2012гг.
Январь 2012 г. |
Январь 2012 г. в % к |
Справочно январь 2011 г. в % к январю 2010 г. | ||
Январю 2011 г. |
Декабрю 2011 г. | |||
Денежные доходы населения млрд. руб. |
18 766,5 |
196,1 |
85,8 |
138,7 |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц |
1 982,9 |
196,4 |
85,8 |
138,9 |
Реальные располагаемые |
ˣ |
93,5 |
83,7 |
124,2 |
Номинальная начисленная заработная плата1, тыс. руб. |
2 880,6 |
204,1 |
100,1 |
140,7 |
Реальная заработная плата ˡ |
ˣ |
97,3 |
98,2 |
127,2 |
Средний размер назначенных пенсий, тыс. руб. |
940,4 |
160,8 |
100,0 |
124,9 |
Реальный размер назначенных пенсий |
ˣ |
76,7 |
98,1 |
112,9 |
Примечание – Источник: [14]
Основными источниками формирования доходов граждан страны являются оплата труда, пенсии, пособия, стипендия.
В январе 2012 г. общий объем денежных доходов населения составил 18,8 трлн. рублей и по сравнению с январем 2011 г. увеличился на 96,1% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период в 2,1 раза. Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) снизились на 6,5% и составили 93,5%.
В январе 2012 г. денежные доходы в расчете на душу населения в целом по республике составили 1 982,9 тыс. рублей в месяц и превысили минимальный потребительский бюджет в 1,8 раза, бюджет прожиточного минимума – в 2,8 раза. (В январе 2011 г. доходы в расчете на душу населения в целом по республике составили 1 009,6 тыс. рублей см. Приложение А). Самые высокие доходы на душу населения остались в Минске – 2 135,4 тысяч рублей, а самый низкий уровень доходов на одну душу в 2011 году зафиксирован в Гомельской области – всего 1 204,2 тысяч рублей.
Диаграмма 2.1.
Структура денежных доходов населения
(в процентах
к общему объему денежных
Примечание – Источник: [14]
Наименьший удельный вес среди источников доходов населения занимают доходы от собственности — 4,4 %. Это объясняется главным образом отсутствием у большей части граждан таких ее размеров, которые позволили бы получать доход.
Одной из проблем сопоставления доходов населения является их индексация в связи с инфляцией.
Индексация — это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. Задача индексирования доходов состоит в сохранении определенного уровня жизни населения в том или ином периоде.
Индексация осуществляется двумя способами:
1) путем
увеличения доходов на
2) путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» при определении потерь доходов, вызванных ростом цен, они возмещаются не полностью, а частично, а индексация дифференцируется в зависимости от величины получаемого дохода. При этом используются корректирующие коэффициенты, шкалы и другие нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации.
Индексации подлежат доходы населения из госбюджета — пенсии, стипендии, заработная плата и другие виды социальных выплат, за исключением единовременных. Выплаты по индексации осуществляются, как правило, за счет государственного и местного бюджетов, а для лиц, работающих на коммерческих предприятиях, за счет средств предприятий.
Доходы от собственности и личного подсобного хозяйства в настоящее время играют значительно меньшую роль в формировании денежных поступлений граждан. Однако, как показывает опыт других государств (прежде всего стран с рыночной экономикой), самозанятость, предпринимательская деятельность, аренда недвижимости, выгодное вложение собственных сбережений служат весомым источником доходов для многих граждан. В данной связи в Беларуси принимаются меры по улучшению делового климата и условий предпринимательской деятельности, поддержке развития личных подсобных и фермерских хозяйств.
Темпы роста реальных денежных доходов населения в январе-сентябре 2010 года по областям (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года) (Приложение Б).
Отличительной чертой государственной социальной политики в нашей стране является справедливое распределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокого социального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезные противоречия и создающего угрозу общественно-политической безопасности.
Номинальная начисленная среднемесячная
заработная плата работников республики
(кроме субъектов малого предпринимательства
негосударственной формы
В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе 2012 г. составила 2 515,1 тыс. рублей и по сравнению с декабрем 2011 г. увеличилась на 17,4% или на 373,3 тыс. рублей. Реальная заработная плата в январе 2012 г. по сравнению с январем 2011 г. уменьшилась на 5,1% по сравнению с декабрем 2011 г. – увеличилась на15,2 %.
Диаграмма 2.2
Примечание – Источник: [14]
Лидерами по размеру заработной платы по-прежнему являются работники финансово-банковской сферы, органов государственного управления, науки и научного обслуживания, строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самыми низкими заработки остаются в сельском хозяйстве, сферах социального обеспечении и образования. При этом в республике обеспечивается последовательное укрепление минимальной заработной платы как основной государственной гарантии в области оплаты труда и формы социальной защиты низкооплачиваемых работников. Осуществляется индексация заработной платы и других доходов граждан.
Предметом особой заботы государства является последовательное повышение пенсионного обеспечения. В феврале 2012 г. были увеличены размеры пенсий, выплачиваемых органами по труду. Занятости и социальной защите. Средний размер назначенных пенсий составил 1 209,8 тыс. рублей, что в 2,1 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 1 255,2 тыс. рублей. Реальный размер назначенных пенсий в феврале 2012 г. по сравнению с февралем 2011 г. уменьшился на 0,5% по сравнению с январем 2012 г. увеличился на 26,7%.
Изменение среднего размера назначенных пенсий характеризуется следующими данными, которые приведены в таблице 2.2.
Информация о работе Направления совершенствования государственной политики в регулировании доходов