Направления совершенствования государственной политики в регулировании доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обуславливает тот факт, что доходы населения являются важнейшим фактором благосостояния, так как определяются возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Причем, государство призвано способствовать усилиям человека, по обеспечению своего благосостояния, в основе которого лежит получение стабильно высоких доходов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Роль государства в регулировании доходов………………………...5
1.1. Политика регулирования доходов населения……………………………5
1.2. Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни……………………………………………………..9
ГЛАВА 2. Анализ основных показателей государственной политики в области формирования и регулирования доходов граждан…………………..14
2.1.Перераспределение доходов населения Республики Беларусь…………..14
2.2. Особенности формирования доходов бюджета на современном этапе…21
2.3. Догонят ли доходы населения цены?...........................................................25
ГЛАВА 3. Направления совершенствования государственной политики в регулировании доходов………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая работа по макроэкономике.docx

— 933.04 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.2  - Изменение среднего размера  назначенных пенсий.

 

Средний размер назначенных пенсий, тыс. руб.

Средний размер назна- ченных пенсий в % к

Реальный размер назначенных пенсий в % к

среднему размеру начисленной  заработной платы

бюджету прожиточного минимума для пенсионеров

соответст-

вующему периоду предыдуще-го года

Предыдуще-му месяцу

2011 г.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2012 г.

Январь

Февраль

 

584,7

586,5

586,5

586,5

589,3

669,0

669,0

767,1

767,1

767,1

941,0

940,4

 

940,4

1209,8

 

41,5

40,8

38,2

37,5

35,7

37,5

36,1

38,5

33,9

33,1

38,6

32,7

 

32,6

 

231,8

223,7

223,7

223,7

200,3

227,4

227,4

209,1

209,1

209,1

203,0

202,9

 

202,9

231,2

 

112,9

110,7

109,8

105,9

94,6

99,1

96,0

90,0

80,5

75,2

78,1

77,1

 

76,7

99,5

 

98,6

97,7

98,1

95,7

88,8

104,5

96,6

105,3

88,0

92,4

113,5

97,7

 

98,1

126,7


Примечание  – Источник: [14]

 

В последние годы в Беларуси осуществлен  ряд мер по совершенствованию  пенсионной системы, ее финансовому  укреплению: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; в систему обязательного  пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели. С  начала текущего года вступил в силу Закон Республики Беларусь "О профессиональном пенсионном страховании". В нашей стране существует широкая система материальной поддержки семей с детьми: пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, обеспечение бесплатным питанием детей до двух лет, предоставление льготных жилищных кредитов и материальной помощи в погашении кредитов на строительство жилья и др. Системой социальных пособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности).

Таким образом, переход на рыночные отношения сопровождается трансформацией структуры денежных доходов населения: расширяется круг их источников, наряду с оплатой труда появились  доходы от собственности, продажи недвижимости, предпринимательской деятельности. Тем не менее в современных условиях оплата труда пока еще остается основным источником доходов населения Республики Беларусь. Приоритетным направлением политики в области оплаты труда должно стать создание новой системы оплаты труда на основе рыночных механизмов регулирования. Заработная плата должна стать важнейшим стимулом роста производительности труда и повышения продуктивности экономики.

 

2.2 Особенности формирования доходов  бюджета 

на современном этапе

 

Доходы  бюджета представляют собой экономические  отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда  денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей - налоговые  и неналоговые. Доходы также могут  принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Сущностными признаками доходов бюджета  являются безвозмездность и безвозвратность. Основным источником их образования  выступает национальный доход, а иногда и национальное богатство (доходы от приватизации объектов государственной собственности, других национальных ценностей). Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства.

В Республике Беларусь основная доля доходов бюджета формируется  за счет налоговых поступлений. [11,с.11] Оценка налоговой системы осуществляется с позиций соответствия общепризнанным характеристикам - стабильности, справедливости и эластичности, определяющих ее эффективность. Имеется в виду, что налоги должны обеспечить необходимый уровень доходов для финансирования общегосударственных расходов, не создавая чрезмерного давления на субъекты хозяйствования и население, сохраняя свою стимулирующую функцию.

При этом налоговые поступления  не должны подгоняться под постоянно  растущие потребности бюджета, их величина в ВВП должна быть обоснована. Данное обстоятельство требует проведения политики, направленной на определение  оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП.

Доходная часть консолидированного бюджета формируется, главным образом, за счет налоговых поступлений, в  составе которых преобладают  четыре основных налога: налог на добавленную  стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы.

 

 

 

Таблица 2.3 - Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2009-2010 гг., в процентах (без  учета ФЗСН)

Показатели

2009 г.

2010 г.

1. Налоговые доходы –  всего

88,4

92

в том числе:

   
  • Налоги на доходы и прибыль

20,6

24,2

В том числе - подоходный налог

9,2

11,0

  • Налоги на собственность

3,5

3,8

  • Налоги на товары и услуги

42,6

47,1

в том числе - НДС

25,6

33,3

- акцизы

7,8

8,9

  • Налоговые доходы от ВЭД

17,1

11,8

2. Неналоговые доходы

11,4

7,8

3. Безвозмездные поступления

0,2

0,2

Итого доходов

100,0

100,0


Примечание – Источник: [8]

      Из таблицы видно, что основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом.

      Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.

      Поступление доходов в течение года (Приложение Г) имеет неравномерный характер. [8, с.1, рис. 1].

      Из графика видно, что основная  доля доходов, как в 2009, так  и в 2010 гг., приходится на конец  года – декабрь-месяц. Также  высока доля доходов, поступающих  в апреле, июле, октябре. Это можно  объяснить тем, что наибольший  удельный вес в структуре доходов  занимают налоговые, налоговая  система республики совершенствуется  путем снижения налоговой нагрузки, в том числе постепенно перестраиваясь  на поквартальную уплату налогов. Следовательно, доля доходов в месяце, следующем за отчетным кварталом, значительно выше, чем в остальные.

      Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 52979,8 млрд. рублей. По сравнению с 2009 годом (49200,8 млрд рублей) рост составил 7,7 %, в реальном выражении уменьшились на 0,1%.

      Основную долю расходов консолидированного бюджета за 2009 - 2010 гг. (Рис. 2.1)  занимают национальная экономика, здравоохранение, общегосударственные расходы. [8, с.3, рис. 2].

Рисунок 2.1 –  Структура расходов консолидированного бюджета за 2009-2010 гг.

Примечание  – Источник: [8]

Основным источником поступления  средств в бюджет являются налоги. Их доля в общей сумме доходов республиканского бюджета составляет около 87%. Следовательно, государственный бюджет пополняется в основном за счет средств предприятий, организаций, объединений и физических лиц. Государство через налоги изымает у собственников часть их дохода в бюджет. Но налоговое законодательство Республики Беларусь, как и бюджетное, нестабильно, и непоследовательна практика его применения, что зачастую делает налоги неразумными и несправедливыми.

 

 

Стабилизировать ситуацию можно путем:

- правильного выбора принципов  и приоритетов формирования и  использования бюджетных средств,  поиска путей и механизмов  повышения эффективности использования доходов бюджета;

- своевременного утверждения бюджета,  более точного и детального  рассмотрения и утверждения показателей  бюджета, исходя из реальных  возможностей экономики страны, что должно обеспечить стабильные  условия для работы предприятий  и организаций народного хозяйства  и объектов социальной сферы;

- совершенствования Налогового  законодательства Республики Беларусь, что обеспечило бы большую  собираемость налогов, а именно: дифференциация ставок налогов,  исключение противоречивых положений  в налоговом законодательстве, исключение  двойного налогообложения субъектов  хозяйствования, повышение требований  к квалификации работников налоговых  органов и проведение целенаправленной  политики по формированию благоприятных  взаимоотношений между налогоплательщиками  и налоговыми органами.

Без надлежащего формирования доходной и расходной части бюджета  невозможно финансирование целевых  государственных проектов, поддержание  науки, здравоохранения, образования, повышение уровня жизни в государства.

 

 

2.3 Догонят ли  доходы населения цены?

 

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе–июне 2012 года составила  Br 3262,6 тыс., в том числе в июне – Br 3752,1 тыс., и увеличилась по сравнению с маем 2012 года на 5,4%, или на Br 192,5 тыс. Подавляющее большинство населения живет гораздо беднее и не получает таких доходов. Теоретически, это может быть чисто субъективным мнением, но ведь и официальная статистика этот парадокс подтверждает.

Домашние хозяйства Беларуси тратят на питание более 40% потребительских  расходов. Наиболее обеспеченные домашние хозяйства из общей суммы потребительских расходов 30% тратят на питание и около 50% – на покупку непродовольственных товаров, а наименее обеспеченные домашние хозяйства 30% потребительских расходов тратят на покупку непродовольственных товаров и около 50% – на питание. Это цифры характерные для очень бедной страны, что тоже подтверждает, что реальные доходы населения очень низкие. В то же время средняя зарплата в Республике Беларусь все же выше, чем в беднейших государствах мира. Почему официальные зарплаты и реальные доходы подавляющего большинства населения не совпадают?

Одна из причин в неравенстве распределения работающих собственно по зарплатам. К примеру, если один «вертикальщик», получает USD 5 000 в месяц, то девяти «простолюдинам» можно и вообще не платить, все равно средняя зарплата будет USD 500. Судя по реальным доходам простых людей, примерно так оно на практике и делается, разве что в несколько иной пропорции. И статистика это подтверждает. Почти 85% работников организаций Беларуси в марте 2012 года получали зарплату ниже Br 3 млн. В январе-апреле 2012 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников составила Br 3066,9 тыс. Однако почти 84,9% работников организаций Беларуси в марте 2012 года получали зарплату ниже этой суммы.

Индекс потребительских цен  на товары и платные услуги населению  за период с 18 по 25 сентября 2012 года, по оценке Национального статистического  комитета Республики Беларусь, составил 100,4%, с начала месяца к средним  ценам августа 2012 г. – 101,5%. [16]

Наибольший прирост цен с  начала месяца отмечен на муку пшеничную (3,9%),  масло растительное (3,5%), масло  животное (3,3%), яйца куриные (3,2%), сухие  молочные смеси для детского и  диетического питания (2,7%), молоко и  молочные продукты (2,6%), полуфабрикаты  из мяса птицы, консервы мясные (2,5%), соль (1,9%), колбасу полукопченую (1,3%), хлеб и хлебобулочные изделия (1,1%), колбасу  вареную первого сорта, женскую  одежду, обувь (1,7%), ткани (1,4%), электротовары (0,6%), услуги высшего образования (24,8%), услуги по горячему водоснабжению (22,4%), бытовые услуги (2,7%).

Информация о работе Направления совершенствования государственной политики в регулировании доходов