Нефтегазовый сектор – основа бюджета России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

До перестройки нефть и газ были опорой советского руководства. Дешевые энергоносители обеспечивали оттяжку структурной перестройки энергоемкой промышленности СССР. Эта нефть и этот газ привязывали страны восточного блока. Валютные доходы от экспорта газа и нефти позволяли обеспечивать потребительский рынок импортными товарами.
С тех пор изменилось многое. Радикально перестраивается внутренняя структура государства. Разворачивается процесс реорганизации российского административного пространства. В то же время нефть и газ по-прежнему остаются важнейшими источниками дохода в валюте для всей страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Нефтегазовый сектор – основа бюджета России………………………...5
1.1. Основные источники доходов России…………………………………..5
1.2. Сущность доходов, получаемых за счет нефтегазового сектора…….10
1.3. Роль нефтегазового сектора в социально – экономическом развитии России………………………………………………………………………...14
Глава 2. Управление нефтегазовыми доходами РФ……………………………...16
2.1. Основные направления распределения нефтегазовых доходов……………..16
2.2. Резервный фонд………………………………………………………………21
2.3. Фонд национального благосостояния………………………………………..25
Глава 3. Перспективы развития нефтегазового сектора…………………………29
3.1. Последствия продолжения роста цен на нефть……………………….29
3.2. Перспективы развития нефтегазовой отрасли России………………..33
Заключение………………………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

финансы курсовая 1.docx

— 76.66 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Нефтегазовый сектор – основа бюджета России………………………...5

1.1. Основные источники  доходов России…………………………………..5

1.2. Сущность доходов, получаемых за счет нефтегазового сектора…….10

1.3. Роль нефтегазового сектора в социально – экономическом развитии России………………………………………………………………………...14

Глава 2. Управление нефтегазовыми  доходами РФ……………………………...16

2.1. Основные направления  распределения нефтегазовых доходов……………..16

2.2. Резервный  фонд………………………………………………………………21

2.3. Фонд национального  благосостояния………………………………………..25

Глава 3. Перспективы развития нефтегазового сектора…………………………29

3.1. Последствия продолжения  роста цен на нефть……………………….29

3.2. Перспективы развития  нефтегазовой отрасли России………………..33

Заключение………………………………………………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

До перестройки нефть  и газ  были опорой советского руководства. Дешевые энергоносители обеспечивали оттяжку структурной перестройки  энергоемкой промышленности СССР. Эта  нефть и этот газ привязывали  страны восточного блока. Валютные доходы от экспорта газа и нефти позволяли  обеспечивать потребительский рынок  импортными товарами.

С тех пор изменилось многое. Радикально перестраивается внутренняя структура государства. Разворачивается  процесс реорганизации российского  административного пространства. В  то же время нефть и газ по-прежнему остаются важнейшими источниками дохода в валюте для всей страны.

Нефтегазовый комплекс за годы реформ  значительно упрочил  свои позиции в экономике страны. НГК возник и окреп, как и другие структурные подразделения в  народном хозяйстве страны, еще в  рамках СССР и единого народно-хозяйственного комплекса. После его развала  нефтегазовый комплекс получил вполне самостоятельное значение. Что касается общего положения нефтегазового  комплекса в российской экономике, то отрасль в гораздо меньшей  степени затронул спад производства. Более того, за годы реформ сырьевые отрасли выдвинулись на ведущие  позиции в народном хозяйстве  страны.

Поступления из нефтегазового  сектора России обеспечили в 2007 году  около 70% доходов федерального бюджета. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что сегодня этот сектор оказывает огромное влияние на развитие экономики нашей страны. Но не стоит  забывать о том, что по своей сути термин «влияние» может иметь  не только положительное значение. К сожалению, это не является исключением  и по отношению к нефтегазовому  вопросу. Здесь «влияние» приобретает  отрицательный характер, когда речь идёт о чрезмерной зависимости и  перенасыщении российской экономики  этим видом доходов. Данную ситуацию, когда Россия буквально «подсела на нефтяную иглу», как ничто иное, четко характеризует высказывание Френсиса Бэкона «богатство очень хорошо, когда оно служит нам, и очень плохо – когда повелевает нами».

Одной из целей моей работы является выяснение того, как правительству  распределять этот вид доходов, чтобы  мощный поток нефтедолларов не «смыл» российскую экономику. Также считаю очень важным выяснить, к чему приведёт дальнейшее увеличение цен на нефть. И, наконец, как с помощью инновационной  политики сделать влияние нефтегазового  сектора на экономику только положительным.

 Для начала рассмотрим основные источники формирования бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Нефтегазовый сектор – основа бюджета России

1.1. Основные источники доходов РФ

     Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти. Доходы бюджета - налоговые и неналоговые доходы, в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от продажи принадлежащего государству имущества.

      Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоговые доходы – это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной власти.1

     Налоги представляют  собой часть национального дохода, мобилизуемого во все звенья  бюджетной системы. Это обязательные  платежи юридических и физических  лиц, поступающие государству  в заранее установленных законом  размерах и в определенные  сроки. Исторически их возникновение  относится к периоду разделения  общества на социальные группы  и появления государства. Государство  без налогов существовать не  может, поскольку они – главный  метод мобилизации доходов в  условиях господства частной  собственности и рыночных отношений.

     В соответствии  с Законом РФ «Об основах  налоговой системы в Российской  Федерации» от 27.12.91г. с последующими  изменениями и дополнениями налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик, и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров и услуг, поскольку они входят в цену этих товаров и услуг. К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций, налог на имущество, подоходный налог с физических лиц и др. Косвенные налоги отличаются простотой внимания и включают: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

     В Российской  Федерации устанавливаются и  взимаются следующие виды налогов  и сборов: федеральные налоги  и сборы, налоги и сборы субъектов  Федерации (региональные) и местные  налоги и сборы .

       Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком  за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2011 г. составила около 40%.

Налогоплательщиками НДС  признаются :

  - организации;

  - лица, являющиеся плательщиками  данного налога в связи с  перемещением товаров через таможенную  границу;

  - индивидуальные предприниматели.2

Согласно п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС считаются  следующие операции:

  - реализация товаров  (работ, услуг) на территории  РФ, в том числе реализация  предметов залога;

  - ввоз товаров на  территорию Российской Федерации  и иные территории, находящиеся  под ее юрисдикции;

  - передача на территории  РФ товаров (выполнение работ,  оказание услуг) для собственных  нужд расходы на которые не  принимаются к вычету при исчислении  налога на прибыль организации;

  - выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления.3

     Акцизы, как  и НДС – федеральный косвенный  налог, выступающий в виде надбавки  к цене товара. В настоящее  время в налоговых доходах  федерального бюджета они составляют  около 3% .

     Плательщиками  акцизов признаются организации,  индивидуальные предприниматели,  а также лица, признаваемые налогоплательщиками  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии  с Таможенным кодексом РФ.

     Единый социальный  налог был введен с 1 января  2001 г., он носит целевой характер, поскольку предназначен для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. На данный момент он обеспечивает около 5% поступлений в федеральный бюджет.4

     Таможенные  пошлины действуют на основе  Закона РСФСР “Об основах налоговой  системы РФ” (декабрь 1991г.) и  Таможенного кодекса РФ, принятого  в середине июня 1993г. Вопросы  таможенного обложения решаются  Государственным таможенным комитетом  РФ. Таможенные пошлины в России  взимаются в соответствии с таможенным тарифом, введённым с 1 июля 1993г. в соответствии с Законом РФ “О таможенном тарифе” (с последующими изменениями).

     Что  касается  прямых  налогов,  то  в  России  важное  значение   принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Плательщиками налога на прибыль являются  российские   организации   и иностранные организации,   осуществляющие   свою деятельность в РФ через постоянные представительства и(или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками.5 Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2011 году (январь – октябрь) составили 1966,4 млрд. рублей.

     Неналоговые  доходы бюджетов имеют существенные  отличия от налоговых поступлений.  Порядок их установления, исчисления  и взимания регламентируется  комплексом нормативных документов. Неналоговые доходы могут носить  обязательный и необязательный  характер, взиматься на добровольной  и принудительной основах. У  них не определены конкретные  ставки, сроки уплаты, льготы и  другие чисто налоговые элементы. В структуре неналоговых доходов  федерального бюджета Российской  Федерации наибольшую долю составляют  доходы от внешнеэкономической  деятельности, а вторыми по значению  являются доходы от сдачи в  аренду имущества, находящегося  в государственной собственности.6 Неналоговые доходы составили 9,8% ВВП. Поступления от внешнеэкономической деятельности, включающие таможенные платежи, достигли 8,8% ВВП, что на 1,6 % ВВП выше прошлогоднего показателя. К неналоговым доходам относятся:

• доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

• доходы от продажи имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов  государственной власти субъектов  Федерации;

• средства, полученные в  результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного  изъятия;

• иные неналоговые доходы.7

    Хотя доля неналоговых  поступлений уступает налоговым,  эти доходы стали увеличиваться. С 2007г. по 2009г. наблюдается рост неналоговых доходов в процентном соотношении, особенно ярко этот рост заметен с 2009 года, когда неналоговые доходы увеличились по сравнению с 2008 годом на 0,7 %.

    В составе неналоговых  доходов бюджета на протяжении  последних пяти лет основной  удельный вес занимают доходы  от государственной собственности  и предпринимательской деятельности, что составляет по годам: 2007г. – 27 %; 2008г. – 20 %; 2009г. – 23 %; 2010г. – 27 %; 2011г. – 53 %

    Второе место  занимают административные сборы и платежи (в 2011 году этот показатель равен 6,6 %). Наименьший процент среди всех неналоговых доходов в 2011 году занимают «Доходы от оказания платных услуг».

 

 

 

1.2. Сущность доходов, получаемых за счет нефтегазового сектора

В Бюджетном Кодексе РФ статья  96.6 говорит о том, что  к нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

  - налога на добычу  полезных ископаемых в виде  углеводородного сырья (нефть,  газ горючий природный из всех  видов месторождений       углеводородного сырья, газовый  конденсат из всех видов месторождений  углеводородного сырья);

  - вывозных таможенных  пошлин на нефть сырую;

  - вывозных таможенных  пошлин на газ природный;

  - вывозных таможенных  пошлин на товары, выработанные  из нефти.8

Роль нефтегазовых доходов  неоднозначна. Влияние нефти и  газа на развитие страны можно рассматривать  как положительным, так и отрицательным.

Обозначим положительные  стороны. Прежде всего, нефтегазовые доходы являются основным источником формирования федерального бюджета, золотовалютных резервов РФ, с помощью которых  государство может осуществлять деятельность, направленную на достижение финансовой устойчивости, которая проявляется  в макроэкономической сбалансированности, снижении государственного долга, установлению твёрдой национальной валюты и в  итоге, сочетания интересов государства  и всех членов общества. Также  нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения  нефтегазового трансферта, для формирования Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния. Эти фонды предназначены  для успешного развития страны в  будущем, т.е. этот вид доходов может обеспечить стабильность в самых непредвиденных ситуациях (например, резкое снижение цен на нефть).

Также государство может  проводить и успешную внешнюю  политику. Благодаря нефти, а точнее тому, когда к концу 2007 года мировая  цена на неё достигла отметки $100 за баррель, золотовалютные резервы России вошли в тройку крупнейших, после Китая и Японии. Вследствие этого Россия расплатилась с большинством внешних долгов, полученных также ещё при Советском времени. Это может способствовать укреплению России в мире и признанию её надежным партнёром в решении важных задач.

Грандиозный рост мировых  цен на нефть сделал российский рынок  акций чрезвычайно привлекательным  для иностранных инвесторов. Индекс РТС неуклонно рос, и это послужило  предметом особой гордости российских властей.

Информация о работе Нефтегазовый сектор – основа бюджета России