Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа
До перестройки нефть и газ были опорой советского руководства. Дешевые энергоносители обеспечивали оттяжку структурной перестройки энергоемкой промышленности СССР. Эта нефть и этот газ привязывали страны восточного блока. Валютные доходы от экспорта газа и нефти позволяли обеспечивать потребительский рынок импортными товарами.
С тех пор изменилось многое. Радикально перестраивается внутренняя структура государства. Разворачивается процесс реорганизации российского административного пространства. В то же время нефть и газ по-прежнему остаются важнейшими источниками дохода в валюте для всей страны.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Нефтегазовый сектор – основа бюджета России………………………...5
1.1. Основные источники доходов России…………………………………..5
1.2. Сущность доходов, получаемых за счет нефтегазового сектора…….10
1.3. Роль нефтегазового сектора в социально – экономическом развитии России………………………………………………………………………...14
Глава 2. Управление нефтегазовыми доходами РФ……………………………...16
2.1. Основные направления распределения нефтегазовых доходов……………..16
2.2. Резервный фонд………………………………………………………………21
2.3. Фонд национального благосостояния………………………………………..25
Глава 3. Перспективы развития нефтегазового сектора…………………………29
3.1. Последствия продолжения роста цен на нефть……………………….29
3.2. Перспективы развития нефтегазовой отрасли России………………..33
Заключение………………………………………………………………………….38
Итогом данной главы может служить тот факт, что доходы, получаемые от нефтегазового сектора, обеспечивают большую часть доходов, получаемую Российской Федерацией. На экономику это влияет как благотворно( у государства есть средства для успешной внутренней и внешней деятельности), так и пагубно( резкий рост цен на нефть спровоцировал огромный приток нефтедолларов в экономику, что может привести к негативным последствиям). Что касается распределения этого вида доходов, то Стабилизационный фонда РФ преобразован в Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Сформированный Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета.
2.2. Резервный фонд
Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.
Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.
Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- налога на добычу полезных
ископаемых в виде
- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
- вывозных таможенных пошлин на газ природный;
- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.
Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.18
Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.
Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):19
1) путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;
2) путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации, следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.
Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации |
Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации |
Нормативные доли, утвержденные Минфином России |
долговые обязательства иностранных государств |
50-100 % |
100 % |
долговые
обязательства иностранных |
0-30 % |
0 % |
долговые
обязательства международных |
0-15 % |
0 % |
депозиты в иностранных банках и кредитных организациях |
0-30 % |
0 % |
В соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями Министерство финансов Российской Федерации утвердило:
1. нормативную валютную структуру средств Резервного фонда в следующем составе:20 доллар США - 45 %; евро - 45 %; фунт стерлингов - 10 %.
2. номинальный объем приобретенных долговых обязательств одного выпуска не должен превышать 10 % номинального объема этого выпуска.21
Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.
2.3. Фонд национального благосостояния
Фонд национального
Целями управления средствами Фонда
национального благосостояния являются
обеспечение сохранности
Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Управление средствами Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):23
1) путем приобретения за счет
средств Фонда иностранной
2) путем размещения средств
Министерство финансов Российской
Федерации управляет средствами
Фонда национального
Правительство Российской Федерации
устанавливает предельные доли разрешенных
финансовых активов в общем объеме
размещенных средств Фонда
Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации |
Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации |
Нормативные доли, утвержденные Минфином России[6] | |
в иностранной валюте |
в рублях | ||
долговые обязательства |
0-100 % |
90 % |
0 % |
долговые обязательства |
0-30 % |
0 % |
0 % |
долговые обязательства |
0-15 % |
0 % |
0 % |
депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях |
0-40 % |
0 % |
0 % |
депозиты в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» |
0-40 % |
10 % |
100 % |
депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации |
0-100% |
||
долговые обязательства |
0-30 % |
0 % |
0 % |
акции юридических лиц и паи (доли участия) инвестиционных фондов |
0-50 % |
0 % |
0 % |
В соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями Министерство финансов Российской Федерации утвердило:24
1. максимальные доли в общем объеме средств Фонда:
- в российских рублях - 40%;
- в иностранной валюте - 100%.
2. нормативную валютную
3. номинальный объем приобретенных долговых обязательств одного выпуска не должен превышать 5 % номинального объема этого выпуска.[18]
Информация о работе Нефтегазовый сектор – основа бюджета России