Нефтегазовый сектор – основа бюджета России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

До перестройки нефть и газ были опорой советского руководства. Дешевые энергоносители обеспечивали оттяжку структурной перестройки энергоемкой промышленности СССР. Эта нефть и этот газ привязывали страны восточного блока. Валютные доходы от экспорта газа и нефти позволяли обеспечивать потребительский рынок импортными товарами.
С тех пор изменилось многое. Радикально перестраивается внутренняя структура государства. Разворачивается процесс реорганизации российского административного пространства. В то же время нефть и газ по-прежнему остаются важнейшими источниками дохода в валюте для всей страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Нефтегазовый сектор – основа бюджета России………………………...5
1.1. Основные источники доходов России…………………………………..5
1.2. Сущность доходов, получаемых за счет нефтегазового сектора…….10
1.3. Роль нефтегазового сектора в социально – экономическом развитии России………………………………………………………………………...14
Глава 2. Управление нефтегазовыми доходами РФ……………………………...16
2.1. Основные направления распределения нефтегазовых доходов……………..16
2.2. Резервный фонд………………………………………………………………21
2.3. Фонд национального благосостояния………………………………………..25
Глава 3. Перспективы развития нефтегазового сектора…………………………29
3.1. Последствия продолжения роста цен на нефть……………………….29
3.2. Перспективы развития нефтегазовой отрасли России………………..33
Заключение………………………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

финансы курсовая 1.docx

— 76.66 Кб (Скачать файл)

Но нефтегазовые доходы имеют  и другую сторону – отрицательную, вернее их избыток, который может  привести к бюджетному профициту.  Профицит бюджета автоматически вызывает укрепление рубля, за счет которого растет инфляция. Плата за крепкий рубль - снижение темпов роста экономики. Несмотря на рост цен на нефть, качать ее больше нет возможности. Труба не резиновая, а поддержать высокие темпы можно только за счет других отраслей. Ещё к проблемам запаса профицита можно отнести - бухгалтерскую и макроэкономическую. С точки зрения государственной бухгалтерии, профицитными деньгами следует грамотно управлять, чтобы они не дешевели со временем.

Другая отрицательная  черта нефтегазовых доходов это  то, что подобно наркотикам, они  вызывают зависимость, т.е. наблюдается  огромная зависимость российской экономики  от нефти и газа. Правительство  РФ всеми силами пытается снизить  эту зависимость, создавая специальные  фонды и сокращая долю нефтегазовых доходов в ВВП.

Формирование доходов федерального бюджета на 2011 - 2013 года осуществлялось на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации и планируемых изменений бюджетного законодательства РФ, учитывало преобразование Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд и Фонд будущих поколений, исходя из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета. Указанное выше разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, возможное снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Силуанов «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета. В бюджете чётко прослеживается тенденция снижения нефтегазовых доходов:

- в 2011г. - 2 трлн. 383,1 млрд. рублей (6,8% ВВП);

- в 2012г. - 2 трлн. 351,9 млрд. рублей (5,9% ВВП);

- в 2013г. - 2 трлн. 348,3 млрд. рублей (5,2% ВВП).9

Так же увеличиваются расходы на образование: в 2011 году - на 2,8 млрд. рублей, в 2012 году - на 7 млрд. рублей, в 2013 году - на 8 млрд. рублей, на культуру: в 2011 году – на 1,5 млрд. рублей, в 2012 году - на 3,4 млрд. рублей, в 2013 году - на 1,4 млрд. рублей. Расходы на здравоохранение в 2011 году увеличены на 1,2 млрд. рублей, в 2012 году - на 20,7 млрд. рублей, в 2013 году - на 31,2 млрд. рублей. Увеличиваются расходы на выплату стипендий - в соответствии с трехлетним бюджетом, в 2011 году на 2,7 млрд. рублей, в 2012 году - на 8,2 млрд. рублей и в 2013 году также на 8,2 млрд. рублей. Таким образом, за три года размер стипендий вырастет в 1,7 раза и составит в вузах 1 тысячу 100 рублей, а в средних специальных учебных заведениях - 400 рублей.10 Такое изменение в бюджетном процессе направлено, прежде всего, на создание и поддержание социальной, политической и экономической стабильности. Если в главном финансовом документе страны зафиксированы сразу на три года ассигнования в различные сферы и отрасли экономики, то это, конечно, придает больше понимания и уверенности российским предприятиям и организациям, чья деятельность прямо или косвенно связана с производством товаров или услуг для государственных нужд.

 Через такой инструмент, как трехлетний бюджет, осуществляется  проверка правительственных и  законодательных решений на предмет  их соответствия среднесрочной  и долгосрочной стратегии государства.

Таким образом, нефтегазовые доходы накапливают огромные средства в федеральном бюджете, помогая  государству осуществлять полноценную  политику во всех сферах жизни, а так  же уверенным взглядом смотреть в  будущее. Но так же они способствуют вливанию огромных денежных масс в  экономику, не дать разорваться которой  должна целенаправленная политика государства  по правильному использованию и  распределению накапливающихся  богатств.

 

 

1.3. Роль нефтегазового сектора в социально – экономическом развитии России

В основу бюджетной политики на 2011 - 2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также  основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах».

Бюджетная политика в 2011 - 2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе - за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

Экономика Российской Федерации  в ближайшие годы будет функционировать  в условиях  относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

Уже начиная со второго  полугодия 2009 года, во многом благодаря  проводимым антикризисным мерам  происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры  мирового рынка сырья и капитала.

После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011 - 2013 гг. - на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 - 2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. - 16,5% к ВВП и в 2013 г. - 16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013 гг. - 19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно.11

Что касается вопроса, связанного с  нефтегазовым сектором, то многое делается в направлении переориентации национальной экономики с сырьевой на производственную. Правительство, ясно понимает, что «сырьевое благополучие» играет большую роль в финансовом благополучии, однако его роль нельзя переоценивать, так как вскоре конъюнктура рынка нефти измениться и будет необходимо изыскивать новые источники финансирования возросших потребностей. Поэтому уже сейчас из средств внебюджетных фондов начинается создание инфраструктуры будущей инновационной системы, которая послужит базой для переориентации экономики.

Необходимо отметить, что  для стабильного функционирования инновационной системы, прежде всего необходимо сформировать законодательную базу. Потому что любой рядовой исследователь или инноватор, вкладывающий свои деньги и ресурсы в инновационные разработки, должен быть уверен в защищённости своих прав на изобретение и на получение соответствующего дохода от его использования 3-ми лицами. В этом направлении предприняты серьёзные шаги, что отражено в принятии 4 части ГК.12

 

 

 

 

Глава 2. Управление нефтегазовыми доходами РФ

2.1. Основные направления  распределения нефтегазовых доходов

Для распределения и расходования нынешних и грядущих сверхдоходов все  поступления от нефтегазового сектора  распределяются по трем частям: на трансферт  для финансирования текущих расходов бюджета, а также на пополнение Резервного фонда и Фонда будущих поколений. Чиновники пришли к выводу, что  со своей основной задачей – стерилизацией  избыточной денежной массы – Стабилизационный фонд справился и теперь подлежит реформированию. На базе Стабфонда было решено создать Резервный фонд, который задействован для покрытия бюджетного дефицита в случае значительного снижения цен на нефть. Доходы сверх поступлений в Резервный фонд накапливаются в Фонде будущих поколений. Этот фонд планируется использовать лишь после того, как будет использован Резервный фонд. Накопления Резервного фонда будут инвестироваться в высоконадежные, но низкодоходные инструменты, с тем, чтобы в случае необходимости можно было бы быстро «вытащить эти средства». Это соответствует концепции формирования прошлой форме Стабфонда.13 Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

  -долговые обязательства  иностранных государств, иностранных  государственных агентств и центральных  банков;

  -долговые обязательства  международных финансовых организаций,  в том числе оформленные ценными  бумагами;

  -депозиты и остатки  на банковских счетах в иностранных  банках и кредитных организациях.

  -депозиты и остатки  на банковских счетах в Центральном  банке Российской Федерации.14

В свою очередь, средства Фонда  будущих поколений вкладываются более диверсифицировано, в частности  в корпоративные облигации с  высокими рейтингами. Средства Фонда будущих поколений могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

  -долговые обязательства  иностранных государств, иностранных  государственных агентств и центральных  банков;

  -долговые обязательства  международных финансовых организаций,  в том числе оформленные ценными  бумагами;

  -депозиты и остатки  на банковских счетах в банках  и кредитных организациях;

  -депозиты и остатки  на банковских счетах в Центральном  банке Российской Федерации;

  -долговые обязательства  и акции юридических лиц;

  -паи (доли участия)  инвестиционных фондов.15

Отметим, что идея разделения сверхдоходов на два фонда родилась в результате своеобразного компромисса  между Минфином, выступавшим против расходования Стабфонда на какие-либо цели, кроме как на покрытие возможного бюджетного дефицита, и МЭРТом. Ведомство Германа Грефа, призванное решать задачи развития страны, предлагало инвестировать часть сверхдоходов в приоритетные экономические проекты. В случае, если Фонд будущих поколений можно будет вкладывать в корпоративные бумаги, не исключено, что часть этих средств может пойти на выкуп допэмиссий крупнейших корпораций типа «Газпрома» или компаний, создающихся на базе РАО «ЕЭС», которые, в свою очередь, смогут пустить эти средства на развитие энергетической инфраструктуры страны.

Как отметил противник  «распечатывания» Стабфонда, научный  руководитель Высшей школы экономики  Евгений Ясин, нельзя забывать о  том, что снижение численности трудоспособного  населения при одновременном  увеличении числа пенсионеров в  России будет идти нарастающими темпами, что создаст сложности для  бюджета. «С этой точки зрения идея Фонда будущих поколений –  вполне здравая, – отметил эксперт. – Это некая система гарантий предстоящих рисков».16 Рассмотрим Стабфонд подробнее.

Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета  при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель  сорта Юралс).

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний  поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Фонд аккумулирует поступления  средств вывозной таможенной пошлины  на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть  сорта Юралс, превышающей базовую  цену.

Средства Фонда могут  быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств  Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма  превышения может быть использована на иные цели. Объем использования  средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Средствами Фонда управляет  Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут  осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с  Правительством Российской Федерации.

Согласно предназначению Фонда  - служить стратегическим финансовым резервом государства, его  средства могут размещаться в  долговые обязательства иностранных  государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению  активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило  порядок управления средствами Фонда.

В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда  может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и  одновременно):

• путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;

• путем приобретения за счет средств Фонда иностранной  валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет  средствами Фонда согласно второму  методу (путем размещения средств  на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному  Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и  зачисления процентов, начисляемых  на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.17

Информация о работе Нефтегазовый сектор – основа бюджета России