Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:20, курсовая работа
Объект исследования – социальная защита населения.
Предмет исследования – необходимость и сущность социальной защиты населения.
Цель работы: изучить необходимость и сущность социальной защиты населения на примере Республики Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, экспертных оценок и группировок.
Исследования и разработки: изучена необходимость и сущность социальной защиты населения на примере Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………….…….…….4
1 Понятие, сущность и необходимость социальной защиты населения………....5
2 Характеристика социальной защиты населения Республики Беларусь………11
3 Пути совершенствования социальной защиты населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….........28
Список использованных источников…….………………………………..………30
Реферат
Курсовая работа: 31 с., 3 рис., 23 источника, 2 приложения.
социальная защита населения, социальное страхование, социальная пенсия, пособия
Объект исследования – социальная защита населения.
Предмет исследования – необходимость и сущность социальной защиты населения.
Цель работы: изучить необходимость и сущность социальной защиты населения на примере Республики Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, экспертных оценок и группировок.
Исследования и разработки: изучена необходимость и сущность социальной защиты населения на примере Республики Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Понятие, сущность и необходимость социальной защиты населения………....5
2 Характеристика социальной защиты населения Республики Беларусь………11
3 Пути совершенствования социальной защиты
населения Республики Беларусь…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…….………………………………..………
Приложение А Число родившихся и умерших; коэффициенты рождаемости и смертности по областям и г. Минску……………………………………………..32
Приложение Б Адресность социальных льгот и пособий………………….……33
Введение
Рынок не обеспечивает своим участникам гарантированного уровня благосостояния. Доходы различных групп населения зависят от того, какими факторами производства они владеют, как складываются отношения спроса и предложения на эти факторы. В этом заключается «справедливость рынка». Между тем большое число людей не обладает значительным имуществом, у людей разные способности, уровни здоровья, имеются неполные семьи, дети-сироты, одинокие больные старики.
В условиях «чистого капитализма» XVIII-XIX веков не существовало механизма социальной защиты граждан в случаях безработицы, разорения, болезни, старости. Больные и бедные могли рассчитывать лишь на помощь церкви и благотворительность. Таким образом, «рыночная справедливость» отличается от «социальной справедливости», предполагающей, прежде всего, равенство возможностей и достойный уровень существования для всех граждан.
На макроуровне имеет место, можно сказать, исключительно государственная социальная политика, охватывающая всю систему социально-экономических отношений в обществе. Она направлена на установление относительной социальной справедливости, ослабление дифференциации доходов и имущества различных социальных групп и классов, смягчение противоречий между субъектами экономических отношений и предотвращение социальных конфликтов на экономической основе. Государство располагает целой системой механизмов и инструментов, с помощью которых реализует социальную политику. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.
Объект исследования – социальная защита населения. Предмет исследования – необходимость и сущность социальной защиты населения. Методы исследования: сравнительного анализа, экспертных оценок и группировок.
Цель работы: изучить необходимость и сущность социальной защиты населения на примере Республики Беларусь.
Задачи данной курсовой работы:
В исследовании были использованы различные учебники и учебные пособия следующих авторов: Миляков Н.В., Лемешевский И.М., Нешитой А.С., Поляк Г.Б., Белозерова С.А., Ковалев В.В., Романовский М.В., Заяц Н.Е. и т.д. Также были использованы разные периодические издания и информационные интернет порталы.
1 Понятие, сущность и
необходимость социальной
Под государственной социальной защитой понимается система отношений индивид — государство и семья — государство, складывающаяся в сфере: обеспечения государством гарантированного минимального уровня жизни для нормального воспроизводства рабочей силы и содержания иждивенцев; сохранения прежнего уровня жизни утратившим трудоспособность вследствие рисков (производственной травмы, безработицы, болезни, наступления старости, смерти кормильца, форс-мажорных обстоятельств, таких как наводнение, землетрясение, террористический акт и др.); обеспечения минимальных жизненных стандартов изначально нетрудоспособным членам общества (детям и инвалидам) [7, с. 471].
Система социальной защиты является органическим элементом современного рыночного хозяйства, существующим в разных странах. Несмотря на принципиальные различия в объемах, направлениях и институтах социальной защиты в этих странах, она строится по единым принципам: субсидиарное, солидарности, эффективности, адекватности, непрерывности и т.д.
Системообразующим базисным принципом социальной защиты в рыночной экономике является принцип субсидиарности (дополнительности). Он состоит в том, что в силу некоторых обстоятельств в рыночной экономике индивид может нуждаться в помощи государства. Эта помощь должна предоставляться в объеме стартового минимума, который усилит его индивидуальные устремления и готовность к успешной деятельности, но при этом не ограничит ответственность индивида за собственное положение и экономическую инициативу [23, с. 503].
Наиболее полно принцип субсидиарности воплощается в системе государственных гарантий. В некоторых странах это могут быть гарантии минимальных фиксированных доходов (минимальная заработная плата и минимальная пенсия), а также гарантии нормального жизнеобеспечения в форме права на труд и на отдых, права на образование и медицинское обслуживание, на охрану труда и семьи. Данные гарантии, представляющие собой правовой и материальный «каркас» для нормальной жизнедеятельности общества, призваны обеспечить минимальные жизненные стандарты и одинаковые стартовые условия всем без исключения членам общества, а не только тем, кто попал в группу социального риска.
Выстраивая систему социальной защиты в соответствии с принципом субсидарности, государство таким образом отдает предпочтение защите активности и частной инициативы, гарантируя и обеспечивая каждого индивида необходимыми условиями для высокопроизводительной конкурентной экономической деятельности. Если индивид по тем или иным причинам выбывает из конкурентной борьбы, то государство оказывает ему поддержку, стимулируя его усилия вернуться в сферу рыночной деятельности. При этом, исходя из принципа субсидиарное, поддержка государства носит не безвозмездный и не безусловный характер, а осуществляется с учетом трудового вклада нуждающегося, размера уплачиваемых налогов и взносов. В соответствии с данным принципом строится система пособий работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице).
Однако неуплата работодателем взносов на социальное страхование не лишает его работников права на получение страховых пенсий и пособий, и в этом частном случае проявляется принцип солидарности социальной защиты, который свидетельствует о степени готовности общества оказывать социальную помощь определенным категориям нуждающихся безотносительно к их участию или неучастию в общественном производстве, без учета уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов. На действии данного принципа базируется социальная помощь {поддержка) как элемент социальной защиты, представляющий собой систему мер по содержанию и обслуживанию нетрудоспособных граждан.
Поиск оптимального сочетания принципов субсидиарное и солидарности, эффективное и справедливости делает политику социальной защиты одним из самых подвижных элементов государственной экономической политики, который находится в постоянном маятаиковом движении от патернализма, когда государство берет на себя непосильные обязательства по социальной защите большинства граждан, до индивидуализма, когда государство самоустраняется от решения большинства социальных проблем.
Однако, несмотря на эти «раскачивания», в последнее время общепризнано, что любая программа социальной защиты, для того чтобы увеличивать общественную полезность и не наносить ущерб благосостоянию третьих лиц, должна отвечать принципу эффективности, означающему, что чистые социальные выгоды от действия любой социальной программы должны превышать социальные издержки. Для сравнительной оценки эффективности тех или иных способов государственного воздействия может быть использован такой аналитический инструмент, как «затраты — выпуск». При этом затраты представляют собой вложения государственных органов в какую-либо социальную программу или проект, а выпуск — конечные результаты выполнения данной программы в виде роста благосостояния. Для его оценки могут быть использованы показатели качества жизни: потребление, уровень доходов, состояние образования и здравоохранения, численность бедных и т.д.
С принципом эффективности социальной защиты тесно связан принцип адекватности. Он означает соответствие масштабов, направлений и форм социальной защиты уровню развития экономики и объемам созданного в обществе ВНП, являющегося источником осуществления защитной функции государства. Естественно, что промышленно развитые страны, имеющие высокие показатели ВВП на душу населения, обладают более широкими возможностями для осуществления программ социальной защиты своего населения, чем, например, страны с переходной экономикой, которые относительно недавно вышли на траекторию положительного экономического роста (Польша — в 1992 г., Чехия — в 1993 г.) [2, с. 207].
Принцип непрерывности социальной защиты показывает, что вне зависимости от финансового положения государства, системы ценностей и взглядов, сложившихся в обществе, данный процесс не может быть остановлен, а должен воспроизводиться во времени и в пространстве. Это отвечает основному фундаментальному назначению экономики — быть средством жизнеобеспечения людей.
Реализация социальной защиты населения осуществляется в двух формах: активной и пассивной. Активная форма социальной защиты предполагает целый комплекс мероприятий по трансформации существующей совокупной рабочей силы в направлении соответствия ее состава происходящим структурным сдвигам в отдельных сферах общественного производства или экономики в целом. Речь идет о государственной финансовой поддержке системы подготовки и переподготовки кадров, а также создании новых рабочих мест. Пассивная форма социальной защиты сводится в основном к использованию механизма выплаты социальных трансфертов, оказанию социальной помощи, выплате пособий, выдаче дотаций.
Система социальной защиты призвана улучшать статус экономически и социально слабых слоев населения создавать им определенную защищенность и безопасное ограничивая нарушение принципов равенства и равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка нетрудоспособных граждан, для которых обособляется часть созданного валового продукта посредством формирования и использования специальных денежных фондов. Строится система, судя по опыту стран с рыночной экономикой, на основе многосторонней ответственности государства, негосударственных (включая и частные) структур, общественных объединений [14, с. 256].
Сфере социальной защиты
населения присущи такие
В дальнейшем в хозяйственной практике эта терминология и сфера деятельности появились вновь. Причем социальное обеспечение находилось в ведении Министерства социального обеспечения, социальное страхование — в ведении профсоюзов и существовали «Фонд социального обеспечения» и «Бюджет социального страхования».
В экономической и публицистической литературе термины «социальное обеспечение» и «социальное страхование» нередко отождествляют или, наоборот, считают неоднозначными. Между тем каждый из них несет специфическую смысловую нагрузку.
В рамках социальной политики, проводимой государством, можно выделить систему обязательных гарантий по обеспечению граждан в старости, в случаях болезни, инвалидности, потери работы, а также малообеспеченных семей. Эта система гарантий, а также правовое регулирование взаимоотношений работодателей и работников, зашита прав последних составляют понятие социальной защиты. В свою очередь, система мер по непосредственному материальному обеспечению нетрудоспособных и малообеспеченных граждан в рамках этой защиты соответствуют понятию социального обеспечения [15, с. 421].
Социальное обеспечение может быть основано на механизме: 1) социального страхования, предусматривающего создание страховых фондов и ориентированного на работающих граждан и членов их семей, и 2) социальной помощи, предусматривающей прямое бюджетное финансирование, направленное на доведение доходов малоимущих граждан до прожиточного минимума.
Информация о работе Необходимость социальной защиты населения