Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:20, курсовая работа
Объект исследования – социальная защита населения.
Предмет исследования – необходимость и сущность социальной защиты населения.
Цель работы: изучить необходимость и сущность социальной защиты населения на примере Республики Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, экспертных оценок и группировок.
Исследования и разработки: изучена необходимость и сущность социальной защиты населения на примере Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………….…….…….4
1 Понятие, сущность и необходимость социальной защиты населения………....5
2 Характеристика социальной защиты населения Республики Беларусь………11
3 Пути совершенствования социальной защиты населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….........28
Список использованных источников…….………………………………..………30
Сейчас рассмотрим эффективность двух типов социальных трансфертов: полученных в денежной и в натуральной формах. В среднем трансферты в денежной форме составляют 3.4% от располагаемых ресурсов населения. Однако в абсолютно бедных семьях их удельный вес достигает 15%, а их доля в располагаемых ресурсах беднейшего (первого) дециля в 7.5 раз выше, чем в располагаемых ресурсах наиболее обеспеченного дециля, что позволяет говорить об их достаточно высокой адресности (рисунок Б.1, приложение Б).
Льготы составляют существенно меньшую долю в располагаемых ресурсах: 1.1% в среднем по населению и 2.9% у абсолютно бедных, и с точки зрения их доли в располагаемых ресурсах населения с разным уровнем дохода их адресность также выглядит довольно высокой. Однако в абсолютном выражении распределение и льгот, и трансфертов по децилям населения не позволяет говорить об их адресности. Напротив, богатые получают в 2.5 раза больше льгот и в 1.3 раза больше денежных трансфертов, чем бедные (рисунок Б.2, приложение Б) [1, с. 19].
Тем не менее, анализ эффективности социальных трансфертов показывает, что пособия в денежной форме существенно сокращают абсолютную бедность. По итогам 2010 г. эффект от них составил 2.3 проц. пункта - в условии отсутствия трансфертов бедность была бы 7.4%. В 2009 г. эффект был несколько ниже (1.8 проц. пункта), что говорит о возросшей адресности социальной поддержки. В борьбе с относительной бедностью, учитывая ее масштабы, социальные трансферты не столь эффективны, так как они обеспечивают ее снижение всего на 3 проц. пункта (рисунок 3). При этом данный показатель существенно вырос по сравнению с 2009 г., что является еще одним свидетельством повышения адресности системы социальной поддержки. Особенно эффективными являются пособия на детей. В общем объеме располагаемых ресурсов они составляют всего 2.3%, но позволяют снизить уровень абсолютной бедности среди детей на 4.9 проц. пункта и относительной - на 5,5-6 проц. пунктов в зависимости от шкалы эквивалентности [1, с. 19].
Рисунок 3 – Уровень бедности до социальных трансфертов и других доходов
Примечание – Источник: [1, с. 19]
Эффект от льгот для снижения бедности оказался существенно ниже, чем у социальных пособий. В целом они снижают абсолютную бедность на 0.5 проц. пункта, а относительную на 0.7, но их доля в доходах населения также существенно меньше, чем у пособий.
Отдельно был рассчитан эффект от трансфертов включая пенсии. В случае их отсутствия абсолютная бедность выросла бы до 21.1%, так как пенсии являются доминирующим источником доходов населения в возрасте старше трудоспособного.
Для сравнения эффективности различных инструментов социальной политики и стратегий преодоления трудностей можно использовать эластичность уровня бедности от различных типов доходов. Эластичность в данном случае показывает, насколько увеличится бедность в случае снижения на 1 процентный пункт удельного веса того или иного вида доходов в располагаемых ресурсах. По нашим оценкам, наибольшая эластичность (0.67) оказалась у денежных трансфертов (без учета пенсий), что подтвердило вывод относительно их высокой адресности. Эластичность льгот существенно отстает от денежных трансфертов, но, тем не менее, остается выше, чем у других стратегий по преодолению бедности. Последнее связано с тем, что помощью родных и ведением натурального хозяйства пользуются не только бедные группы населения.
Мировая экономика вступила в опасную фазу, считают авторы доклада Всемирного банка (ВБ) «Глобальные экономические перспективы: неопределенность и уязвимость». В нем говорится, что финансовые потрясения в Европе частично распространились как на развивающиеся, так и на страны с высоким уровнем доходов. Для Беларуси это сулит продолжение экономических трудностей, с которыми мы столкнулись в прошлом году [3].
Поэтому ВБ советует развивающимся странам оценить свои уязвимости и подготовить резервные планы на случай экономического спада. Прежде всего — для поддержания системы социальной защиты и инфраструктуры. По мнению авторов доклада проблемы, по-видимому, будут наиболее острыми для тех развивающихся стран, у которых потребности во внешнем финансировании превышают 5% ВВП.
Возобновление финансового кризиса может ускорить уже начавшийся процесс сокращения внешней задолженности в финансовом секторе. При этом страны, зависящие от займов у банков ЕС, столкнутся с резким сокращением оптового фондирования и снижения активности национальных банков. Сокращение доли внешних заемных средств банками развитых стран, может заставить их продавать иностранных «дочек» и негативно скажется на активах банков с участием иностранного капитала. В придачу замедление экономического роста и снижение цен на активы может быстро привести к увеличению просроченной задолженности во всех развивающихся странах. ВБ рекомендует им провести стресс-тестирование своих банков, чтобы предупредить такие риски.
Если в текущем году правительство одобрит поправки к Закону «О социальном обслуживании», с 2013 г. в стране заработает институт государственного социального заказа [13].
Современная демографическая ситуация, напомнила во время пресс-конференции замминистра, характеризуется старением населения, увеличением числа пенсионеров, сограждан старше 80 лет, одиноких пожилых людей, нуждающихся в постоянном уходе. Кроме того, не уменьшается число инвалидов, ВИЧ-инфицированных, онкологических больных, требующих постоянного присмотра. Наряду с этим сохраняется потребность в расширении перечня и объемов предоставляемых социальных услуг. Решить проблему можно двумя способами: либо увеличить количество государственных организаций, оказывающих социальные услуги, т.е. за счет расширения госсектора системы соцобслуживания, что приведет к значительному увеличению расходов бюджета, либо привлечь к оказанию социальных услуг организации негосударственного сектора и ИП.
В целях использования ресурсов частного сектора и перераспределения возрастающей нагрузки между государственными и негосударственными организациями Минтруда и соцзащиты подготовило проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания». В нем предложено закрепить нормы, предусматривающие внедрение в республике системы государственного социального заказа, позволяющего на конкурсной основе привлекать к оказанию социальных услуг или реализации социальных проектов организации всех форм собственности и ИП. Законопроект внесен на рассмотрение в правительство в декабре 2011 г.
Бизнес, считают в ведомстве,
поможет государству в решении
проблем старшего поколения и
инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов
с особенностями
Сейчас 152 территориальных центра социального обслуживания населения проводят мероприятия по социальной реабилитации молодых людей с особенностями психофизического развития. На 1.10.2011 г. на учете в центрах состояло более 1,6 млн. граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а поэтому в определенных случаях попавших под опеку работников службы соцзащиты. Пожилые люди и инвалиды, испытывающие сложность при самостоятельном проживании, пользуются услугами 54 отделений круглосуточного пребывания территориальных центров на 1,914 тыс. мест.
В 76 стационарных учреждениях социального обслуживания для престарелых и инвалидов проживает 17,5 тыс. человек, в том числе: психоневрологического профиля — 45 (11,6 тыс. человек); для престарелых и инвалидов (общего типа) — 21 (4,2 тыс.человек); для детей-инвалидов — 10 (1,7 тыс.человек).
Пока власти и бизнес-союзы
обсуждают возможность
После нескольких месяцев работы экспертов, проведения различных мероприятий с участием представителей профсоюзов и заинтересованных министерств Белорусский союз предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского подготовил концепцию комплексной реформы пенсионной реформы в республике. В ближайшее время она будет передана на рассмотрение в правительство.
В концепции отмечается, что в течение ряда лет пенсионная система функционировала в условиях благоприятной демографической ситуации и относительно высоких темпов экономического развития. Это обеспечивало положительный баланс ее доходов и расходов и возможность беспрерывной выплаты пенсий. Однако теперь демографическая структура населения характеризуется устойчивым снижением доли трудоспособного населения и увеличением пенсионеров. В частности, удельный вес нетрудоспособных граждан увеличился с 13,6% в 1960 г. до 25,1% в 2011 г. Старение населения усиливает нагрузку на экономику.
Авторы концепции делают вывод, что при неизменности условий с 2014 г. действующая пенсионная система начнет испытывать системные диспропорции. К 2025 г. соотношение трудоспособных и пенсионеров достигнет 1,4:1, в результате чего пенсионный фонд столкнется со структурным дефицитом, который будет неуклонно и постоянно возрастать.
Уязвимое место системы — пенсионный возраст, один из наиболее низких в Европе и мире. Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам в 60 лет при стаже работы 25 лет, женщинам — в 55 при стаже 20 лет. В ряде случаев граждане могут выходить на заслуженный отдых ранее общеустановленного возраста. Зато нагрузка на экономику в виде взносов нанимателей на пенсионное страхование в Беларуси — одна из самых высоких в Европе. Пенсионные выплаты осуществляются за счет отчислений в Фонд социальной защиты населения (далее — Фонд), которые по сути являются налогом на субъектов хозяйствования. Это негативно сказывается на финансовых результатах их деятельности и конкурентоспособности их товаров. При этом проблема грозит еще более обостриться в связи с участием Беларуси в ЕЭП и вступлением России в ВТО [22].
В то же время размер пенсий у нас по-прежнему достаточно низок (особенно в долларовом выражении) по сравнению с другими странами. Вряд ли стоит считать социальным достижением и слабую дифференциацию пенсий: регрессивный подход существенно ограничивает сумму, которая принимается для исчисления пенсии, особенно у лиц, уплачивавших взносы в пенсионную систему из более высокой зарплаты. Поэтому как предприятиям, так и работникам выгодно скрывать истинный уровень оплаты труда.
Наконец, в стране нет пропаганды альтернативных путей обеспечения в старости вроде добровольного пенсионного страхования. Люди в трудоспособном возрасте часто не задумываются о сбережении средств к старости, надеясь только на государство. В результате существующие пенсионные фонды не аккумулируют «длинных денег», что позволило бы решить многие финансовые проблемы в стране.
На первом этапе реформы (2013–2014 гг.) следует реформировать законодательство. В частности, в него должны войти нормы, предполагающие постепенное увеличение до 40 лет периода уплаты страховых пенсионных взносов, дающего право на полную пенсию по возрасту. То же касается выравнивания ставок взносов в Фонд для нанимателя и работника с целью достичь паритета к 2032 г.
В БСПН выступают за разработку стандартов раскрытия информации компаниями, работающими на финансовом рынке с пенсионными взносами. Это сделает более прозрачной и надежной работу условно-накопительного пенсионного страхования [22].
Второй этап (2014–2028 гг.) должен представлять собой активную фазу реформ, в ходе которой будет устранено избыточное количество пенсионных прав, генерируемых пенсионной системой, а пенсии за особые заслуги и социальные пенсии выведены из системы пенсионного страхования для назначения их из средств бюджета. В пенсионной формуле могут быть более тесно увязаны размер пенсии с продолжительностью уплаты работником страховых пенсионных взносов и требуемым страховым стажем. Также предлагается отказаться от регрессивной шкалы при расчете заработка, принимаемого для исчисления пенсии.
Одной из составляющих реформ
второго этапа должно стать развитие
условно-накопительной системы
На третьем этапе (2029–2043
гг.) авторы стратегии предлагают минимизировать
до 10–11% ставки страховых пенсионных
взносов нанимателей и
Повышение пенсионного возраста (по крайней мере для женщин) в БСПН считают желательным, но не обязательным условием реформ. Сохранить порог на уровне 55 лет можно, если, во-первых, в стране будут усилены нормы, поощряющие выход на пенсию в более позднем возрасте. Стимулом для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и сохранивших трудоспособность, может быть норма о повышении пенсии после нескольких дополнительных лет работы в случае отказа от ее получения в этот период. Во-вторых, необходимо безотлагательно увеличить период уплаты пенсионных взносов для приобретения права на полную пенсию по возрасту [22].
Информация о работе Необходимость социальной защиты населения