Необходимость социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – социальная защита населения.
Предмет исследования – необходимость и сущность социальной защиты населения.
Цель работы: изучить необходимость и сущность социальной защиты населения на примере Республики Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, экспертных оценок и группировок.
Исследования и разработки: изучена необходимость и сущность социальной защиты населения на примере Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….…….4
1 Понятие, сущность и необходимость социальной защиты населения………....5
2 Характеристика социальной защиты населения Республики Беларусь………11
3 Пути совершенствования социальной защиты населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….........28
Список использованных источников…….………………………………..………30

Файлы: 1 файл

default.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

По сравнению с 2011 годом  численность нетрудоспособных граждан (пожилые граждане, инвалиды I и II групп), обслуживаемых отделениями социальной помощи на дому центров, увеличилась на 3,3 тыс. человек, при этом на условиях частичной или полной оплаты обслуживается 94,6 процентов граждан.

Для обеспечения принципа доступности социального обслуживания для нетрудоспособных граждан, особенно жителей села, открываются отделения круглосуточного пребывания. На 1 января 2012 г. функционируют 54 отделения на 1915 мест.

В целях приближения  услуг к их потребителям открываются  социальные пункты центров. В настоящее  время работает 919 пунктов (по состоянию на 1 января 2011 г. – 603 пункта).

Система государственной  адресной социальной помощи, созданная  в Республике Беларусь в 2001 году, направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам  и семьям, содействие в преодолении трудной жизненной ситуации.

В настоящее время  вопросы предоставления государственной  адресной социальной помощи регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной  адресной социальной помощи» (далее – Указ № 458), а также Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее – Указ № 200).

Принятие решения о предоставлении государственной адресной социальной помощи, а также выдача справки о предоставленной государственной адресной социальной помощи являются административными процедурами, осуществляемыми органами по труду, занятости и социальной защите по заявлениям граждан в соответствии с Указом № 200 (пункт 2.33. и 2.34. Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан).

В 2011 году в рамках реализации Указа № 458 продолжалась работа по предоставлению малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации семьям (гражданам) государственной адресной социальной помощи.

Согласно данным ведомственной  отчетности численность граждан, обратившихся в 2011 году в органы по труду занятости и социальной защите за оказанием государственной адресной социальной помощи, составила 234,4 тыс. человек. Получателями государственной адресной социальной помощи стали 220,2 тыс. человек, сумма назначенной помощи составила 90,7 млрд. рублей, в том числе: [4]

  • ежемесячное социальное пособие назначено 118,6 тыс. человек на сумму 62,9 млрд. рублей;
  • единовременное социальное пособие – 86,1 тыс. человек на сумму 16,3 млрд. рублей;
  • произведена оплата 22,1 тыс. средств реабилитации на сумму 11,5 млрд. рублей, в том числе в денежной наличной форме на сумму 6,2 млрд. рублей, в денежной безналичной форме – 5,3 млрд. рублей.

Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее  время в органах по труду, занятости  и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек [5].

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через  Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты.

Законом закреплены условия  предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги  перед республикой.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов.

При исчислении размера  пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с  которого уплачивались обязательные страховые  взносы. До 2000 года пенсия исчислялась  из заработка за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С 2000 года указанные периоды увеличиваются на 1 год (в 2000 году пенсия исчислялась из заработка за любые 6 лет подряд из последних 16 лет работы, в 2001 году – за 7 лет из последних 17 лет и т.д.).

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе - 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной  пенсии по возрасту (статья 50 Закона) [5].

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 1999 г. № 1976 к трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата в размере 15 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой  для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы в соответствии со статьей 70 Закона (далее – доплата к минимальным пенсиям). С 1 июня 2011 г. на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь  от 26 мая 2011 г. № 667 её размер увеличен до 20 процентов.

К пенсиям отдельных  категорий пенсионеров устанавливается  надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение пенсий (статья 68 Закона).

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 г. №35 «О повышении пенсий» к пенсиям неработающих пенсионеров, достигших возраста 75 лет и получающих пенсию в органах по труду, занятости и социальной защите, установлены доплаты.

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий. Перерасчет пенсий осуществляется:

  • в связи с ростом средней заработной платы;
  • в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В соответствии со статьей 70 Закона перерасчет трудовых пенсий в  связи с ростом средней заработной платы работников в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с аналогичной величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составил более 15 процентов. В случае, если за календарный год оснований для перерасчета пенсий не возникнет, с 1 ноября трудовые пенсии перерасчитываются в обязательном порядке на основании средней заработной платы работников в республике за III квартал [5].

Одновременно с таким  повышением перерасчитывается размер доплаты к минимальным пенсиям.

В соответствии со статьей 69 Закона минимальные  трудовые пенсии и социальные пенсии, а также надбавки к пенсиям  и повышения пенсий перерассчитываются при изменении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В 2011 году в республике за счет средств государственного социального  страхования выплачено 9,7 млн. пособий (в 2010 году –    9,5 млн.). Расходы  на выплату пособий по сравнению  с 2010 годом возросли на 59,1 % [6].

Во всех областях и в г. Минске в числе всех пособий, выплаченных за счет средств государственного социального страхования, преобладали  пособия по временной нетрудоспособности. Всего их выплачено 4,4 млн. 

Расходы на выплату пособий по временной  нетрудоспособности составили 2 047,6 млрд. руб. (43,1 % от общей суммы расходов на выплату пособий). По сравнению с 2010 годом они возросли на 59,0 %.  Рост расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности обусловлен повышением заработной платы работников, исходя из которой исчисляются пособия, а также ростом  показателя временной нетрудоспособности на 100 работающих.

Показатель временной нетрудоспособности в республике составил 799,4 рабочих  дня на 100 работающих. По сравнению  с 2010 годом он возрос на 8,9 % (в 2010 году по сравнению с 2009 годом этот показатель снизился на 1,0 %). Самый высокий уровень заболеваемости с временной нетрудоспособностью отмечен в Витебской области (904,9 рабочих дня на 100 работающих), самый низкий – в Минской области (756,9 рабочих  дня на 100 работающих). Рост показателя временной нетрудоспособности отмечался во всех областях и в г. Минске.

Финансирование органами Фонда  средств на выплату пособий в  случаях, когда сумма начисленных  пособий превышала сумму начисленных  обязательных страховых взносов, и  в связи с несвоевременной выплатой заработной платы производилось 3 058 плательщикам республики, что составляет 0,6 % от общего числа плательщиков.

По сравнению с 2010 годом  количество плательщиков, которым производилось  финансирование средств на выплату  пособий, снизилось на 30,2%. Самая  благоприятная ситуация сложилась  в Витебской области, где количество таких плательщиков снизилось на 38,5% [6].

В 2011 году органами Фонда в рамках компетенции проводилась работа (консультации, разрешение спорных вопросов) по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2011 г. № 417 «О единовременной материальной помощи» в части выплаты плательщиками единовременной материальной помощи получателям пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Единовременная материальная помощь получателям пособий выплачена на сумму 135,3 млрд. руб.

По вопросам назначения и выплаты пособий органами Фонда  проведено 1315 семинаров и учеб с бухгалтерскими работниками плательщиков, в средствах массовой информации размещено 685 публикаций, проведено 215 выступлений по радио и телевидению. В истекшем году активизировало работу по обучению плательщиков  Гродненское областное управление, которое стало лидером по данному направлению (проведено 375 семинаров и учеб, на которых обучен 12 091 бухгалтерский работник, в 2010 году –   89  семинаров и учеб, на которых обучено 5 782 человека).

Производилась выплата  пенсий 1 967 белорусским пенсионерам, проживающим за границей, и осуществлялся перевод пенсий 10 250 иностранным пенсионерам, проживающим в Республике Беларусь.

За 2011 год количество белорусских пенсионеров, проживающих  за границей, увеличилось в 5 раз, а  иностранных пенсионеров, проживающих на территории республики, – на 33,3% [6].

 Количество страхователей,  уплачивающих взносы на профессиональное  пенсионное страхование (далее  – ППС), составило 13330 организаций,  застрахованных лиц, на которых  открыта профессиональная часть лицевого счета, – 596932 человека. Остаток денежных средств ППС на специальном счете в ОАО «АСБ Беларусбанк» составил 617,6 млрд. руб., в том числе доход от их размещения – 148,0 млрд. руб., из них в 2011 году – 108,8 млрд. руб. Расходы на выплату дополнительных профессиональных пенсий  составили 2,9 млрд. руб.

Таким образом, численность населения  Республики Беларусь на 1 февраля 2012 года составила 9463 тыс. человек. Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии), удельный вес которых в общем объеме денежных доходов населения в январе 2012 г. составил 86,1%. По сравнению с 2011 годом численность нетрудоспособных граждан, обслуживаемых отделениями социальной помощи на дому центров, увеличилась на 3,3 тыс. человек. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек. Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 2 047,6 млрд. руб. (43,1 % от общей суммы расходов на выплату пособий). Количество страхователей, уплачивающих взносы на профессиональное пенсионное страхование (далее – ППС), составило 13330 организаций. 

 

 

3 Пути совершенствования  социальной защиты населения  Республики Беларусь

 

 

В Беларуси существует несколько распространенных стратегий преодоления трудностей (борьбы с бедностью), практикуемых самими домохозяйствами. Одна из них - занятость за границей, в особенности в России. В выборочном обследовании домохозяйства задаются вопросы на эту тему, но их результаты не публикуются из-за их плохой репрезентативности. Поэтому оценить распространенность такой стратегии и ее эффективность достаточно сложно. Частично с данной стратегий перекликается стратегия надежды на помощь родных. Соответственно оценив масштабы поддержки со стороны родственников в бедных семьях можно косвенно понять роль переводов родственников, работающих заграницей в борьбе с бедностью. Однако такой подход достаточно условен, так как 62.6% населения имеет доход в форме материальной поддержки от родственников. Доля таких доходов составляет в среднем 4.7% от всех доходов населения. Для абсолютно бедных эта доля возрастает, но всего до 5.5% (4.4% среди всех остальных). Тем не менее, даже этот процент может быть эффективен в борьбе с абсолютной бедностью, так как ее глубина достаточно низка в Беларуси [1, с. 18].

Эффективность материальной поддержки родственников в борьбе с бедностью можно оценить, сравнив  фактический уровень бедности с  тем, который был бы при условии отсутствия материальной поддержки. В таком случае абсолютная бедность в 2010 г. была бы на 1.8 проц. пункта выше фактической (в 2009 г. эта разница составляла 2 проц. пункта). Тем не менее, учитывая изначально низкий уровень абсолютной бедности, эффект от материальной помощи можно считать достаточно весомым. Важное значение материальная помощь имеет и для снижения относительной бедности: без нее уровень относительной бедности (национальная шкала эквивалентности) был бы в 2010 г. на 3.1 проц. пункта выше.

Еще одной стратегией преодоления трудностей является ведение  натурального хозяйства. И хотя натуральное  хозяйство ведут почти все (данный тип доходов присутствует у 87% населения), у малообеспеченных домохозяйств (согласно абсолютной черты бедности) данный источник дохода имеет больший удельный вес в общем объеме располагаемых ресурсов (8.1% против 4.8% в среднем по стране). И в 2010, и в 2009 гг. доходы от натурального хозяйства позволяли снизить абсолютную бедность на 0.7 проц. пункта. В то же время влияние дохода от натурального хозяйства на относительную бедность заметно выше: его наличие снизило относительную бедность на 3.7-3.8 проц. пункта в 2010 г. в зависимости от шкалы эквивалентности. В 2009 г. эффект был еще более существенен - 4- 4.1 проц. пункта. Следовательно, наличие такого типа доходов является эффективной стратегией борьбы с относительной бедностью и способствует большему социальному равенству.

Информация о работе Необходимость социальной защиты населения