Авторы стратегии считают,
что ее реализация освободит пенсионную
систему от решения несвойственных
ей задач, связанных с предоставлением
преимуществ в пенсионном обеспечении
отдельным категориям работников за счет других категорий населения.
Пенсионерам же будет обеспечен такой
уровень жизни, который они выберут сами.
Повысить доверие застрахованных
граждан к пенсионной системе, как
полагают в БСПН, нужно с помощью
внебюджетного Национального пенсионного
страхового фонда, который должен быть
независимым от правительства. Управление
его активами (пенсионными средствами)
предлагается осуществлять на принципах
трипартизма: совместно Национальному
совету по трудовым и социальным вопросам
с участием нанимателей, застрахованным
лицам и правительству. А контролировать
расходованием средств фонда будет специальный
орган, созданный при парламенте [22].
Комплексная реформа
пенсионной системы должна улучшить
общую социальную и экономическую
ситуацию в стране, привести к снижению налоговой нагрузки на бизнес
и повышению конкурентоспособности белорусских
товаров и услуг.
Некоторые стороны предлагаемой
реформы будут оценены не сразу, а иные и вовсе не
понравятся населению. Поэтому БСПН призывает
правительство начать масштабную информационную
работу по разъяснению смысла и целей
этих преобразований. Впрочем, сначала
нужно, чтобы они были поняты и оценены
самими властями.
С 1 января 2012г. размер стандартного налогового
вычета (подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК), на который
уменьшается ежемесячный облагаемый доход
с нынешних 292 000 Br до 340 000 Br, т.е. на 16,4%. Сумма
вычета вырастет лишь на 48 тыс. Br, а «экономия»
для гражданина при зарплате, скажем в
1 млн. Br, всего 5 760 Br — сумма по нынешним
временам более чем скромная. В придачу,
если в 2011 г. право на стандартный вычет
имеют граждане, чей месячный доход не
превышает 1766 000 Br, то в 2012 г. — с доходом
2 050 000 Br, т.е. на 14% больше. Поскольку средняя
номинальная начисленная зарплата в сентябре
превысила 2,2 млн., то очевидно, что право
на этот весьма скромный вычет в 2012 г. получат
лишь те, у кого зарплата ниже средней
[12].
Столь же незначительно
вырос размер стандартных налоговых вычетов
на детей: с 81 тыс. Br на одного ребенка до
94 тыс. Br, т.е. на те же 16%. Таким образом,
у родителя-налогоплательщика останется
дополнитель 11 440 Br. В России, к примеру,
аналогичный вычет на одного ребенка составляет
1000 RUB (более 30 USD).
На те же 16% увеличились и стандартные вычеты для тех, кто
воспитывает детей в одиночку, а также
имеет 3 и более детей в возрасте до 18 лет
или такого же возраста детей-инвалидов:
с нынешних 162 тыс. до 188 тыс. Br. Даже если
оправдается прогноз по инфляции на 2012
г. в 18–19%, рост цен текущего года превращает
динамику изменения стандартных вычетов
в фикцию. Хотя предложения установить
такие вычеты в размере минимальной заработной
платы (в сентябре — 778,5 тыс. Br) или бюджета
прожиточного минимума (481 920 Br) не были
приняты. Между тем эти показатели, регулярно
пересматриваемые в связи с инфляцией,
гораздо точнее обеспечивали бы социальную
функцию и в налогообложении.
При этом в Беларуси до
сих пор не появились и некоторые
другие инструменты. У нас, в отличие от России, нет социального
налогового вычета на медицинские услуги
и лекарства. В России такой вычет в сумме
до 120 тыс. RUB за год предоставляется при
оплате за услуги по лечению самого налогоплательщика,
а также его супруга, родителей и детей
в возрасте до 18 лет в медучреждениях РФ,
а также в размере стоимости медикаментов,
назначенных лечащим врачом и купленных
налогоплательщиком за счет собственных
средств. Перечни медуслуг и лекарств
при этом утверждены правительством РФ
[12].
Еще один социальный вычет
дается на получение образования. Но
если у нас он положен только при
обучении в учебных заведениях Республики Беларусь,
а в следующем году — еще и по перечню,
утвержденному Минобразования, то в России
не оговорено, где должен обучаться налогоплательщик.
Просто размер вычета ограничен 50 тыс.
RUB в год. Кроме того, у наших соседей дается
налоговый вычет в сумме доходов, перечисляемых
налогоплательщиком на благотворительные
цели в виде денежной помощи организациям
науки, культуры, образования, здравоохранения
и социального обеспечения, частично или
полностью финансируемым из средств соответствующих
бюджетов, а также физкультурно-спортивным
организациям, образовательным и дошкольным
учреждениям на нужды физического воспитания
граждан и содержание спортивных команд,
а также в сумме пожертвований, перечисляемых
(уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным
организациям на осуществление ими уставной
деятельности, — в размере фактически
произведенных расходов. Единственное
ограничение — вычет не может составить
более 25% дохода, полученного в календарном
году.
У нас же только сейчас
планируется освободить от обложения подоходным налогом
благотворительную помощь, направленную
на лечение, в т.ч. на проведение операций,
независимо от размера. Наконец-то государство
перестанет претендовать на деньги, собранные
на лечение людям, которым не может помочь
наша бесплатная медицина. Еще одно новшество
— освобождение от подоходного налога
алиментов, полученных из иностранных
государств. Таким образом, у нас, как это
давно сделано в России, тоже не будут
брать деньги с алиментов, откуда бы они
ни поступили [12].
Итак, анализ эффективности социальных трансфертов
показывает, что пособия в денежной форме
существенно сокращают абсолютную бедность.
Эффект от льгот для снижения бедности
оказался существенно ниже, чем у социальных
пособий. К 2025 г. соотношение трудоспособных
и пенсионеров достигнет 1,4:1, в результате
чего пенсионный фонд столкнется со структурным
дефицитом, который будет неуклонно и
постоянно возрастать. Повышение пенсионного
возраста (по крайней мере для женщин)
в БСПН считают желательным, но не обязательным
условием реформ. Определять размер социальных
вычетов в нынешних условиях нужно исходя
из реального уровня инфляции, да и перечень
этих вычетов нуждается в расширении.
Конечно, если социальная ориентация у
нас по-прежнему в приоритетах. Наличие
плоской шкалы с относительно низкой ставкой
и набора вычетов не обеспечивает решения
всех проблем в области подоходного налога.
Определять размер социальных вычетов
в нынешних условиях нужно исходя из реального
уровня инфляции, да и перечень этих вычетов
нуждается в расширении. Конечно, если
социальная ориентация у нас по-прежнему
в приоритетах.
Заключение
Сделаем следующие выводы,
исходя из всего вышесказанного:
- В сфере социальной защиты происходит подмена понятий и механизмов: широкая политика социальных гарантий социального государства замещается узконаправленной системой обеспечения социально обездоленных (как правило, нетрудоспособных) групп населения. При этом социально не защищенными, находящимися далеко за чертой минимальных жизненных стандартов, остается большинство трудоспособного населения страны, которому государство не смогло в соответствии с принципом субсидиарности создать условия для самопомощи (большинство бюджетников получают заработную плату ниже прожиточного минимума, не имея средств для простого воспроизводства своей рабочей силы).
- Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятии, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной зашиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Она включает в себя: социальное обеспечение, социальные гарантии, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам.
- Под государственной социальной защитой понимается система отношений индивид — государство и семья — государство. Системообразующим базисным принципом социальной защиты в рыночной экономике является принцип субсидиарности (дополнительности). Реализация социальной защиты населения осуществляется в двух формах: активной и пассивной. Система социальной защиты призвана улучшать статус экономически и социально слабых слоев населения создавать им определенную защищенность и безопасное ограничивая нарушение принципов равенства и равноправия. Социальное страхование — механизм социальной защиты, который предполагает формирование специального денежного фонда за счет обязательных страховых взносов, расходы которого связаны с осуществлением гарантированных государством социальных выплат, предназначенных для полного или частичного возмещения заработной платы в результате утраты трудоспособности или потери работы, а также основного дохода после потери кормильца.
- Численность населения Республики Беларусь на 1 февраля 2012 года составила 9463 тыс. человек. Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии), удельный вес которых в общем объеме денежных доходов населения в январе 2012 г. составил 86,1%. По сравнению с 2011 годом численность нетрудоспособных граждан, обслуживаемых отделениями социальной помощи на дому центров, увеличилась на 3,3 тыс. человек. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек. Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 2 047,6 млрд. руб. (43,1 % от общей суммы расходов на выплату пособий). Количество страхователей, уплачивающих взносы на профессиональное пенсионное страхование (далее – ППС), составило 13330 организаций.
- Анализ эффективности социальных трансфертов показывает, что пособия в денежной форме существенно сокращают абсолютную бедность. Эффект от льгот для снижения бедности оказался существенно ниже, чем у социальных пособий. В нем предложено закрепить нормы, предусматривающие внедрение в республике системы государственного социального заказа, позволяющего на конкурсной основе привлекать к оказанию социальных услуг или реализации социальных проектов организации всех форм собственности и ИП. Авторы концепции делают вывод, что при неизменности условий с 2014 г. действующая пенсионная система начнет испытывать системные диспропорции. К 2025 г. соотношение трудоспособных и пенсионеров достигнет 1,4:1, в результате чего пенсионный фонд столкнется со структурным дефицитом, который будет неуклонно и постоянно возрастать. Повышение пенсионного возраста (по крайней мере для женщин) в БСПН считают желательным, но не обязательным условием реформ. Повысить доверие застрахованных граждан к пенсионной системе, как полагают в БСПН, нужно с помощью внебюджетного Национального пенсионного страхового фонда, который должен быть независимым от правительства. Наличие плоской шкалы с относительно низкой ставкой и набора вычетов не обеспечивает решения всех проблем в области подоходного налога. Определять размер социальных вычетов в нынешних условиях нужно исходя из реального уровня инфляции, да и перечень этих вычетов нуждается в расширении. Конечно, если социальная ориентация у нас по-прежнему в приоритетах.
Список использованных
источников
- Бедность и социальная интеграция в Беларуси: ежегодник. – Минск: Исследовательский центр ИПМ, 2012. – 29 с.
- Вечканов, Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: учебник. – 2-е изд. / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
- Всемирный Банк предупреждает: миру грозит сдвиг по фазе [Электронный ресурс] / Официальный сайт Экономической газеты. - Минск, 2012г. - Режим доступа: http://neg.by/publication/2012_01_24_15622.html. - Дата доступа: 21.03.2011.
- Государственная социальная поддержка [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства труда Республики Беларусь. - Минск, 2012г. - Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/gsp/gsp. - Дата доступа: 21.03.2011.
- Информация о пенсионном обеспечении [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства труда Республики Беларусь. - Минск, 2012г. - Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/pensia/infa1. - Дата доступа: 21.03.2011.
- Итоги работы фонда социальной защиты населения за 2011 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт Фонда социальной защиты населения Республики БЕларусь. - Минск, 2012г. - Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/priside/about/publications/~page__m17=1~news__m17=471. - Дата доступа: 21.03.2011.
- Лемешевский, И.М. Макроэкономика (экономическая теория Ч.3): Учеб. пособие. Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2003. - 720 с.
- Миляков, Н.В. Финансы: учебник / Н.В. Миляков. – Москва: ИНФРА-М, 2004. – 543 с.
- Нешитой, А.С. Финансы: учебник. – 8-е изд., перераб. и доп. / А.С. Нешитой. – Москва: Дашков и К, 2008. – 512 с.
- О демографической ситуации за январь 2012 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. - Минск, 2012г. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/demographics.php. - Дата доступа: 21.03.2011.
- Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-феврале 2012 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Нацстата Республики Беларусь. - Минск, 2012г. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/main2012_2.php. - Дата доступа: 21.03.2011.
- Социальная функций с минимальной индексацией [Электронный ресурс] / Официальный сайт Экономической газеты. - Минск, 2012г. - Режим доступа: http://www.neg.by/publication/2011_10_28_15296.html. - Дата доступа: 21.03.2011.
- Социально важный бизнес [Электронный ресурс] / Официальный сайт Экономической газеты. - Минск, 2012г. - Режим доступа: http://neg.by/publication/2012_01_13_15585.html. - Дата доступа: 21.03.2011.
- Теория финансов: учебное пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь. – Минск: выш. шк., 2007. – 368 с.
- Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина [и др.]; под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 496 с.
- Финансы и кредит: учебное пособие / Л.Г. Колпина, Г.И. Кравцова [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 336 с.
- Финансы: учебник / М.В. Романовский [и др.]; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – Москва: Издательство Юрайт, 2010. – 462 с.
- Финансы: учебник / С.А. Белозеровой [и др.]; под ред. В.В. Ковалева. – Москва: Проспект, 2005. – 511 с.
- Финансы и кредит: учебник / Г.Б. Поляк, Л.Д. Андросова [и др.]; под ред. Г.Б. Поляка. – Москва: Волтерс Клувер, 2010. – 800 с.
- Финансы и кредит: учебник / Г.Н. Белоглазова [и др.]; под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – Москва: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – 609 с.
- Финансы: учебник / В.В. Ковалев [и др.]; под ред. В.В. Ковалева. – Москва: ТК Велби, 2007. – 610 с.
- Чтобы старость была в радость [Электронный ресурс] / Официальный сайт Экономической газеты. - Минск, 2012г. - Режим доступа: http://neg.by/publication/2012_03_06_15791.html. - Дата доступа: 21.03.2011.
- Экономическая теория: учебник / И.П. Николаевой [и др.]; под ред. И.П. Николаевой. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с.
Приложение
А
Число родившихся и умерших; коэффициенты рождаемости и смертности
по областям и г. Минску
Рисунок А.1 - Число родившихся и коэффициент
рождаемости по областям и г. Минску за
январь 2012 г.
Примечание – Источник: [10]
Рисунок А.2 - Число умерших и коэффициент
смертности по областям и г. Минску за
январь 2012 г.
Примечание – Источник: [10]
Приложение
Б
Адресность социальных льгот и пособий
Рисунок Б.1 - Адресность социальных льгот
и пособий в 2010г. в % от располагаемых ресурсов
Примечание – Источник: [1, с.
18]
Рисунок Б.2 – Адресность социальных
льгот и пособий в 2010г. в тыс./мес. бел. руб.
Примечание – Источник: [1, с. 18]