Необходимость социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – социальная защита населения.
Предмет исследования – необходимость и сущность социальной защиты населения.
Цель работы: изучить необходимость и сущность социальной защиты населения на примере Республики Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, экспертных оценок и группировок.
Исследования и разработки: изучена необходимость и сущность социальной защиты населения на примере Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….…….4
1 Понятие, сущность и необходимость социальной защиты населения………....5
2 Характеристика социальной защиты населения Республики Беларусь………11
3 Пути совершенствования социальной защиты населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….........28
Список использованных источников…….………………………………..………30

Файлы: 1 файл

default.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

Под социальным обеспечением следует понимать установленную государством систему материального обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям. Социальное обеспечение — это часть финансов, используемых государством как экономический инструмент распределения средств для содержания и обслуживания нетрудоспособных членов общества. Социальное обеспечение осуществляется в формах «социального страхования», «обеспечения» и «попечительства».

В общей системе социальной защиты может превалировать социальное страхование (бисмарковская модель) или социальная помощь (бевериджская модель). Бисмарковская модель основана на страховом механизме, при котором основной целью является полная или частичная компенсация потери трудового дохода. Ее название связано с историей возникновения социального страхования в конце XIX в. в Германии при рейхканцлере Бисмарке. В основе бевериджской модели, названной по имени лорда Бевериджа, который в 1940 г. занимал пост министра труда в Великобритании и предложил комплекс мероприятий по борьбе с бедностью, лежит бюджетный механизм, ориентированный на обеспечение прожиточного минимума.

Преимущества социального  страхования (бисмарковской модели) в том, что преодолевается принцип  остаточного бюджетного финансирования социальных расходов, стимулируется трудовая деятельность (выплаты по социальному страхованию будут тем выше, чем больше трудовой стаж и заработная плата), есть возможность увеличения социальных выплат за счет инвестирования временно свободных средств в фондах социального страхования. Но эти преимущества бисмарковской модели в полной мере действуют при благоприятном соотношении числа работающих и лиц, получающих выплаты по социальному страхованию. При неблагоприятном изменении такого соотношения (что и происходит в последнее время в большинстве стран мира) должны либо увеличиваться взносы на социальное страхование, либо снижаться уровень социальных выплат. Бевериджская же модель изначально предполагает меньшие по объему государственные гарантии, а значит, и более низкий уровень объема источников финансирования системы.

В отдельных странах, например в США, термин «социальное страхование» используется с некоторой долей условности, поскольку администрирование взносов на социальное страхование не отличается от налогового администрирования, а выплаты по социальному страхованию осуществляются практически в том же порядке, что и выплаты за счет общих налоговых и неналоговых поступлений в бюджет. Например, системы Medicare (Медицинское обслуживание) и Medaid (Медицинская помощь) предполагают формирование средств за счет обязательных взносов и работодателей, и работников, но выплаты по данным системам производятся только в отношении наиболее уязвимых социальных групп: людей пенсионного возраста и малоимущих граждан.

Классическая форма  организации социального страхования  предполагает создание на конкурентных началах специальных страховых организаций (больничных касс), которые полностью контролируют движение средств по социальному страхованию с момента уплаты страховых платежей работодателями (последние выступают также агентами по платежам самих работников), капитализацию временно свободных денежных средств и выплаты социальных пособий, а также оплату предоставленных медицинских услуг. Больничные кассы применяют систему скидок или надбавок в зависимости от частоты наступления страховых событий, конкурируют на основе выбора схем инвестирования резервов и временно свободных денежных средств [17, с. 314].

В конечном счете такая  организация социального страхования  оказывается менее затратной, чем  та, при которой управление средствами социального страхования осуществляют специально созданные государственные органы (например, во Франции). В некоторых странах, так же, как это было в СССР, средствами социального страхования управляют профсоюзы. Рассматривая разные модели управления этими средствами, нельзя не отметить, что сочетание негосударственной формы управления с функциями по реализации государственных гарантий достигается на основе четко организованной системы государственного контроля, а также использования механизма бюджетных дотаций в периоды финансовой неустойчивости системы социального страхования.

Страховой метод социальной защиты предполагает предварительную оценку вероятности наступления события, связанного с утратой заработка. В соответствии с законодательством размер пенсий или пособий по социальному страхованию, которые призваны полностью или частично возместить утраченный заработок, определяется в процентном отношении к средней заработной плате. На основе вероятностной оценки предстоящих выплат должен осуществляться расчет тарифов страховых взносов, которые рассматриваются как «отложенная заработная плата».

Таким образом, Под государственной социальной защитой понимается система отношений индивид — государство и семья — государство. Системообразующим базисным принципом социальной защиты в рыночной экономике является принцип субсидиарности (дополнительности). Реализация социальной защиты населения осуществляется в двух формах: активной и пассивной. Система социальной защиты призвана улучшать статус экономически и социально слабых слоев населения создавать им определенную защищенность и безопасное ограничивая нарушение принципов равенства и равноправия. Социальное страхование — механизм социальной защиты, который предполагает формирование специального денежного фонда за счет обязательных страховых взносов, расходы которого связаны с осуществлением гарантированных государством социальных выплат, предназначенных для полного или частичного возмещения заработной платы в результате утраты трудоспособности или потери работы, а также основного дохода после потери кормильца.

 

 

 

 

2 Характеристика социальной  защиты населения Республики  Беларусь

 

 

Численность населения  Республики Беларусь на 1 февраля 2012 года составила 9463 тыс. человек и за январь текущего года сократилась на 2,2 тыс. человек (рисунок 1) [10].

 

Рисунок 1 - Численность населения по областям и г. Минску на 1 февраля 2012г., тыс. чел.

Примечание – Источник: [10]

 

За январь 2012 года в республике родилось 8 739 детей, что на 353 ребенка больше, чем за январь 2011 года, умерло – 11 365 человек, или на 409 человек меньше (рисунок А.1 и рисунок А.2). Естественная убыль населения составила 2 626 человек.

За январь 2012 года по сравнению с январем 2011 года количество зарегистрированных браков уменьшилось на 17%, количество разводов увеличилось на 14,9%. За январь 2012 года на 1 000 браков приходилось 930 разводов, за январь 2011 года  – 673 развода.

За январь 2012 года в  республику прибыло 1 311 человек и выбыло 835, миграционный прирост составил 476 человек.

В январе 2012 г. общий объем денежных доходов населения составил 18,8 трлн. рублей и по сравнению с январем 2011 г. увеличился в 2 раза при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период в 2,1 раза [11].

Реальные располагаемые  денежные доходы (денежные доходы за вычетом  налогов, сборов и взносов, скорректированные  па индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе 2012 г. по сравнению с январем 2011 г. снизились на 6,5% при прогнозе роста на 2012 год на 3-3,5% (рисунок 2).

Рисунок 2– Динамика основных показателей реальных доходов населения в сопоставимых ценах; в % к соответствующему периоду предыдущего года

Примечание – Источник: [11]

 

Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии), удельный вес которых в общем объеме денежных доходов населения в январе 2012 г. составил 86,1%.

Средний размер назначенных  пенсий составил 1 209,8 тыс. рублей, что в 2,1 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 1 255,2 тыс. рублей, по инвалидности - 1112 тыс. рублей, по случаю потери кормильца - 806,5 тыс. рублей, социальных пенсий - 654,2 тыс. рублей [11].

Реальный размер назначенных  пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских  цен на товары и услуги) в феврале 2012 г. по сравнению с февралем 2011 г. уменьшился на 0,5%, по сравнению с  январем 2012 г. увеличился па 26,7%.

По состоянию на 1 января 2012 г. В Республике Беларусь проживало 31,9 тыс. ветеранов Великой Отечественной  войны (из них участников Великой  Отечественной войны – 22,5 тыс. человек, в том числе инвалидов Великой  Отечественной войны 1 и 2 групп – 6,4 тыс. человек), членов семей погибших в годы войны – 2,3 тыс. человек, одиноких пожилых людей – 130,1 тыс. человек [4].

В целях усиления социальной защиты ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей  и инвалидов в 2011 году началась реализация подпрограммы «Социальная поддержка ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов» Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. № 1126 (далее – Подпрограмма).

В рамках реализации Подпрограммы во всех населенных пунктах, включая  самые отдаленные и малонаселенные, проведены обследования условий  жизни ветеранов Великой Отечественной  войны, членов семей погибших в годы войны.

За 2011 год более 22,5 тыс. гражданам данной категории оказана  помощь в ремонте квартир, домов, надворных построек, печей, электропроводок, сантехнического, газового, электротехнического  оборудования, установке пожарных извещателей на общую сумму 4,7 млрд. руб.

Из средств Фонда  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь материальную помощь получили более 79 тыс. человек на сумму 13,9 млрд. руб.

Из средств местных  бюджетов материальную помощь получили более 8 тыс. человек на сумму 6,7 млрд. руб.

На 1 января 2012 г. на учете  в органах по труду, занятости  и социальной защите состояло 508,4 тыс. инвалидов, в том числе: инвалидов I группы – 73,5 тыс. человек; II группы – 271,2 тыс. человек; III группы – 138 тыс. человек; детей-инвалидов в возрасте до 18 лет – 25,7 тыс. человек. За 2011 год численность инвалидов увеличилась на 0,8 процента. Удельный вес инвалидов в общей численности населения республики составил 5,4 процента [4].

Значительный вклад в решение многих вопросов инвалидов вносится государственными программами, которые направлены на улучшение качества жизни инвалидов и социальную интеграцию их в общество.

В 2011 году в соответствии с подпрограммой «Предупреждение  инвалидности и реабилитация инвалидов» Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011–2015 годы (далее – подпрограмма) решались задачи по совершенствованию медицинской, профессиональной, трудовой, социальной реабилитации инвалидов, созданию условий, способствующих поддержанию здоровья инвалидов, оказанию поддержки общественным объединениям инвалидов.

 Своевременное решение  вопросов по предупреждению инвалидности  и реабилитации инвалидов является  главным условием для восстановления  здоровья инвалидов, их раннего возвращения к трудовой деятельности, восстановления личности. В этих целях в республике построена система медицинской реабилитации больных и инвалидов в амбулаторных и стационарных условиях. На 1 января 2012 г. в стране функционирует 326 отделений медицинской реабилитации, в том числе 83 стационарных, в которых развернуто 4570 коек (2200 для взрослых и 2370 для детей).

 Вместе с тем,  несмотря на проводимые мероприятия,  уровень первичной инвалидности  населения республики в целом  за 2011 г. по сравнению с 2010 г. вырос на 7,5 процента (с 49,40 на 10 тыс. населения в 2010 г. до 53,10 на 10 тыс. населения в 2011 г.).

Система образования  лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) имеет  развитую сеть разнообразных специальных  учреждений и интегрированных (совместных) образовательных структур. В системе профессионально-технического образования обучение лиц с ОПФР осуществляется в 80 учреждениях профессионально-технического образования, на базе которых функционируют 10 центров профессиональной и социальной реабилитации, обучение осуществляется в 150 специальных группах и 45 группах интегрированного обучения и воспитания.

В каждом административном районе созданы и динамично развиваются  территориальные центры социального  обслуживания населения - государственный социальный стандарт в области социального обслуживания. Социальные услуги нуждающимся гражданам и семьям предоставляют 151 территориальный центр социального обслуживания населения (в течение прошлого года количество центров сократилось на 3 единицы, что обусловлено реструктуризацией отдельных центров Минской области (объединение центров Минского района и г. Заславля, Солигорского района и г. Солигорска, Слуцкого района и г. Слуцка).

Посредством предоставляемых  центрами услуг нуждающиеся нетрудоспособные граждане, включая жителей села, обеспечены своевременными доступными и качественными социальными услугами, в т.ч. на дому, с учетом их индивидуальных потребностей. Причем, социальное обслуживание одиноких пожилых граждан и ветеранов организовано не по заявительному, а по выявительному принципу [4].

На 1 января 2012 г. на учете в центрах состоит более 1,6 млн. человек (в т.ч. около 129,9 тыс. одиноких граждан пожилого возраста; около 564,8 тыс. одиноко проживающих пожилых граждан; около 9,5 тыс. лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; около 60,4 тыс. многодетных семей; более 130,7 тыс. неполных семей; более 22,5 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов; более 8,9 тыс. граждан, освободившихся из мест лишения свободы).

Из года в год растет число граждан, которым социально-бытовые  услуги предоставляются на дому (приобретение и доставка продуктов питания, медикаментов и товаров первой необходимости; оформление документов для оказания материальной помощи; оплата коммунальных услуг и др.). На 1 января 2012 г. на дому обслуживаются около 87,8 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2011 г. – около 84,5 тыс. человек).

Информация о работе Необходимость социальной защиты населения