Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 13:03, курсовая работа
Финансовое состояние может быть устойчивыми, неустойчивыми и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимость, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие – ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
1. Теоретические аспекты оценки финансового состояния предприятия.
1.1 Финансовое состояние предприятия и методы его оценки
1.2 Информационное обеспечение оценки финансового состояния предприятия.
1.3 Система показателей характеризующих финансовое состояние предприятия.
1.4 Проблемы оценки финансового состояния предприятия.
2. Анализ оценки финансового состояния ОАО «Павловский автобус».
2.1 Технико - экономическая характеристика предприятия ОАО «Павловский автобус».
2.2 Финансовая устойчивость предприятия и его платежеспособность.
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности и деловой активности предприятия ОАО «Павловский автобус»
3. Предложения по совершенствованию оценки финансового состояния ОАО «Павловский автобус»
3.1 Рекомендации по совершенствованию оценки финансового состояния ОАО «Павловский автобус», с использованием математических методов.
3.2 Мероприятия по улучшению финансового состояния ОАО «Павловский автобус»
3.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Заключение
Список литературы
В августе 2000г. сменился собственник предприятия – контрольный пакет акций приобрела финансово-промышленная группа «Сибирский алюминий».
2001г.: Ввод в серийное производство автобуса ПАЗ-4230 «Аврора».
2002г.: Освоено производство ПАЗ-4234.
2003г.: Изготовлен первый
2004г.: 4 июня сошел с конвейера 100-тысячный ПАЗ-3205.
2005г.: Изготовлен низкопольный
2006г.: 9 февраля с конвейера сошел 150-тысячный автобус ПАЗ-3205. Начато серийное производство автобусов ПАЗ-3203 и ПАЗ-3204. ПАЗ-3205 проходит поэтапный рестайлинг.
2007г.: Сошел с конвейера 600 000-й автобус «ПАЗ». С конвейеров завода сошло рекордное количество автобусов - 15031 ед. Начато производство автобусов REAL.
2009г.: Запущено в производство семейство ПАЗ-3204 на рессорной подвеске.
2010г.: продолжилось развитие нового семейства автобусов ПАЗ-3204, запущен в серию ПАЗ-320412.
2011 г.: Освоен серийный выпуск автобуса среднего класса ПАЗ-320412.
2012 г.: Выпущен 640-тысячный автобус марки «ПАЗ».
Сегодня ПАЗ входит в состав крупнейшего отечественного автомобилестроительного холдинга «Группа ГАЗ». Предприятие имеет Сертификат соответствия системе менеджмента качества ISO 9001 в отношении разработки, производства, гарантийного и сервисного обслуживания автобусов.
Павловский автобусный завод – одно из немногих предприятий отрасли, которое практически полностью использует свои проектные мощности и по объему производства входит в десятку основных мировых производителей. Суточный темп производства автобусов составляет 42 единицы.
Автобус «ПАЗ» – самый массовый российский автобус. Семиметровый автобус ПАЗ-3205 был и остается основной производственной моделью завода. В 2009 году в серийное производство запущено семейство ПАЗ-3204. на сегодня доля автобусов семейства ПАЗ-3204 в производственном плане завода составляет 20%.
Ежегодный выпуск автобусов малого класса составляет более 9 тыс. единиц - почти 80% годового производства таких автобусов в России. Модернизация базовой модели и расширение модельного ряда ведутся в соответствии с требованиями времени и потребительскими предпочтениями основных клиентов – транспортников. Производственная линейка марки «ПАЗ» включает автобусы малого и среднего класса.
С 2003г. на заводе внедряются принципы производственной системы «ГАЗ». Благодаря научной методике организации производства действует эффективный механизм по снижению затрат, оптимизации технологических процессов, уменьшению себестоимости.
Производственные мощности предприятия рассчитаны под выпуск 15000 автобусов в год.
2.2 Платежеспособность, финансовая устойчивость ОАО «Павловский автобус».
Чтобы охарактеризовать финансовое состояние предприятия, необходимо оценить размещение, состав и использование средств (активов), а также состояние источников их формирования (пассивов) по принадлежности (собственный или привлеченный капитал) и срокам погашения обязательств (долгосрочные и краткосрочные). Для общей оценки динамики финансового состояния предприятия статьи баланса объединяют в отдельные специфические группы по признаку ликвидности (статьи актива) и срочности обязательств (статьи пассива).
Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния предприятия. Такой анализ представлен соответственно в табл. 1 и 2. Приведенные в таблицах показатели сравнивают в динамике, оценивают их изменения. Подобные таблицы могут быть составлены за ряд лет для определения тенденций изменения с использованием динамических показателей (абсолютное изменение, темп роста, темп прироста, среднее приращение и др.).
Таблица 1. Анализ статей актива баланса.
Актив баланса |
На начало периода |
На конец периода |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Темп роста, % | ||
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу | |||
1. имущество |
1336222 |
100 |
1396125 |
100 |
59903 |
104,5 |
1.1 внеоборотные активы |
980455 |
73,4 |
1090862 |
78,1 |
110407 |
111,3 |
1.2 оборотные активы |
355767 |
26,6 |
305263 |
21,8 |
-50504 |
85,8 |
1.2.1 Запасы |
57263 |
4,3 |
13425 |
0,9 |
-43838 |
23,4 |
1.2.2 дебиторская задолженность |
295135 |
22,1 |
136510 |
10,0 |
-158625 |
46,3 |
1.2.3 денежные средства |
270 |
0,02 |
1137 |
0,08 |
867 |
421,1 |
По данным табл. 1 видно, что в целом имущество предприятия увеличилось в конце отчетного периода на 59903 тыс. руб. и составило 104,5% от суммы, относящейся к началу периода.
Рисунок 1.1 – Структура активов предприятия.
На рисунке 1.1 представлена структура активов предприятия ОАО "Павловский автобус" за 2011 – 2013 гг. В конце анализируемого периода структура имущества характеризуется относительно высокой долей внеоборотных активов 78,1 %.
Темп роста внеоборотных активов достиг наибольшей величины среди групп агрегированного баланса, он составил 111,3%. Такие изменения, очевидно, снижают мобильность структуры капитала предприятия, уменьшая ликвидность его баланса.
На конец анализируемого периода структура имущества предприятия характеризуется относительно невысокой долей оборотных активов, которая снизилась с 26,6 % до 21,8 %.
Снижение оборотных активов произошло за счет снижения его составляющих (запасов, дебиторской задолженности). Снижение запасов свидетельствует о сокращении производственного потенциала предприятия. Дебиторская задолженность уменьшается в связи с уменьшением отгрузки продукции, это свидетельствует о снижении деловой активности организации.
Структура оборотных средств предприятия представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Структура оборотных средств предприятия
Структура оборотных активов за анализируемый период существенно не изменилась. На начало анализируемого периода основная часть оборотных активов приходилась на дебиторскую задолженность (22,1 %).
Таблица 2. Анализ статей пассива баланса.
Пассив баланса |
На начало периода |
На конец периода |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Темп роста, % | ||
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу | |||
1.Источники имущества |
1336222 |
100 |
1396125 |
100 |
59903 |
104,5 |
1.1 собственный капитал |
1091172 |
81,6 |
1168458 |
83,7 |
77286 |
107,1 |
1.2 заемный капитал |
245050 |
18,3 |
227667 |
16,3 |
-17383 |
92,9 |
1.2.1 долгосрочные обязательства |
10691 |
0,8 |
14850 |
1,1 |
4159 |
138,9 |
1.2.2 краткосрочные обязательства |
234359 |
17,5 |
212817 |
15,2 |
-21542 |
90,8 |
1.2.3 кредиторская задолженность |
189091 |
14,2 |
206413 |
14,8 |
17322 |
109,1 |
Рисунок 1.3 – Структура капитала ОАО "Павловский автобус" (тыс. руб.)
Собственный капитал на начало анализируемого периода составил 1091172 тыс. руб, а на конец периода был равен 1168458 тыс. руб.
Собственный капитал ОАО "Павловский автобус" с 2011 – 2013 гг. вырос. Повышение собственного капитала произошло за счет увеличения резервов, фондов и нераспределенной прибыли на 194131 тыс. руб.
В анализируемом периоде остались на прежнем уровне следующие показатели: уставный капитал 650680 тыс. руб.
Увеличение долгосрочных обязательств и снижение краткосрочных обязательств, это может говорить о том, что данная организация покрыла свои краткосрочные обязательства путем взятия какого-то долгосрочного кредита. Ситуация говорит о финансовом неблагополучии фирмы.
Оценка финансовой устойчивости предприятия.
Залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость, т.е. способность организации своевременно из собственных средств покрывать затраты, вложенные в основной и оборотный капитал, нематериальные активы, и расплачиваться по своим обязательствам. От финансовой устойчивости организации зависит характер ее взаимоотношений с деловыми партнерами — поставщиками, покупателями, коммерческими банками, потенциальными инвесторами, акционерами. Финансовая устойчивость отражает финансовое состояние предприятия, при котором оно способно за счет рационального управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами создать такое превышение доходов над расходами, при котором достигается стабильный приток денежных средств, позволяющих предприятию обеспечить его текущую и долгосрочную платежеспособность, а также удовлетворить инвестиционные ожидания собственников.
Выделяют две группы показателей, называемые условно коэффициентами капитализации и коэффициентами обслуживания внешних источников финансирования (покрытия).
Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала.
Ксоот.ЗиСК = (Долгосрочные обязательства + Краткосрочные обязательства) : Собственный капитал.
Ксоот.ЗиСК (2013) = (14580+212817) : 1168458= 0,2
Ксоот.ЗиСК (2011) = (10955+276004) : 967754=0,29
Он показывает, сколько заемных средств, приходится на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы предприятия. Рекомендуемое значение показателя – менее 0,3.
Значение коэффициента соотношения заемного и собственного капитала на начало анализируемого периода абсолютно соответствует рекомендованному значению, и несколько сокращается к концу анализируемого периода. Динамику этого показателя так же можно оценить как благоприятную, так как снижение рекомендованного значения означает меньшую зависимость предприятия от внешних источников средств. Динамика показателя свидетельствует о наметившейся тенденции к укреплению финансовой устойчивости.
Коэффициент автономии (финансовой независимости или концентрации собственного капитала) равен доле собственных источников финансирования в итоге баланса предприятия и показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования. Рост коэффициента означает рост финансовой независимости. Значение данного показателя – более 0,5.
Ка = Собственный капитал : Баланс
Ка (2013)= 1168458 : 1396125 = 0,8
Ка (2011)= 967754 : 1254713=0,77
Наличие собственного капитала в обороте (собственных оборотных средств) является одним из важных показателей финансовой устойчивости организации. Отсутствие собственного капитала в обороте организации свидетельствует о том, что все оборотные средства организации, а также, возможно, часть внеоборотных активов (в случае отрицательного значения показателя) сформированы за счет заемных средств (источников).
СКОС = Собственный капитал – Внеоборотные активы
СКОС (2013) = 1168458 – 1090862 = 77596
Коэффициент обеспеченности собственными средствами рассчитывается как отношение собственных средств в обороте ко всей величине оборотных средств.
Показатель характеризует соотношение собственных и заемных оборотных средств и определяет степень обеспеченности хозяйственной деятельности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости. Рекомендуемое значение — более 0,1.
Косс = (Собственный капитал – Внеоборотные активы) : Оборотные средства
Косс (2013) = (1168458 – 1090862) : 305263 = 0,25
Косс (2011) = (967754 – 987629) : 267084 = 0,23
Коэффициент маневренности собственного капитала определяется как отношение собственного капитала в оборотных средствах к сумме собственного капитала. Коэффициент показывает, какая его часть используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя может ощутимо варьировать в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия.
Кман = (Собственный капитал – Внеоборотные активы) : Собственный капитал
Кман (2013) = (1168458 – 1090862) : 1168158 = 0,07
Кман (2011) = (967754 – 987629) : 967754 = 0,02
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств на начало, и конец анализируемого периода имеет нормальное положительное значение в рамках рекомендованного.
Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств характеризует долю долгосрочных кредитов и займов, привлеченных для финансирования деятельности предприятия, наряду с собственными средствами, в общем капитале организации, под которым понимается общая величина долгосрочных источников средств. Рост этого показателя в динамике является в определенном смысле негативной тенденцией, означая, что предприятия все сильнее и сильнее зависят от внешних инвесторов.
Информация о работе Оценка финансового состояния предприятия