Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 07:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка эффективности финансового прогнозирования республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2009-2015 гг.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
– рассмотреть сущность региональных бюджетов Российской Федерации;
– исследовать принципы, цели составления и использования бюджетных прогнозов в Российской Федерации;
– определить методику анализа доходов и расходов региональных бюджетов;
– проанализировать динамику состава и структуры доходов республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2009-2015 гг.;
Введение.....................................................................................................................
Глава 1.
Теоретические основы финансового прогнозирования бюджета субъекта Российской Федерации……………………………………
1.1.
Сущность региональных бюджетов Российской Федерации...........
1.2.
Принципы, цели составления и использования бюджетных прогнозов в Российской Федерации..................................................
1.3.
Методика анализа доходов и расходов региональных бюджетов...
Глава 2.
Оценка эффективности финансового прогнозирования бюджета Республики Саха (Якутия)…………………………………………
2.1.
Анализ динамики и структуры доходов бюджета............................
2.2.
Анализ динамики и структуры расходов бюджета..........................
2.3.
Анализ исполнения доходов и расходов бюджета...........................
2.4.
Рекомендации по повышению эффективности финансового прогнозирования бюджета Республики Саха (Якутия)...................
Заключение..................................................................................................................
Список использованных источников и литературы.......................................
Оглавление
Введение...................... | |
Глава 1. |
Теоретические основы финансового прогнозирования бюджета субъекта Российской Федерации…………………………………… |
1.1. |
Сущность региональных бюджетов Российской Федерации........... |
1.2. |
Принципы, цели составления и использования
бюджетных прогнозов в Российской Федерации..................... |
1.3. |
Методика анализа доходов и расходов региональных бюджетов... |
Глава 2. |
Оценка эффективности финансового прогнозирования бюджета Республики Саха (Якутия)………………………………………… |
2.1. |
Анализ динамики и структуры доходов
бюджета....................... |
2.2. |
Анализ динамики и структуры расходов
бюджета....................... |
2.3. |
Анализ исполнения доходов и расходов
бюджета....................... |
2.4. |
Рекомендации по повышению эффективности финансового прогнозирования бюджета Республики Саха (Якутия)................... |
Заключение.................... | |
Список использованных источников и
литературы.................... | |
Введение
Функционирование регионального бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.
Значимость анализа бюджета особо возрастает в настоящее время, при переходе на прогнозное формирование бюджетов, обработке методов максимальной мобилизации доходов и эффективного их использования, решении вопросов регулирования бюджетов всех уровней, построении межбюджетных отношений в рамках требований бюджетного федерализма, реструктуризации расходов и оптимизации доходной части бюджета. Актуальность установления эффективных методов финансового прогнозирования региональных бюджетов, необходимость системного исследования теоретических и практических вопросов финансового прогнозирования региональных бюджетов обусловили выбор темы, цель и задачи курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является оценка эффективности финансового прогнозирования республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2009-2015 гг.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
– рассмотреть сущность региональных бюджетов Российской Федерации;
– исследовать принципы, цели составления и использования бюджетных прогнозов в Российской Федерации;
– определить методику анализа доходов и расходов региональных бюджетов;
– проанализировать динамику состава и структуры доходов республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2009-2015 гг.;
– проанализировать динамику состава и структуры расходов республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2009-2015 гг.;
– проанализировать исполнение доходов и расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
– предложить мероприятия по повышению эффективности финансового прогнозирования бюджета Республики Саха (Якутия).
Поставленная цель и задачи предопределяют структуру работы, которая включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Во введении обоснована актуальность темы курсовой работы, сформулирована цель, и определены задачи исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты финансового прогнозирования бюджета субъекта Российской Федерации. Во второй главе курсовой работы проведена оценка эффективности финансового прогнозирования бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2015 гг.
В заключении сформулированы выводы курсовой работы.
В настоящей работе были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), учебная экономическая литература, труды таких авторов как Бабич А.М., Врублевской О.В., Игудина А.Г., Панскова В.Г., Поляка Г.Б., Романовского М.В. и других.
Глава 1. Теоретические основы финансового
прогнозирования бюджета
1.1. Сущность региональных бюджетов Российской Федерации
Бюджеты субъектов Федерации составляют второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет, что бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций региона [9, с.6].
Региональные бюджеты – главная финансовая база региональных органов власти, составная часть региональных финансов. Они представляют собой систему финансовых отношений между органами власти на местах и субъектами хозяйствования по поводу перераспределения части национального дохода в процессе образования основного в рамках данной территории государственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения объективно существующих территориальных общественных потребностей. Бюджеты территорий служат центром, соединяющим всех участников воспроизводственного процесса на всех его стадиях, что повышает их роль в интеграции усилий, способствующих количественному и качественному влиянию на решение социально-экономических проблем [12, с. 65].
Бюджет субъекта Федерации – система
экономических отношений, посредством
которой осуществляется распределение
и перераспределение национального дохода
для выполнения органами власти субъекта Федерации
своих функций, связанных с экономическим
и социальным развитием региона. Экономическая
сущность региональных бюджетов проявляется
в их назначении. Они выполняют следующие
функции: формирование денежных фондов,
служащих финансовым обеспечением деятельности
региональных органов власти; распределение
и использование этих фондов между отраслями
народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной
В юридическом аспекте – это правовой акт, основной финансовый документ образования, распределения и использования централизованных денежных доходов субъекта Федерации в целях их социально-экономического развития.
Региональные бюджеты играют большую
роль в осуществлении общегосударственных
экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении
государственных средств на содержание
и развитие социальной
инфраструктуры общества.
Бюджет как в целом для Российской Федерации, так и для территориальных единиц играет значительную роль, через него реализуется региональная и национальная политика, за его счет происходит развитие международных связей; бюджет является основой финансовых ресурсов государства и является единственным источником финансовых средств, находящихся в непосредственном распоряжении государственных и муниципальных органов.
Роль региональных бюджетов субъектов Российской Федерации в экономическом и социальном развитии заключается в следующем [18, с. 51]:
– во-первых, сосредоточение финансовых
ресурсов в бюджетах регионов Российской
Федерации позволяет органам представительной
и исполнительной власти регионов иметь
финансовую базу для реализации своих
полномочий в соответствии с Конституцией
Российской Федерации. Создание финансовой
базы функционирования региональных органов
власти – главная роль региональных бюджетов.
Посредством бюджетов образуются денежные
фонды административно-
– во-вторых, формирование региональных бюджетов, сосредоточение в них денежных ресурсов даёт возможность регионам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона. Региональные бюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства.
– в-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры.
– в-четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.
– в-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, сельского хозяйства, промышленности и социальной сферы. В последнее время органы власти регионов стали выделять бюджетные средства на инвестиции (реальные и финансовые). Такие инвестиции будут формировать государственную собственность в республике, крае, области. Это делается для укрепления позиций государства как хозяйствующего субъекта.
– в шестых, региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.
Значение бюджетов субъектов Российской Федерации заключается также в том, что они являются основными инструментами, через которые осуществляется региональная финансовая политика, направленная на стабилизацию производства и обеспечение экономического роста. Другими важнейшими целями региональной финансовой политики, воплощаемой в регионах, в том числе, и через сбалансированный, правильно финансируемый бюджет субъекта Российской Федерации, являются [14, с. 23]:
– обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;
– выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов;
– приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
– становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Характеризуя роль региональных бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами).
Для того чтобы региональные бюджеты выполняли все выше возложенные функции, они должны отвечать следующим требованиям [20, с. 67]:
1. Бюджеты субъектов Федерации должны: основываться на строгом и стабильном порядке их сосуществования с государственной системой; вбирать в себя все, что положено по закону без каких бы то ни было ограничений; обеспечивать независимость регионального руководства; поддерживать социальный, национально-этнический, инфраструктурный, природно-ресурсный и экологический потенциалы своей территории в интересах всего населения; учитывать перспективу соответствующего региона.
2. Бюджеты субъектов Федерации должны быть, во-первых, простыми (требование доступности для исполнения); во-вторых, понятными (требование логической ясности построения, обоснованности принципов формирования и расходования средств и прочее); в третьих, воспринимаемыми как справедливые (требование взаимного учета региональных и государственных интересов, потребностей отдельных социальных групп населения и прочее).
Процедура утверждения и построения бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов – каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).
В настоящее время роль бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджетной системе возрастает, что связано с такими обстоятельствами, как проведение политики децентрализации регулирования экономического и социального процессов, а также федерализации властных отношений, возрастание органов власти субъектов Федерации.
1.2. Принципы, цели составления и использования бюджетных прогнозов
в Российской Федерации
Основы составления проектов бюджетов всех уровней урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации, в котором реализован принцип рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета с закреплением полномочий по установлению конкретного порядка составления бюджетов за исполнительными органами соответствующего уровня власти.