Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 07:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка эффективности финансового прогнозирования республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2009-2015 гг.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
– рассмотреть сущность региональных бюджетов Российской Федерации;
– исследовать принципы, цели составления и использования бюджетных прогнозов в Российской Федерации;
– определить методику анализа доходов и расходов региональных бюджетов;
– проанализировать динамику состава и структуры доходов республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2009-2015 гг.;
Введение.....................................................................................................................
Глава 1.
Теоретические основы финансового прогнозирования бюджета субъекта Российской Федерации……………………………………
1.1.
Сущность региональных бюджетов Российской Федерации...........
1.2.
Принципы, цели составления и использования бюджетных прогнозов в Российской Федерации..................................................
1.3.
Методика анализа доходов и расходов региональных бюджетов...
Глава 2.
Оценка эффективности финансового прогнозирования бюджета Республики Саха (Якутия)…………………………………………
2.1.
Анализ динамики и структуры доходов бюджета............................
2.2.
Анализ динамики и структуры расходов бюджета..........................
2.3.
Анализ исполнения доходов и расходов бюджета...........................
2.4.
Рекомендации по повышению эффективности финансового прогнозирования бюджета Республики Саха (Якутия)...................
Заключение..................................................................................................................
Список использованных источников и литературы.......................................
Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если:
Рм < Дс + Др, (5)
где Рм – минимальные расходы бюджета;
Дс – собственные доходы бюджета;
Др – регулирующие доходы бюджета.
Нормальное состояние:
Неустойчивое состояние:
где Дд – дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, внебюджетные средства и другие).
Кризисное состояние:
На основе выбранной методики проведен анализ динамики состава и структуры доходов и расходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2015 гг., представленный во второй главе курсовой работы.
Глава 2. Оценка эффективности финансового
прогнозирования бюджета
2.1. Анализ динамики и структуры до
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) является главной задачей бюджетной политики Правительства Республики Саха (Якутия). Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для дальнейшего социально-экономического развития республики.
На первом этапе аналитической работы проведем анализ сбалансированности бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2015 гг. на основе данных, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Анализ сбалансированности бюджета Республики Саха (Якутия)
за 2009-2015 гг.
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Изменение в 2015 г. к 2012 г. | |
Млн. рублей |
|||||||||
Доходы, млн. руб. |
91638 |
100441 |
123148 |
124910 |
124823 |
125671 |
131817 |
40179 |
43,85 |
Расходы, млн. руб. |
97549 |
108927 |
133924 |
132876 |
133323 |
137452 |
149848 |
52299 |
53,61 |
Дефицит / Профицит, млн. руб. |
-5911 |
-8486 |
-10776 |
-7966 |
-8500 |
-11781 |
-18031 |
-12120 |
205,04 |
За анализируемый период наблюдается планомерная динамика увеличения доходов республиканского бюджета на 40179 млн. рублей, что в относительном выражении составило 43,85 %. К числу негативных моментов следует отнести значительное превышение темпов роста расходов бюджета республики (53,61 %) над темпами роста доходной части регионального бюджета (43,86 %). Таким образом, бюджет Республики Саха (Якутия) за исследуемый период является не сбалансированным. Значительный бюджетный дефицит наблюдается в плановом 2015 г. – 18031 млн. рублей. Следует отметить, что обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) является главной задачей бюджетной политики Правительства Республики Саха (Якутия). Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для дальнейшего социально-экономического развития республики.
На следующем этапе аналитической работы проведем анализ динамики доходов регионального бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2015 гг. на основе данных, представленных в таблице 2.
Таблица 2.
Динамика доходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2015 гг.
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Изменение в 2015 г. к 2012 г. | |
Млн. рублей |
|||||||||
Налоговые доходы, млн.руб. |
38747 |
47124 |
63796 |
64453 |
63181 |
66632 |
75828 |
37081 |
95,70 |
Неналоговые доходы, млн.руб. |
5130 |
5234 |
5643 |
5814 |
5805 |
5613 |
5386 |
256 |
4,99 |
Безвозмездные поступления, млн.руб. |
47761 |
48083 |
53709 |
54643 |
55837 |
53426 |
50603 |
2842 |
5,95 |
Всего доходов |
91638 |
100441 |
123148 |
124910 |
124823 |
125671 |
131817 |
40179 |
43,85 |
За анализируемый период доходы регионального бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2015 гг. увеличились на 40179 млн. рублей, что в относительном выражении составило 43,85 % (рисунок 1). Данные изменения в большей степени обусловлены значительным ростом налоговых поступлений в региональный бюджет – 37081 млн. рублей.
Рис. 1. Динамика доходов бюджета Республики Саха (Якутия)
за 2009-2015 гг., млн. рублей
Таким образом, за 2009-2015 гг. наблюдается планомерная динамика роста доходов бюджета региона. При этом наиболее быстрыми темпами за отчетный период 2009-2015 гг. происходило увеличение налоговых доходов бюджета на 37081 млн. рублей (рисунок 2).
Рис. 2. Динамика налоговых доходов бюджета Республики Саха (Якутия)
за 2009-2015 гг., млн. рублей
Рост налоговых доходов бюджета Республики Саха (Якутия) обусловлен:
– увеличением налога на прибыль на 20400 млн. рублей или на 88,06 %. Следует отметить, что основной рост прибыли рентабельных предприятий обеспечен предприятиями добывающей отрасли, на которую приходится 94,7% всей прибыли. В налоговых доходах бюджета региона учтены поступления от предприятий, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия) в составе консолидированных групп налогоплательщиков, таких как ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «АК Транснефть» и обособленного подразделения ОАО «Верхнечонскнефтегаз»;
– положительной динамикой НДФЛ на 605 млн. рублей или на 46,68 %. В соответствии с решением Координационного совета по совершенствованию межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) в бюджеты городских округов с 1 января 2013 года установлены дополнительные нормативы отчислений в размере 10% от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в государственный бюджет РС (Я). В связи с чем, прогноз поступления налога на доходы физических лиц, поступающего в государственный бюджет уменьшен в 2013 году на 783,0 млн. рублей.
– увеличением поступлений акцизов на алкогольную продукцию, производимую на территории Республики Саха (Якутия), и пиво за счет основного производителя ОАО ФАПК «Якутия»; акцизов на нефтепродукты в государственный бюджет РС (Я) за счет индексации усредненных ставок акцизов по маркам бензина на 18%, дизельного топлива – 39%, моторных масел – 24%; увеличения объемов производства подакцизных марок нефтепродуктов на 9,5%;
– увеличением налога на имущество организаций на 1085 млн. рублей всвязи с ростом среднегодовой остаточной стоимости основных фондов за счет ввода основных производственных фондов и отмены льгот по учреждениям и организациям, финансируемым из государственного и местных бюджетов. Основными плательщиками налога являются: группа Компании «АЛРОСА» и ОАО «Сургутнефтегаз».
– положительной динамикой поступлений налога на добычу полезных ископаемых в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) на 633 млн. рублей. На динамику поступления налога повлияли следующие факторы: рост цены золота на 23,2%; рост добычи угля на 13,2%; возврат переплаты за 2012 год ОАО «Мечел» налога на добычу угля в сумме 240 млн. рублей.
Неналоговые доходы бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2015 гг. увеличились на 256 млн. рублей или на 4,99 %. Факторами, увеличивающими неналоговые доходы бюджета региона явились: рост сумм дивидендов на 241 млн. рублей; увеличение сумм доходов, получаемых в виде арендной платы за землю в сумме 360 млн. рублей.
Безвозмездные поступления за анализируемый период увеличились на 2842 млн. рублей, что в относительном выражении составило 5,95 %. Положительная динамика безвозмездных поступлений в бюджет региона обусловлена влиянием следующих факторов: ростом дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на 8090 млн. рублей или на 17,44 %.
Наглядно динамика безвозмездных поступлений бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2015 гг. представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика безвоздмездных поступлений бюджета
Республики Саха (Якутия) за 2009-2015 гг., млн. рублей
Таким образом, за анализируемый период наблюдается планомерная динамика безвоздмездных поступлений бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2013 гг. На следующем этапе аналитической работы представим анализ структуры доходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2015 гг. на основе данных, представленных в таблице 3.
Таблица 3
Структура доходов бюджета Республики Саха за 2009-2015 гг., %
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Изменение в 2015 г. к 2012 г. |
Налоговые доходы |
42,28 |
46,92 |
51,80 |
51,60 |
50,6 |
53,0 |
57,5 |
5,9 |
Неналоговые доходы |
5,60 |
5,21 |
4,58 |
4,65 |
4,7 |
4,5 |
4,1 |
-0,6 |
Безвозмездные поступления |
52,12 |
47,87 |
43,61 |
43,75 |
44,7 |
42,5 |
38,4 |
-5,4 |
Всего доходов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
По итогам 2015 г. структура доходов бюджета Республики Саха (Якутия) сформирована на 57,50 % за счет налоговых доходов, на 4,10 % за счет неналоговых доходов и на 38,40 % за счет безвозмездных поступлений. Существенный удельный вес в структуре безвозмездных поступлений приходится на межбюджетные трансферты из других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В трехлетней перспективе 2013-2015 гг. приоритеты в области налоговой политики – создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, основные направления налоговой политики на 2013-2015 гг. составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.
В следующем разделе курсовой работы проведем анализ динамики и структуры расходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2014 гг.
2.2. Анализ динамики и структуры расходов бюджета
На следующем этапе аналитической работы проведем анализ динамики и структуры расходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2015 гг. на основе данных, представленных в таблице 4.
Таблица 4
Динамика состава расходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2015 гг.
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Изменение 2015 г. к 2012 г. |
Млн. рублей | ||||||||
Общегосударственные вопросы |
8812 |
9357 |
10714 |
10975 |
11065 |
11841 |
14180 |
5368 |
Национальная оборона |
55 |
54 |
58 |
63 |
64 |
65 |
65 |
10 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
4362 |
4495 |
4806 |
5198 |
5215 |
5250 |
5417 |
1055 |
Национальная экономика |
15001 |
15943 |
19256 |
20654 |
19170 |
19344 |
21941 |
6940 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
11996 |
13884 |
17683 |
18354 |
18640 |
19377 |
20863 |
8867 |
Охрана окружающей среды |
527 |
611 |
670 |
710 |
711 |
721 |
725 |
198 |
Образование |
26659 |
28747 |
33687 |
33865 |
34967 |
36812 |
40276 |
13617 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
3710 |
4507 |
4421 |
4407 |
4809 |
5012 |
5423 |
1713 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
15056 |
17174 |
20657 |
21578 |
21811 |
22045 |
23852 |
8796 |
Социальная политика |
11316 |
14090 |
16531 |
17000 |
16786 |
16899 |
17018 |
5702 |
Межбюджетные трансферты |
55 |
65 |
66 |
72 |
85 |
86 |
87 |
32 |
Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
12658 |
13118 |
13254 |
14118 |
15012 |
15425 |
16977 |
4319 |
Всего |
97549 |
108927 |
133924 |
132876 |
133323 |
137452 |
149848 |
52299 |