Оценка эффективности финансового прогнозирования бюджета Республики Саха (Якутия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 07:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка эффективности финансового прогнозирования республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2009-2015 гг.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
– рассмотреть сущность региональных бюджетов Российской Федерации;
– исследовать принципы, цели составления и использования бюджетных прогнозов в Российской Федерации;
– определить методику анализа доходов и расходов региональных бюджетов;
– проанализировать динамику состава и структуры доходов республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2009-2015 гг.;

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................
Глава 1.
Теоретические основы финансового прогнозирования бюджета субъекта Российской Федерации……………………………………
1.1.
Сущность региональных бюджетов Российской Федерации...........
1.2.
Принципы, цели составления и использования бюджетных прогнозов в Российской Федерации..................................................
1.3.
Методика анализа доходов и расходов региональных бюджетов...
Глава 2.
Оценка эффективности финансового прогнозирования бюджета Республики Саха (Якутия)…………………………………………
2.1.
Анализ динамики и структуры доходов бюджета............................
2.2.
Анализ динамики и структуры расходов бюджета..........................
2.3.
Анализ исполнения доходов и расходов бюджета...........................
2.4.
Рекомендации по повышению эффективности финансового прогнозирования бюджета Республики Саха (Якутия)...................
Заключение..................................................................................................................
Список использованных источников и литературы.......................................

Файлы: 1 файл

копия сдаю ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ -.doc

— 507.50 Кб (Скачать файл)

Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если:

 

                                                  Рм < Дс + Др,                                              (5)

 

где  Рм – минимальные расходы бюджета;

Дс – собственные доходы бюджета;

Др – регулирующие доходы бюджета.

Нормальное состояние:

 

 

                                               Рм = Дс + Др,                                              (6)

 

Неустойчивое состояние:

 

 

                                                Рм = Дс + Др + Дд,                                          (7)

 

где    Дд – дополнительно    привлеченные финансовые     ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, внебюджетные средства и другие).

Кризисное состояние:

 

 

                                                  Рм > Дс + Др,                                              (8)

         На основе выбранной методики проведен анализ динамики состава и структуры    доходов    и     расходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2015 гг., представленный во второй главе курсовой работы.

Глава 2. Оценка эффективности финансового прогнозирования бюджета                          Республики Саха (Якутия)

 

2.1. Анализ динамики и структуры доходов бюджета

 

Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) является главной задачей бюджетной политики Правительства Республики Саха (Якутия). Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для дальнейшего социально-экономического развития республики. 

На первом этапе аналитической работы проведем анализ сбалансированности бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2015 гг. на основе данных, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Анализ сбалансированности бюджета Республики Саха (Якутия)

за 2009-2015 гг.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013г.

2014г.

2015г.

Изменение

в 2015 г. к 2012 г.

Млн. рублей

, %

Доходы, млн. руб.

91638

100441

123148

124910

124823

125671

131817

40179

43,85

Расходы, млн. руб.

97549

108927

133924

132876

133323

137452

149848

52299

53,61

Дефицит / Профицит, млн. руб.

-5911

-8486

-10776

-7966

-8500

-11781

-18031

-12120

205,04


 

За анализируемый период наблюдается планомерная динамика увеличения доходов республиканского бюджета на 40179 млн. рублей, что в относительном выражении составило 43,85 %. К числу негативных моментов следует отнести значительное превышение темпов роста расходов бюджета республики (53,61 %) над темпами роста доходной части регионального бюджета (43,86 %). Таким образом, бюджет Республики Саха (Якутия) за исследуемый период является не сбалансированным. Значительный бюджетный дефицит наблюдается в плановом 2015 г. –  18031 млн. рублей.  Следует отметить, что обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) является главной задачей бюджетной политики Правительства Республики Саха (Якутия). Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для дальнейшего социально-экономического развития республики.

На следующем этапе аналитической работы проведем анализ динамики доходов регионального бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2015 гг. на основе данных, представленных в таблице 2.

Таблица 2.

 Динамика доходов  бюджета  Республики Саха (Якутия) за 2009-2015 гг.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

 

 

2013г.

 

 

2014г.

 

 

2015г.

Изменение

в 2015 г. к 2012 г.

Млн. рублей

, %

Налоговые доходы, млн.руб.

38747

47124

63796

64453

 

63181

 

66632

 

75828

37081

95,70

Неналоговые доходы, млн.руб.

5130

5234

5643

5814

 

5805

 

5613

 

5386

256

4,99

Безвозмездные поступления, млн.руб.

47761

48083

53709

54643

 

55837

 

53426

 

50603

2842

5,95

Всего доходов

91638

100441

123148

124910

 

124823

 

125671

 

131817

40179

43,85


 

За анализируемый период доходы регионального бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2015 гг. увеличились на 40179 млн. рублей, что в относительном выражении составило 43,85 % (рисунок 1). Данные изменения в большей степени обусловлены значительным ростом налоговых поступлений в региональный бюджет –  37081 млн. рублей.

Рис. 1. Динамика доходов бюджета Республики Саха (Якутия)

 за 2009-2015 гг., млн. рублей

 

Таким образом, за 2009-2015 гг. наблюдается планомерная динамика роста доходов бюджета региона.  При этом наиболее быстрыми темпами за отчетный период 2009-2015 гг. происходило увеличение налоговых доходов бюджета на 37081 млн. рублей (рисунок 2).

Рис. 2. Динамика налоговых доходов бюджета Республики Саха (Якутия)

 за 2009-2015 гг., млн. рублей

 

Рост налоговых доходов бюджета Республики Саха (Якутия) обусловлен:

– увеличением налога на прибыль на 20400 млн. рублей или на 88,06 %. Следует отметить, что основной рост прибыли рентабельных предприятий обеспечен предприятиями добывающей отрасли, на которую приходится 94,7% всей прибыли.  В налоговых доходах бюджета региона  учтены поступления от предприятий, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия) в  составе консолидированных групп налогоплательщиков, таких как ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «АК Транснефть» и обособленного подразделения ОАО «Верхнечонскнефтегаз»;

– положительной динамикой НДФЛ на 605 млн. рублей или на 46,68 %. В соответствии с решением Координационного совета по совершенствованию межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) в бюджеты городских округов с  1 января 2013 года установлены дополнительные нормативы отчислений в размере 10% от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в государственный  бюджет РС (Я). В связи с чем, прогноз поступления налога на доходы физических лиц, поступающего в государственный бюджет уменьшен в 2013 году на 783,0 млн. рублей.

– увеличением поступлений акцизов на алкогольную продукцию, производимую на территории Республики Саха (Якутия), и пиво за счет основного производителя ОАО ФАПК «Якутия»; акцизов на нефтепродукты в государственный бюджет РС (Я) за счет  индексации усредненных ставок акцизов по маркам бензина на 18%, дизельного топлива – 39%, моторных масел – 24%;  увеличения объемов производства подакцизных марок нефтепродуктов на 9,5%;

– увеличением налога на имущество организаций на 1085 млн. рублей всвязи с ростом среднегодовой остаточной стоимости основных фондов за счет ввода основных производственных фондов и отмены льгот по учреждениям и организациям, финансируемым из государственного и местных бюджетов. Основными плательщиками налога являются: группа Компании «АЛРОСА» и ОАО «Сургутнефтегаз».

– положительной динамикой поступлений налога на добычу полезных ископаемых в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) на 633 млн. рублей. На динамику поступления налога повлияли  следующие факторы: рост цены золота на 23,2%; рост добычи угля на 13,2%;  возврат переплаты за 2012 год ОАО «Мечел»  налога на добычу угля в сумме 240  млн. рублей.

Неналоговые доходы бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2015 гг. увеличились на 256 млн. рублей или на 4,99 %.  Факторами, увеличивающими неналоговые доходы бюджета региона явились: рост сумм дивидендов  на 241 млн. рублей; увеличение сумм  доходов, получаемых в виде арендной платы за землю в сумме 360 млн. рублей.

Безвозмездные поступления за анализируемый период увеличились на 2842 млн. рублей, что в относительном выражении составило 5,95 %.  Положительная динамика безвозмездных поступлений в бюджет региона обусловлена влиянием следующих факторов: ростом дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на 8090 млн. рублей или на 17,44 %.

Наглядно динамика безвозмездных поступлений бюджета  Республики Саха (Якутия)  за 2009-2015 гг. представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика безвоздмездных поступлений бюджета 

Республики Саха (Якутия)  за 2009-2015 гг., млн. рублей

 

Таким образом, за анализируемый период наблюдается планомерная динамика  безвоздмездных поступлений бюджета   Республики Саха (Якутия)  за 2009-2013 гг. На следующем этапе аналитической работы представим анализ структуры доходов бюджета   Республики Саха (Якутия)  за 2009-2015 гг. на основе данных, представленных в таблице 3.

Таблица 3

Структура доходов бюджета Республики Саха за 2009-2015 гг., %

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Изменение

в 2015 г. к 2012 г.

Налоговые доходы

42,28

46,92

51,80

51,60

 

50,6

 

53,0

 

57,5

 

5,9

Неналоговые доходы

5,60

5,21

4,58

4,65

 

4,7

 

4,5

 

4,1

 

-0,6

Безвозмездные поступления

52,12

47,87

43,61

43,75

 

44,7

 

42,5

 

38,4

 

-5,4

Всего доходов

100

100

100

100

100

100

100

-


 

По итогам 2015 г. структура доходов бюджета Республики Саха (Якутия) сформирована на 57,50 % за счет налоговых доходов, на 4,10 % за счет неналоговых доходов и на 38,40 % за счет безвозмездных поступлений. Существенный удельный вес в структуре безвозмездных поступлений приходится на межбюджетные трансферты из других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В трехлетней перспективе 2013-2015 гг. приоритеты в области налоговой политики – создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, основные направления налоговой политики на 2013-2015 гг. составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

В следующем разделе курсовой работы проведем анализ динамики и структуры расходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2014 гг.

 

 

2.2. Анализ динамики и структуры расходов бюджета

 

На следующем этапе аналитической работы проведем анализ динамики   и структуры расходов бюджета  Республики Саха (Якутия)  за 2009-2015 гг. на основе данных, представленных в таблице 4.

Таблица 4

Динамика состава расходов бюджета  Республики Саха (Якутия)  за 2009-2015 гг.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

 

 

2013г.

 

 

2014г.

 

 

2015г.

Изменение 2015 г. к 2012 г.

Млн. рублей

Общегосударственные вопросы

8812

9357

10714

10975

11065

11841

14180

5368

Национальная оборона

55

54

58

63

64

65

65

10

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

4362

4495

4806

5198

 

5215

 

5250

 

5417

1055

Национальная экономика

15001

15943

19256

20654

19170

19344

21941

6940

Жилищно-коммунальное хозяйство

11996

13884

17683

18354

18640

19377

20863

8867

Охрана окружающей среды

527

611

670

710

711

721

725

198

Образование

26659

28747

33687

33865

34967

36812

40276

13617

Культура, кинематография, средства массовой информации

3710

4507

4421

4407

 

4809

 

5012

 

5423

1713

Здравоохранение, физическая культура и спорт

15056

17174

20657

21578

 

21811

 

22045

 

23852

8796

Социальная политика

11316

14090

16531

17000

16786

16899

17018

5702

Межбюджетные трансферты

55

65

66

72

85

86

87

32

Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

12658

13118

13254

14118

 

15012

 

15425

 

16977

4319

Всего

97549

108927

133924

132876

133323

137452

149848

52299

Информация о работе Оценка эффективности финансового прогнозирования бюджета Республики Саха (Якутия)