Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 07:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка эффективности финансового прогнозирования республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2009-2015 гг.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
– рассмотреть сущность региональных бюджетов Российской Федерации;
– исследовать принципы, цели составления и использования бюджетных прогнозов в Российской Федерации;
– определить методику анализа доходов и расходов региональных бюджетов;
– проанализировать динамику состава и структуры доходов республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2009-2015 гг.;
Введение.....................................................................................................................
Глава 1.
Теоретические основы финансового прогнозирования бюджета субъекта Российской Федерации……………………………………
1.1.
Сущность региональных бюджетов Российской Федерации...........
1.2.
Принципы, цели составления и использования бюджетных прогнозов в Российской Федерации..................................................
1.3.
Методика анализа доходов и расходов региональных бюджетов...
Глава 2.
Оценка эффективности финансового прогнозирования бюджета Республики Саха (Якутия)…………………………………………
2.1.
Анализ динамики и структуры доходов бюджета............................
2.2.
Анализ динамики и структуры расходов бюджета..........................
2.3.
Анализ исполнения доходов и расходов бюджета...........................
2.4.
Рекомендации по повышению эффективности финансового прогнозирования бюджета Республики Саха (Якутия)...................
Заключение..................................................................................................................
Список использованных источников и литературы.......................................
Таким образом, за исследуемый период наблюдалось значительное перевыполнение плановых показателей по налоговых и неналоговым доходам бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009 г. на 2,48 %; за 2010 г. на 8,74 %; за 2011 г. на 4,76 %. В целом за исследуемый период при исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) ежегодно наблюдается отклонение фактического исполнения от первоначально утвержденного бюджета.
На следующем этапе аналитической работы проведем анализ исполнения расходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2011 гг. на основе данных, представленных в таблице 9.
Таблица 9
Анализ исполнения расходов бюджета Республики Саха (Якутия)
за 2009-2011 гг.
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||||||
План |
Факт |
% исп. |
План |
Факт |
% исп. |
План |
Факт |
% исп. | |
Общегосударственные вопросы |
8812 |
8854 |
100,48 |
9357 |
9365 |
100,09 |
10714 |
10745 |
100,29 |
Национальная оборона |
55 |
57 |
103,64 |
54 |
58 |
107,41 |
58 |
63 |
108,62 |
Продолжение таблицы 9
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
4362 |
4375 |
100,30 |
4495 |
4498 |
100,07 |
4806 |
4997 |
103,97 |
Национальная экономика |
15001 |
15098 |
100,65 |
15943 |
16009 |
100,41 |
19256 |
19959 |
103,65 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
11996 |
12000 |
100,03 |
13884 |
13888 |
100,03 |
17683 |
17895 |
101,20 |
Охрана окружающей среды |
527 |
531 |
100,76 |
611 |
617 |
100,98 |
670 |
682 |
101,79 |
Образование |
26659 |
26988 |
101,23 |
28747 |
28845 |
100,34 |
33687 |
35900 |
106,57 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
3710 |
3713 |
100,08 |
4507 |
4590 |
101,84 |
4421 |
4965 |
112,30 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
15056 |
15101 |
100,30 |
17117 |
17231 |
100,67 |
20657 |
21006 |
101,69 |
Социальная политика |
11316 |
11342 |
100,23 |
14090 |
14143 |
100,38 |
16531 |
17655 |
106,80 |
Межбюджетные трансферты |
54 |
56 |
103,70 |
121 |
122 |
100,83 |
160 |
168 |
105,00 |
Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
49099 |
49124 |
100,05 |
42305 |
42417 |
100,26 |
0 |
0 |
0,00 |
Всего |
97549 |
102334 |
104,91 |
108927 |
112076 |
102,89 |
133924 |
134035 |
100,08 |
За анализируемый период наблюдалось перевыполнение плановых показателей расходов в 2009 г. на 4,91 %; в 2010 г. на 2,89 %; в 2011 г. на 0,08 %. Наглядно анализ исполнения расходов республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2011 гг. представлен на рисунке 6.
Рис. 6. Анализ исполнения расходов бюджета Республики Саха (Якутия)
за 2009-2011 гг., млн. рублей
При исполнении государственного бюджета РС (Я) ежегодно наблюдается
отклонение фактического исполнения от первоначально утвержденного бюджета. При этом ситуация с каждым годом стабилизируется, исполнение практически соответствует плану.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) является главной задачей бюджетной политики Правительства Республики Саха (Якутия). Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для дальнейшего социально-экономического развития республики.
2.4. Рекомендации по повышению эффективности
финансового
Для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики:
– консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
– формирование государственного бюджета с учётом долгосрочной программы социально-экономического развития республики;
– ограничение и управляемость государственного долга;
– недопустимость использования разовых (краткосрочных) доходов для финансового обеспечения постоянных расходных обязательств или увеличения их объемов;
– принятие новых расходных обязательств только при наличии четкой оценки последствий принятия такого решения на возможности бюджета;
– создание необходимых финансовых резервов.
Для реализации указанных принципов планируется реализовать следующие задачи;
– принятие долгосрочной программы социально-экономического развития и долгосрочной бюджетной стратегии (до 15-20 лет);
– использование для целей бюджетного планирования умеренно-оптимистичного макроэкономического прогноза;
– последовательное снижение размера дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия), начиная с 2012 года;
– установление среднесрочных (на срок до 5 лет) индикативных пределов (показателей) расходов по направлениям государственной политики (государственных программ), создающих условия для повышения гибкости в использовании бюджетных ассигнований в достижении заявленных целей;
– формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности органов исполнительной власти за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения;
– создание Резервного фонда Республики Саха (Якутия).
Показатели прогноза являются ориентирами социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный период для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) и хозяйствующих субъектов экономики республики при принятии конкретных решений в области социально-экономической политики.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2013-2015 годы планируется восстановление стабильного функционирования и роста экономики республики в результате государственной поддержки внутреннего спроса, повышения эффективности бизнеса и роста банковских кредитов. Ожидается более активная государственная политика, направленная на развитие транспортной инфраструктуры, жилищного строительства и ЖКХ, сдержанная политика регулирования тарифов.
Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2015 года представлены в таблице 10.
Таблица 10
Основные параметры прогноза социально-экономического развития
Республики Саха (Якутия) до 2015 года, в %
Показатели |
Прогноз | ||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. | |
Темп роста ВРП |
111,8 |
104,3 |
106,3 |
ИФО промышленного производства |
106,5 |
106,1 |
109,6 |
в том числе без учета добычи алмазов |
112,6 |
109,8 |
114,2 |
Темп роста инвестиций в основной капитал |
121,0 |
109,8 |
100,6 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
102,4 |
103,2 |
103,4 |
Основным обобщающим показателем, характеризующим социально-экономическое развитие республики, является валовой региональный продукт. В 2013-2015 годах прогнозируются темпы роста ВРП – 104% и 106% соответственно.
Основной вклад в формирование валового регионального продукта и обеспечение его роста по-прежнему будут вносить такие виды экономической деятельности, как промышленное производство, строительство, транспорт и связь, сельское хозяйство и торговля.
К 2015 году прогнозируется снижение темпов роста индекса потребительских цен до 105,5%. Это связано с учетом наличия значительной доли завозимой продукции из-за пределов республики в структуре потребительского спроса, в условиях ослабления курса рубля по отношению к иностранной валюте и соответствующего удорожания импортируемых товаров, при сохранении темпов роста на тарифы субъектов естественных монополий.
Приоритетной задачей тарифной политики, является ограничение темпов роста тарифов субъектов естественных монополий, при сохранении текущей надежности и качества снабжения потребителей товарами и услугами субъектов естественных монополий.
Достижение этой цели должно осуществляться на основе оптимизации операционных расходов субъектов естественных монополий, сокращения стоимости инвестиционных проектов и отказа от ряда проектов, реализация которых в текущих условиях нецелесообразна, повышения энергоэффективности экономики.
Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов, как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, должен стать переход на программно-целевой принцип организации их деятельности и совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Для реализации изложенных подходов потребуется: разработать Основные направления деятельности Правительства Республики Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу; утвердить порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ; определить перечень государственных программ и организовать подготовку проектов государственных программ; формировать доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти.
Заключение
Завершая рассмотрение выбранной темы курсовой работы можно сформулировать следующие выводы.
Региональные бюджеты – главная финансовая база региональных органов власти, составная часть региональных финансов. Республиканский бюджет Якутии – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Республики Саха (Якутия).
Функционирование бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, национального дохода, концентрируемого в руках государства. Бюджетный кодекс Российской Федерации дает подробную характеристику доходов бюджетов всех уровней по видам, а также по каждому уровню бюджетной системы. Отношения по доходам бюджетов регулируются нормами бюджетного и налогового права. В Бюджетном кодексе Российской Федерации содержаться лишь некоторые нормы, определяющие режим поступления налогов в бюджеты. Основной объем положений, регулирующих налоговый механизм государства, содержится в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В курсовой работе проведен анализ доходов и расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
За исследуемый период наблюдалась положительная динамика роста доходов бюджета Республики Саха (Якутия) на 48019 млн. рублей, что в относительном выражении составило 52,40 %. При этом наиболее быстрыми темпами происходит увеличение налоговых и неналоговых доходов бюджета на 89,77 %. Таким образом, доходная часть бюджета РС (Якутия) в большей степени обеспечена поступлением налоговых платежей.
Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009-2014 гг. занимают налоговые и неналоговые доходы – 59,62 %. К числу положительных моментов следует отнести увеличение доли налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов бюджета Республики Саха (Якутия) при одновременном сокращении удельного веса безвозмездных поступлений на 11,74 %.
Основной задачей бюджетной политики на 2012-2014 гг. в области доходов продолжает оставаться рост собственных доходов республики, который возможен за счет:
– роста налогового потенциала в соответствии с прогнозом развития экономики республики, приходом новых налогоплательщиков на территорию республики;
– увеличения доходов от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество;
– внедрения современных технологий налогового администрирования, а также за счет повышения уровня ответственности администраторов, доходов за выполнение плановых показателей.
Доходная часть бюджета РС (Якутия) в большей степени обеспечена поступлением налоговых платежей. Основной объем налоговых поступлений в Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) обеспечен поступлениями налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций.