Оценка эффективности финансового прогнозирования бюджета Республики Саха (Якутия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 07:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка эффективности финансового прогнозирования республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2009-2015 гг.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
– рассмотреть сущность региональных бюджетов Российской Федерации;
– исследовать принципы, цели составления и использования бюджетных прогнозов в Российской Федерации;
– определить методику анализа доходов и расходов региональных бюджетов;
– проанализировать динамику состава и структуры доходов республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2009-2015 гг.;

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................
Глава 1.
Теоретические основы финансового прогнозирования бюджета субъекта Российской Федерации……………………………………
1.1.
Сущность региональных бюджетов Российской Федерации...........
1.2.
Принципы, цели составления и использования бюджетных прогнозов в Российской Федерации..................................................
1.3.
Методика анализа доходов и расходов региональных бюджетов...
Глава 2.
Оценка эффективности финансового прогнозирования бюджета Республики Саха (Якутия)…………………………………………
2.1.
Анализ динамики и структуры доходов бюджета............................
2.2.
Анализ динамики и структуры расходов бюджета..........................
2.3.
Анализ исполнения доходов и расходов бюджета...........................
2.4.
Рекомендации по повышению эффективности финансового прогнозирования бюджета Республики Саха (Якутия)...................
Заключение..................................................................................................................
Список использованных источников и литературы.......................................

Файлы: 1 файл

копия сдаю ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ -.doc

— 507.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из этого принципа, вводятся общие для всех уровней бюджетной системы нормы, устанавливающие [13, с. 89]:

– Общие требования к прогнозам социально-экономического развития;

– Требования к содержанию среднесрочного финансового плана;

– Условия прогнозирования доходов и планирования расходов бюджета, том числе раздельного планирования расходов на исполнение действующих и вновь принимаемых обязательств;

– Состав показателей, утверждаемых в проекте решения о бюджете, и требования к прилагаемым к нему материалам и документам;

– Порядок утверждения и реализации долгосрочных целевых программ;

– Этапы и сроки составления проекта бюджета.

Проект бюджета должен основываться на Бюджетном послании Президента Российской Федерации, прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории, основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Одновременно с проектом решения о бюджете в представительный орган должны быть представлены [20, с. 45]:

– основные направления бюджетной и налоговой политики;

– предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

– прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;

– прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период, либо проект среднесрочного финансового плана;

– пояснительная записка к проекту бюджета;

– методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;

– верхний предел муниципального долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода);

– проект программы муниципальных внутренних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

– проекты программ муниципальных гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

– проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

– оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

– предложенные представительными органами, органами муниципального финансового контроля, созданными представительными органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет;

– иные документы и материалы.

Состав показателей, утверждаемых в проекте решения о бюджете, установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым решением о бюджете устанавливаются основные характеристики бюджета [17, с. 62]:

– общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета;

– перечень главных администраторов доходов бюджета;

– перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

– распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

– общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;

– объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);

– общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 % общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5 % общего объема расходов бюджета;

– источники финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период)

– верхний предел муниципального внутреннего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием, в том числе верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям;

– иные показатели местного бюджета, установленные соответственно Бюджетным кодексом Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Решением о бюджете должны быть утверждены [11, с. 63]:

– перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета о соответствующем бюджете;

– перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов;

– бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам (не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями) путем включения в решение о бюджете текстовой статьи с указанием юридического лица, объема и цели выделенных бюджетных ассигнований;

– объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

В части планирования бюджетных ассигнований необходимо учитывать следующее [12, с. 57]:

– планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом;

– при составлении проектов бюджетов необходимо предусматривать средства на исполнение всех действующих расходных обязательств, в том числе долгосрочных целевых программ;

– бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и объекты капитального строительства муниципальной собственности в соответствии с инвестиционными проектами, софинансирование которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, подлежат утверждению решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.

Таким образом, основанием для включения в проект решения о бюджете бюджетных ассигнований для осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в долгосрочные целевые программы, являются разработанный соответствующий нормативный правовой акт, предусматривающий порядок включения в бюджет бюджетных ассигнований для осуществления бюджетных инвестиций либо порядок принятия соответствующих решений главными распорядителями средств. В случае отсутствия такого порядка отсутствуют правовые основания для включения в проект решения о бюджете бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций.

На основе теоретических аспектов проведем анализ финансового планирования государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

 

 

1.3. Методика анализа доходов и расходов региональных бюджетов

 

Значимость анализа бюджета особо возрастает в настоящее время, при переходе на прогнозное формирование бюджетов, обработке методов максимальной мобилизации доходов и эффективного их использования, решении вопросов регулирования бюджетов всех уровней, построении межбюджетных отношений в рамках требований бюджетного федерализма, реструктуризации расходов и оптимизации доходной части бюджета. Наиболее детально изученной является методика анализа доходов и расходов местных бюджетов, предложенная Поляком Г. Б.

Анализ территориальных бюджетов позволяет:

– определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;

– определить уровень устойчивости территориального бюджета;

– выявить факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния  этих факторов на территориальный бюджет;

– определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения, проводимой местной администрацией бюджетной политики [16, с. 44].

Анализ бюджета необходимо вести раздельно по доходам и расходам. Для бюджетного анализа могут использоваться:

– горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

– вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

– факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность населения, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и прочие) [10, с. 144].

В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели – бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и другие); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета [9, с. 106].

В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты – относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим [10, с. 61].

Бюджетные коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичным показателем других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территорий:

– коэффициент соотношения регулирующих и собственных бюджетных доходов:

 

 

                                                              Кр.с= Др : Дс,                                                  (1)

где    Дс – собственные доходы бюджета;          

Др – регулирующие доходы бюджета.

– коэффициент автономии:

 

                                                              Ка = Дс : Д.                                                    (2)

 

где     Дс – собственные доходы бюджета.

– коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:

 

 

                                                          Ко.р = Дс : Рм,                                            (3)

 

где    Дс – собственные доходы бюджета;          

Рм – минимальные расходы бюджета.

– коэффициент бюджетного покрытия:

 

 

                                                          Кб.п = Д : Рм,                                              (4)

 

где    Рм – минимальные расходы бюджета.

С помощью данных инструментов можно дать объективную оценку состояния бюджетов, выявить факторы, влияющие  состояние бюджетов.

Особое значение при проведении бюджетного анализа имеет метод устойчивости территориального бюджета, который определяется объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы – это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению [12, с. 130].

Устойчивость бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния:

– абсолютно устойчивым;

– нормальным;

– неустойчивым;

– кризисным.

Для определения степени устойчивости территориальных бюджетов применяются следующие методы:

Информация о работе Оценка эффективности финансового прогнозирования бюджета Республики Саха (Якутия)