Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:14, реферат
Основные факторы стоимости: фундаментальные показатели и корпоративное управление (КУ)
В теории финансов стоимость актива (в том числе компании) определяется как дисконтированная стоимость свободных денежных потоков, доступных для владельцев капитала, которая зависит от:
факторов операционной эффективности (темпа роста продаж, рентабельности продаж, эффективной налоговой ставки и др.);
Стоимость
компании, полученная с помощью метода
дисконтированного «
Преимущества SVA перед EVA
По сравнению с показателем EVA SVA имеет значительное преимущество, заключающееся в оценке первоначальной величины инвестированного капитала по рыночным данным. Оценка осуществляется путем капитализации чистой прибыли (NOPAT).
В отличие
от SVA показатель EVA для достижения «рыночности»
оценок показателей бухгалтерской отчетности
предусматривает внесение значительного
количества корректировок при расчете
показателя NOPAT и первоначальной величины
инвестированного капитала. Очевидно,
что корректный расчет величины инвестированного
капитала и чистой операционной прибыли
(NOPAT) будет определяющим при формировании
вывода в рамках управления стоимостью
компании.
Ограничения в использовании SVA и EVA
Как и у любого метода оценки, базирующегося на определенных показателях, существует ряд моментов, ограничивающих практическое использование.
Первый
существенный момент заключается в
существовании предпосылки о
«бесконечном» периоде
При оценке остаточной стоимости, которая в EVA определяется как величина после прогнозного периода, ограниченного периодом конкурентных преимуществ, а в SVA как величина, «разбросанная» на соответствующие годы прогнозного периода, можно допустить ошибку, заключающуюся в возможности переоценки стоимости компании.
Например, объект оценки и соответственно управления стоимостью — добывающая компания, при этом существует жесткое ограничение в части времени «выборки» ресурса (например, запасы ресурса могут быть полностью выработаны в течении 7 лет), после данной выборки стоимость бизнеса фактически стремиться к нулю. Следовательно, без учета данного момента указанные методы могут привести к получению некорректного результата.
Вторым существенным моментом, исходя из российской специфики, является наличие «искаженной» величины стоимости основных фондов и, как следствие, «искаженного» расчета величины амортизационных отчислений.
Соответственно, если в результате переоценок стоимость основных фондов существенно занижалась, величина бухгалтерских амортизационных отчислений не сопоставима с реальными рыночными требованиями в части текущих капитальных вложений.
Таким
образом, указанные методы дают дополнительный
инструментарий при проведении оценки,
позволяют «разложить»
В
данном материале пойдет речь о методе
управления предприятием, внедрение
которого позволяет высшему руководству
предприятия принимать только те
решения, которые укрепляют позиции
предприятия на рынке. При этом экономится
время высших руководителей за счет
того, что они концентрируются
на решении стратегических проблем,
определяющих успешное развитие предприятия.
Все остальные оперативные
В
начале девяностых годов в США
широкое распространение
Почему данный метод менеджмента получил широкое распространение именно в США? Дело в том, что именно в США во главе предприятия де-факто стоят его собственники, а менеджеры всего лишь наемные работники, цель которых - повышать благосостояние собственников, то есть стоимость. В США считается, что если компания не управляется по этому методу, то она обязательно испытывает трудности, или они у нее в скором времени возникнут.
Прежде чем познакомиться с основами метода УСК, необходимо иметь представление о том, что такое стоимость компании и как она может быть определена, что такое денежный поток и цена капитала (ставка дохода на капитал).
Несмотря на то, что оценочная деятельность в России появилась почти десять лет назад (первый международный семинар по оценочной деятельности, который носил ознакомительный характер, был проведен летом 1993 года в Санкт-Петербурге), вся глубина этого направления услуг, ее возможности остаются скрытыми для широкого круга руководителей предприятий. Даже результатами расчетов, представленными в отчете об оценке, в полной мере может воспользоваться далеко не каждый заказчик работ по оценке.
Что же определяет оценщик, получая заказ на оценку предприятия (бизнеса), и как он это делает?
Чаще всего оценщика просят определить рыночную стоимость. Ею же чаще всего оперируют в системе УСК. Федеральный закон № 135-ФЗ от 29.07.1998 г., регулирующий оценочную деятельность в Российской Федерации, под рыночной стоимостью объекта оценки понимает наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Для того чтобы определить рыночную стоимость предприятия (бизнеса), оценщик использует три основных подхода к оценке: рыночный, затратный и доходный. В заключении оценщик проводит взвешивание по различным факторам показателей стоимости, полученных каждым из этих подходов, и выводит окончательную рыночную стоимость оцениваемого предприятия. При этом теряется информация, которая заключена в каждом из показателей стоимости. А она есть, ее только нужно увидеть и правильно интерпретировать.
Затратный подход в оценке бизнеса исходит из принципа: сколько нужно затратить денег на создание предприятия, аналогичного оцениваемому? Стоимость активов и обязательств оцениваемой компании корректируется до рыночной стоимости, и разница между активами и пассивами отражает рыночную стоимость предприятия на основе затратного подхода.
Стоимость предприятия рыночным подходом определяется на основе анализа продаж мелких (миноритарных) пакетов акций открытых акционерных обществ, аналогичных оцениваемой компании, чьи акции котируются на фондовых биржах. Данный подход пока не получил широкого применения в России из-за неразвитости внутреннего фондового рынка.
Если ваша цель и цель вашего предприятия - заработать деньги, то наибольший интерес для вас будет представлять оценка бизнеса, произведенная доходным подходом. В основе доходного подхода к оценке бизнеса лежит простой принцип рациональный инвестор не отдаст за приобретаемый им бизнес больше, чем размер дохода (денежный поток, прибыль, другие формы материальной и нематериальной выгоды), который принесет ему данный бизнес в будущем.
Доходный
подход позволяет сопоставить
Сопоставление результатов оценки стоимости предприятия различными подходами может натолкнуть на определенные выводы. Так, если случится, что оценка бизнеса доходным подходом окажется ниже оценки затратным подходом, то это будет означать, что собственнику выгоднее распродать такое предприятие по отдельным активам (реструктуризация или ликвидация), чем сохранить его в качестве действующего предприятия. Очевидно, что в данном случае команда управляющих не справляется со своими функциями, и акционеры на общем собрании со всеми основаниями могут ставить вопрос о замене управляющих. Сравнивая результаты оценок по доходному и рыночному подходам, можно сделать вывод о том, насколько адекватно фондовый рынок оценивает ценные бумаги компании, и о причинах, порождающих несоответствие. Кроме того, данное сравнение позволяет определить наиболее удачный момент для выпуска ценных бумаг.
Внедрение
УСК проводится в несколько этапов.
Первый этап - оценка стоимости предприятия
на текущий момент в состоянии "как
есть" с созданием модели, учитывающей
индивидуальность денежных потоков
конкретного предприятия. Уже только
этот этап способен принести предприятию
ощутимую пользу, так как по его
окончании в распоряжении руководителей
оказывается детальная
В
системе УСК собственник может
дать своему высшему управляющему нормативное
задание: ежегодное повышение
Чтобы
выполнить задание
Второй
этап - изыскание внутренних и внешних
резервов предприятия для максимально
возможного увеличения его стоимости.
Этот этап самый насыщенный и продолжительный.
Он включает в себя анализ компании
с целью определения
На третьем этапе - стоимость компании в идеале должна стать основным ориентиром при принятии любых решений, будь то заключение договора с новым поставщиком или решение о продаже одного из подразделений предприятия. Если планируемое действие повлечет за собой снижение стоимости компании, оно должно быть отвергнуто! Так, в статье "Как преодолеть технологическое отставание российских компаний", опубликованной в предыдущем номере журнала Top-Manager, уважаемый автор говорит о неэффективности системы организации производства на большинстве российских заводов. В структуру многих заводов входит полный набор вспомогательных производств. В качестве окончательного решения проблемы автор предлагает продажу вспомогательных производств. При решении вопроса о продаже важнейшим критерием автор считает наличие конкурентной среды, то есть возможность приобретения аналогичной услуги у другого поставщика. Возможно, часть или все вспомогательные производства действительно необходимо продать. Но основным критерием при принятии решения о продаже любого подразделения (вспомогательного или основного) является добавленная стоимость предприятия, которая будет в этом случае реализована. Возможно, альтернативный продаже вариант-перевод вспомогательных подразделений на систему внутреннего предпринимательства (коммерческий расчет) обеспечит предприятию даже больший рост стоимости.
Для
полного внедрения управления стоимостью
компании на предприятии необходимо
в среднем около трех лет. Вы будете
абсолютно правы, если заметите, что
у российских предприятий нет
в запасе трех лет. Но основным достоинством
УСК является возможность плавного
перехода с получением ощутимых результатов
примерно через четыре месяца после
принятия решения о переходе на данную
систему управления. Среди других
достоинств этой системы особо хотелось
бы отметить ее гибкость и абсолютную
универсальность. Она легко адаптирует
весь ранее накопленный