Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:14, реферат
Основные факторы стоимости: фундаментальные показатели и корпоративное управление (КУ)
В теории финансов стоимость актива (в том числе компании) определяется как дисконтированная стоимость свободных денежных потоков, доступных для владельцев капитала, которая зависит от:
факторов операционной эффективности (темпа роста продаж, рентабельности продаж, эффективной налоговой ставки и др.);
Однако
самое главное условие
В ходе совместной работы с экономистами-оценщиками даже над первым этапом внедрения УСК экономисты, финансисты, бухгалтера предприятия научатся составлять и анализировать денежные потоки предприятия-знания, которые всегда будут востребованы в рыночной экономике.
УСК по праву можно рассматривать как "лекарство от всех болезней", с помощью которого российским предприятиям будет легче преодолевать всевозможные кризисы и в дальнейшем успешно работать на рынке.
Щербакова
О.Н.,
главный специалист
ООО «BEL Development»
Опубликовано в номере: Финансовый менеджмент
№3 / 2003
В настоящее время все большую актуальность приобретает концепция управления стоимостью компании. В рамках данной статьи определим наполнение концепции управления стоимостью, обозначим инструменты, используемые в рамках данной концепции, и проанализируем методы оценки и управления стоимостью компании, основанные на концепции EVA (Economic Value Added) — экономической добавленной стоимости.
Суть концепции управления стоимостью компании заключается в том, что управление должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости компании и ее акций. Т.е. все устремления компании, аналитические методы и приемы менеджмента должны быть направлены на одну общую цель: помочь компании максимизировать свою стоимость, строя процесс принятия управленческих решений на ключевых факторах стоимости. В силу огромной практической значимости вопросы в рамках концепции управления стоимостью получили широкое отражение в научных и практических исследованиях.
Большой
вклад в популяризацию
Система
показателей, характеризующих деятельность
компании в рамках концепции управления
стоимостью, постоянно обновляется.
По мере внедрения современных
Рис. 1. Дерево показателей, используемых в рамках управления
В настоящее
время концепция стоимости
Значительный вклад в развитие идеи концепции управления стоимостью компании был внесен Беннетом Стюартом (G. Bennett Stewart). Результатом исследований явилась книга «The quest for value: a guide for senior managers», опубликованная издательством Harper Business в 1990 г. Книга по сути явилась результатом деятельности консалтинговой компания Stern Stewart & Co, основанной Стюартом в 80-х гг., имеющей зарегистрированную торговую марку EVA (Economic Value Added). Остановимся более подробно на анализе данной концепции.
Метод оценки и управления стоимостью EVA
Метод оценки и управления стоимостью EVA (Economic Value Added) базируется на концепции остаточного дохода, предложенной Альфредом Маршаллом, которая в силу актуализации со стороны инвесторов вопросов, связанных с максимизацией дохода для акционеров, получила широкое распространение. Разработчиком концепции является Стерн Стюарт, активным внедрением и реализацией концепции занимается Stern Stewart & Co.
Суть показателя EVA
Согласно концепции EVA стоимость компании представляет собой ее балансовую стоимость, увеличенную на текущую стоимость будущих EVA. Научные исследования доказали наличие корреляция между EVA и рыночной стоимостью2. Остановимся более подробно на анализе основных моментов данной концепции.
Очевидно, что наибольший прирост стоимости любой компании в первую очередь вызван ее инвестиционной активностью, которая может быть реализована как за счет собственных, так и за счет заемных источников. Основная идея, обосновывающая целесообразность использования EVA, состоит в том, что инвесторы (в лице которых могут выступать собственники компании) компании должны получить норму возврата за принятый риск. Другими словами, капитал компании должен заработать по крайней мере ту же самую норму возврата, как схожие инвестиционные риски на рынках капитала. Если данного момента не происходит, то отсутствует реальная прибыль, и акционеры не видят выгод от инвестиционной деятельности компании.
Таким образом, положительное значение ЕVА характеризует эффективное использование капитала, значение ЕVА, равное нулю, характеризует определенного рода достижение, так как инвесторы — владельцы компании — фактически получили норму возврата, компенсирующую риск, отрицательное значение ЕVА характеризует неэффективное использование капитала.
В рамках
макроэкономического масштаба производительность
капитала – фактор, оказывающий
наибольшее влияние на экономику, и
как следствие, на рост ВВП. Для любой
экономики характерен некий «запас»
капитала, что приводит к появлению
нового ВВП. Чем более производителен
капитал, тем больший ВВП мы имеем.
Следовательно, достижение максимально
возможного положительного значения EVA
является не только положительным фактором
для акционеров в рамках управления
стоимостью компании, но и для всей
экономики и важно для каждого
конкретного индивидуума в
Вспомним
хронологию развития парадигмы определения
стоимости и эффективности
Варианты расчета показателя EVA
Существует два основных варианта расчета показателя EVA4:
1) EVA5 = Прибыль после выплаты налогов (NOPAT) – Средневзвешенная стоимость капитала (COST OF CAPITAL) x Инвестированный капитал (CAPITAL employed)
или:
2) EVA = (Норма прибыли (RATE OF RETURN) – Средневзвешенная стоимость капитала (COST OF CAPITAL)) x Инвестированный капитал (CAPITAL employed).
Приведем
практический пример расчета. Инвестиции
в производство и продажу хот-догов в уличных
киосках составляют 1000 долл. с 5%-ной нормой
возврата, при этом инвестиции с аналогичным
уровнем риска могут принести 15%. Таким
образом, EVA = (5% – 15%) x 1000 долл. = –100 долл.
В рамках обозначенного примера, несмотря
на то, что бухгалтерская прибыль составит
50 долл. (5% x 1000 долл.), существует альтернативная
возможность заработать 150 долл.
(15% x 1000 долл.), при этом отрицательное значение
EVA говорит о том, что совершение данной
инвестиции в объеме 1000 долл. не целесообразно.
Рассмотрим более сложный пример в части принятия инвестиционного решения на базе показателя добавленной стоимости (EVA).
Компания
действует в области
EVA = (ROI – WACC) x CAPITAL = (11%-10%) x 100 = 1.
Руководитель компании стоит перед необходимостью осуществления инвестиции в объеме 25 млн. долл., связанной с приобретением нового оборудования. Предлагается осуществление данной инвестиции в полном объеме за счет получения кредита. Финансовый расчет показывает, что рентабельность инвестиции составляет 6%.
Таким образом, общий объем инвестированного капитала с учетом новой инвестиции составит 125 млн. долл. (40% собственного капитала, 60% долга). Величина ожидаемой операционной прибыли составит 11 + 6% x 25 = 12,5, норма возврата на весь инвестированный капитал составит 12,5/125 = 10%, WACC снизится и составит 0,4 x 15+0,6 x 5% = 9%.
EVA = (ROI – WACC) x CAPITAL = (10%-9%) x 125 = 1,25.
Очевидно, что действия руководителя в части осуществления инвестиции приводят к увеличению добавленной стоимости, что, в свою очередь, повлечет увеличение стоимости компании для акционеров.
Факторы, определяющие EVA
Вернемся к формированию показателя EVA и отразим взаимосвязь между EVA и основными факторами, участвующими в формульном расчете. В рамках управления стоимостью компании указанные факторы могут быть детализированы исходя из более мелких составляющих.
Рис. 2. Основные факторы, формирующие EVA
Увеличивая
значение EVA путем воздействия на
факторы, участвующие в модели, менеджер
увеличивает стоимость
EVA может быть увеличена следующим образом:
Возвращаясь к ранее рассмотренному примеру, еще раз следует отметить, что действия руководителя компании в области производства газированных напитков и корректны, приводят к увеличению стоимости компании. Дальнейшее увеличение возможно за счет оптимизации ассортиментной политики, экономии и оптимизации текущих издержек и т.п.
Необходимо
отметить высокую чувствительность
показателя добавленной стоимости
к изменению стоимости
Таблица
1
Данные по компаниям Coca-Cola, TRW, Ford
|
Оценка бизнеса компании на основе показателя EVA
С помощью показателя EVA также можно рассчитать стоимость компании.