Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 21:12, курсовая работа
Цель курсового проекта рассмотреть операции, осуществляемые коммерческим банком с физическими лицами.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты операций коммерческого банка с физлицами;
проанализировать деятельность ОАО «Россельхозбанк» и эффективность осуществляемых им операций с физическими лицами;
предложить совершенствования по предложенной теме;
проанализировать эффективность предложенных совершенствований.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты операций коммерческого банка с физическими лицами……………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и виды операций коммерческого банка с физическими лицами……………………………………………………………………………..5
2.2. Нормативно-правовое регулирование операций коммерческого банка с физическими лицами…………………..……………………............................12
2.3. Назначение и роль операций коммерческого банка с физическими лицами……………………………………………………………………………13
2. Операции коммерческого банка с физическими лицами на примере ОАО «Россельхозбанк»…………………………………………………………15
2.1. Производственно-экономическая характеристика ОАО «Россельхозбанк»………………………………………………………………..15
2.2. Операции ОАО «Россельхозбанк» с физическими лицами…………25
3. Совершенствование операций ОАО «Россельхозбанк» с физическими лицами………………………………………………………………...………….30
Заключение………………………………………………………………….38
Список используемой литературы…………………………
№ п/п |
Наименование статей |
Отчетные даты |
Оценка тенденции (+ -) | ||
01.01.08 |
01.01.09 |
01.01.10 | |||
1 |
Коэффициент достаточности капитала |
18,6 |
21,7 |
18,8 |
0,2 |
2 |
Коэффициент мгновенной ликвидности |
173,3 |
169,1 |
87,2 |
-86,1 |
3 |
Коэффициент текущей ликвидности |
190,9 |
96,0 |
76,4 |
-114,5 |
4 |
Коэффициент долгосрочной ликвидности |
83,7 |
85,4 |
87,9 |
4,2 |
5 |
Коэффициент общей дееспособности |
54,6 |
50,3 |
30,3 |
-24,3 |
6 |
Коэффициент дееспособности по кредитным операциям |
67,8 |
67,5 |
55,6 |
-12,2 |
Коэффициент достаточности капитала показывает, какую долю в структуре пассивов занимает собственный капитал банка, следовательно, в 20010 г. он составил 18,8 и в отношении к 2008 г. увеличился на 0,2. То есть обязательства банка составляют 81,2 % от валюты баланса. Таким образом, работа банка является надежной и устойчивой.
Коэффициент мгновенной ликвидности показывает, насколько активно использует банк клиентские деньги в качестве собственных кредитных ресурсов. В данном случае в 2010 г. произошло снижение мгновенной ликвидности на 86,1 %, то есть можно сказать, что клиенты в меньшей мере могут претендовать на получение процентов по остаткам на расчетных текущих счетах и их платежные поручения не обеспечены возможностью банка быстро совершать платежи по сравнению с 2008 и 2009 годами.
Коэффициент текущей ликвидности также сократился, но это не означает снижение платежеспособности банка, так как норматив данного показателя для банка составляет 50 %. Долгосрочная ликвидность возросла на 4,2 % . Следовательно, в 2010 г. риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы снизился.
Коэффициент общей дееспособности позволяет нам оценить стабильность работы банка. В тенденции произошло снижение данного показателя на 24,3 %, но в общем расходы банка от операций и инвестиций покрываются за счет полученных доходов.
Коэффициент дееспособности по кредитным операциям также снизился на 12,2 %.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что банк является платежеспособным, экономически устойчивым, а его активы и обязательства ликвидными и рентабельными, поэтому финансовый менеджмент в ОАО «Россельхозбанк» является стабильным и экономически эффективным. [14]
2.2. Операции ОАО «Россельхозбанк» с физическими лицами.
ОАО «Российский
В настоящее время ОАО «
ОАО «Россельхозбанк» осуществляет следующие операции:
Привлечение денежных средств физических лиц во вклады.
В банковском рейтинге ОАО «Россельхозбанк» занимает 10-е место по объему привлеченных вкладов физических лиц.
Необходимые объемы ликвидности были сформированы банками за счет активного привлечения средств в форме депозитов физических лиц.
ОАО «Россельхозбанк» предлагает следующие вклады для размещения денежных средств физических лиц:
1. «Агро-ДЕБЮТ (детский)»
Позволяет производить вложение денег для юных вкладчиков.
2. «Агро-СТИМУЛ»
Рублевые и валютные вклады с капитализацией процентов.
3. «Агро-ИДЕАЛ»
Вклады населения на ИДЕАЛьных условиях.
4. «До востребования»
Рублевые и валютные вклады до востребования
5. «Агро-КЛАССИКА» (до 15.12.2008 «Срочный»)
Классическая схема вложения денег.
6. «Агро-БОНУС» (до 15.12.2008 «С ежемесячной выплатой процентов»)
Ежемесячное получение выгоды от вложения денег.
7. «Пенсионный»
Вклады населения для обеспечения безбедной старости.
8. «Пенсионный Люкс»
Денежные вклады
для обеспечения достойной
9. «Агро-VIP»
Солидное вложение денег для солидной выгоды.
Благодаря данным вкладам средства, привлеченные от физических лиц, выросли в 2010 г. на 26,6%, где 14,3 % составляют вклады «До востребования», 3,2 % - «Пенсионный», 1,2 – «Пенсионный Люкс», 7,9 % - «Агро-VIP». Динамичное развитие Банка в 2009 году позволило ему укрепить свои позиции в банковской системе России. Доля на рынке привлечения средств физических лиц возросла с 2009 года по 2010 год с 0,8% до 1,1%. [24]
По итогам года банком общий объем привлеченных вкладов населения увеличен на 64%, с 43,5 до 71,2 млрд рублей. Динамика вкладов физических лиц представлена на рисунке 1.
Установленные бизнес-планом Банка на 2010 год плановые задания по привлечению средств клиентов были перевыполнены на 49,3% (рис.2)
Рис. 1 – Динамика вкладов физических лиц ОАО «Россельхозбанк».
Рис. 2 – Привлеченные ОАО «Россельхозбанк» средства клиентов.
Расчетно-кассовое обслуживание физических лиц и открытие банковских счетов.
Количество частных клиентов увеличилось на 52,6 % и на 01.01.2010 составило 1,5 млн. Сравним с количеством корпоративных клиентов банка – в течение 2009 года оно увеличилось на 27,3% и на 01.01.2010 составило 142,4 тысячи (рис. 3).
По состоянию на 01.01.2010 15,6 тыс. клиентов Банка при работе со своими банковскими счетами использовали систему дистанционного банковского обслуживания «Банк-Клиент». По итогам 2009 года спрос на данную услугу вырос на 65,5%.
Величина остатков на текущих и расчетных счетах благодаря этому увеличилась на 5%.
Рис. 3 Количество клиентов ОАО «Россельхозбанк»
3) Кредитование физических лиц;
В рамках этой операции ОАО «Россельхозбанк»
предоставляет следующие
За отчетный год банком выдано кредитов на сумму 444,9 млрд рублей, что на 32,9 % превышает объемы выдачи прошлого года. В структуре выданных кредитов 6,8 % - кредиты, предоставленные физическим лицам (30,1 млрд рублей: 26,2 млрд – нецелевые кредиты, 2 млн – кредиты в форме овердрафта, 3,6 млрд – потребительские кредиты). Остальные – кредиты, выданные юридическим лицам. [23]
Таким образом, можно сделать вывод, что:
1. Установленные бизнес-планом ОАО «Россельхозбанк» на 2010 год плановые задания по привлечению средств физических лиц были перевыполнены на 49,3% по сравнению с 2009 г., что свидетельствует об эффективности операций по привлечению денежных средств физических лиц во вклады.
2. Количество частных клиентов увеличилось на 52,6 % и на 01.01.2010 составило 1,5 млн. и по итогам 2009 года спрос на услугу «Банк-Клиент» в 2010 г. вырос на 65,5%, то есть операции по рассчетно-кассовому обслуживанию физических лиц также эффективны.
3. ОАО «Россельхозбанк» только 6,8 % кредитов от общего их количества предоставляет физическим лицам, следовательно, целесообразно совершенствовать операции по кредитованию, чтобы повысить эффективность кредитования физических лиц и прибыль банка от данных операций.
3. Совершенствование операций ОАО «Россельхозбанк» с физическими лицами.
В предыдущей главе мы выяснили, что совершенствования следует проводить в сфере кредитования физических лиц. Итак, для этого, с целью привлечения населения для получения кредитов, а также для повышения дохода ОАО «Россельхозбанк» можно предложить следующие направления:
1) Скоринг-кредитование.
Система скоринга для оценки кредитоспособности – это прежде всего тот или иной вид математической модели, позволяющей присваивать конкретному потенциальному заемщику, каждый из которых описывается рядом параметров, некоторую величину, призванную оценить кредитное качество заемщика.
Кредитование банками физических лиц сегодня становится массовым явлением. Современная экономическая ситуация подталкивает банки к расширению кредитного предложения. Наряду с понижением процентной ставки простота оформления и скорость предоставления кредита становятся факторами конкурентной борьбы банков за клиентов.
Банковская кредитно-
Эффективность скоринговой
системы можно оценить с
Для банков как при разработке собственных скоринговых систем, так и при покупке систем, предлагаемых на рынке, принципиально важно оценить эффективность скоринговой системы. Методология ее построения обусловливает вероятность ошибок, что и определяет, в конечном счете эффективность системы. Более точно эффективность скоринговой системы может быть оценена с позиции вероятности ошибок первого и второго рода:
Соотношение этих
ошибок может быть различным у
различных скоринговых систем. При
принятии решения о покупке или
внедрении скоринговой системы (независимо
от глубины и нестандартности
теоретических обоснований
На обучающей
выборке проводится настройка скоринговой
системы. Необходимо отметить, что при
формировании обучающей выборки
соотношение числа погашенных в
срок и проблемных кредитов должно
соответствовать реальному
На контрольной
выборке (данные этой выборки не использовались
при настройке системы
По результатам
второго этапа принимается
Основная цель
внедрения скоринга – снижение кредитных
рисков. Схема использования
U = S × (е0 - е2 × е0) - М × е1 × d
где S – объем кредитного портфеля;
e0 – уровень просроченной задолженности по портфелю до внедрении
скоринговой системы;
e1 – уровень ошибок первого рода;
e2 – уровень ошибок второго рода;
М – количество кредитов в портфеле;
d – объем доходов по одному погашенному в срок кредиту (в среднем по портфелю).
Смысл функции U состоит в том, чтобы оценить в денежном выражении баланс доходов (вследствие уменьшения доли просроченной задолженности) и потерь (вследствие отказа кредитоспособным заемщикам) от внедрения скоринговой системы. Значение функции U должно также анализироваться совместно с рассмотрением цен (затрат на разработку) и расходов на внедрение и актуализацию скоринговой системы. Конкретный вид и структура функции полезности будет выбираться каждым банком с учетом собственной рыночной стратегии и кредитной политики.
Допустим затраты на приобретение и актуализацию скоринговой системы составят около 150 млн. р. Затраты на разработку нового программного обеспечения для внедрения системы скоринга в банке составят 50 млн. р.
Рассчитаем эффект от внедрения скоринговой системы на примере ОАО «Россельхозбанк», исходя из того, что ошибки первого рода составят 6 %, а ошибки первого рода – 4 %, пусть годовая прибыль от кредитования – 14,2 млрд. р., прибыль с одного клиента – 2,156 млн. р., общее количество кредитов в портфеле – 41 673, сумма налогов с чистой прибыли – 200 млн. р.