Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:51, курсовая работа
Кредитоспособность клиента (заемщика) – одно из тех новых понятий, которое буквально внесла в нашу жизнь новая экономическая эпоха. Несмотря на это, сегодня уже можно с уверенностью сказать, что оно заняло в ней своё место прочно и навсегда.
Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заёмных средств, способность и готовность заёмщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора.
Введение…………………………………………………………………..…...3-4
1. Финансовые коэффициенты кредитоспособности клиентов……..........5-14
1.1. Коэффициент абсолютной ликвидности…………………………….….7-9
1.2. Коэффициент промежуточной ликвидности…………………………..9-10
1.3. Коэффициент текущей ликвидности………………………………….10-11
1.4. Коэффициент собственных и заемных средств…………………..….11-13
1.5. Коэффициент рентабельности продукции………………………...…13-14
2. Примеры определения класса кредитоспособности клиента………....14-22
2.1. Расчет кредитоспособности ОАО «Горизонт»…………………..…..15-17
2.2. Расчет кредитоспособности ОАО «Интери-Ко»………………....…..17-18
2.3. Расчет кредитоспособности ООО «Фрутос»……………………...….18-22
Заключение………………………………………………………………….23-23
Библиографический список………………………………………………..24-24
Приложения…………………………………………………………….…...25-28
Б) Количество оборотов в периоде:
Выручка от реализации за период / средние остатки запасов в периоде
Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях :
Средние
остатки задолженности в
Оборачиваемость основного капитала (Фиксированных активов):
Выручка от реализации / средняя остаточная стоимость основных фондов в периоде
Оборачиваемость активов:
Выручка от реализации / Средний размер активов в периоде
Коэффициенты эффективности анализируются в динамике, а так же сравниваются с коэффициентами конкурирующих предприятий и со среднеотраслевыми показателями.
Коэффициент финансового левеража характеризует степень обеспеченности заемщика собственным капиталом.
Варианты расчета этого коэффициента различны, но экономический смысл один: оценка размера собственного капитала и степени зависимости клиента от привлеченных ресурсов. В отличие от коэффициентов ликвидности при расчете коэффициента финансового левеража учитываются все долговые обязательства клиента банка, независимо от их сроков. Чем выше доля привлеченных средств (краткосрочных о долгосрочных) и меньше доля собственного капитала, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Однако окончательный вывод делают только с учетом динамики коэффициентов прибыльности.
Коэффициент прибыльности характеризует эффективность использования всего капитала, включая его привлеченную часть. Разновидностями этих коэффициентов являются следующие.
Коэффициенты нормы прибыли:
А. Валовая прибыль до уплаты процентов и налогов / Выручку от реализации;
Б. Чистая операционная прибыль (прибыль после уплаты процентов, но до уплаты налогов) / Выручку от реализации;
В. Чистая прибыль после уплаты процентов и налогов / выручку от реализации.
Коэффициенты рентабельности:
А. Прибыль до уплаты процентов и налогов / Активы или собственный капитал;
Б. Прибыль после уплаты процентов, но до уплаты налогов / Активы или Собственный капитал;
В. Чистая прибыль (прибыль после уплаты процентов и налогов) / активы или собственный капитал
Сопоставление
трех видов коэффициентов
Коэффициенты нормы прибыли на акцию:
А. Доход на акцию = Дивиденды по простым акциям / Среднее количество простых акций;
Б. Дивидендный доход(%) = Годовой дивиденд на одну акцию * 100 / Средняя рыночная цена одной акции.
Если доля выручки от реализации растет, увеличивается прибыльность активов или капитала, то можно не понижать рейтинг клиента, даже при ухудшении коэффициента финансового левериджа.
Коэффициенты обслуживания долга (Рыночные коэффициенты) показывают какая часть прибыли поглощается процентными фиксированными платежами. Общая их сумма рассчитывается следующим образом.
Коэффициент покрытия процента = Прибыль за период / Процентные платежи за период.
Коэффициент покрытия фиксированных платежей = Прибыль за период / (проценты +лизинговые платежи + дивиденды по привилегированным акциям + прочие фиксированные платежи).
Конкретная методика определения числителя коэффициентов покрытия процента и покрытия фиксированных платежей зависит от того, относятся процентные или фиксированные платежи на себестоимость либо уплачиваются из прибыли.
Если, например,
проценты и лизинговые платежи относятся
на себестоимость, дивиденды и прочие
фиксированные платежи
Балансовая прибыль + Процентные платежи + Лизинговые платежи.
Коэффициенты обслуживания долга показывают какая часть прибыли используется для возмещения процентных или фиксированных платежей. Особое значение эти коэффициенты приобретают при высоких темпах инфляции, когда величина процентов уплаченных может приближаться к основному долгу клиента или даже превышать его. Чем большая часть прибыли направляется на покрытие процентов уплаченных и других фиксированных платежей, тем меньше ее остается для погашения долговых обязательств и покрытия рисков, т.е. тем хуже кредитоспособность клиента.
Перечисленные
финансовые коэффициенты можно рассчитывать
на основе фактических отчетных данных
или прогнозных величин на планируемый
период. При стабильной экономике
или относительно стабильном положении
заемщика оценка его кредитоспособности
может опираться на фактические
характеристики за прошлые периоды.
В зарубежной практике такие фактические
показатели берут как минимум
за три года. В этом случае основа
расчета коэффициентов
В условиях нестабильной экономики (например, спад производства), высоких темпов инфляции фактические показатели за прошлые периоды не могут быть единственной базы оценки способности клиента погашать свои обязательства, включая ссуды банка, в будущем. В этом случае нужно использовать либо прогнозные данные для расчета названных коэффициентов, либо рассматриваемый способ оценки кредитоспособности предприятия дополнится другим, например, анализом делового риска в момент выдачи ссуды и оценкой менеджмента.
При выдаче ссуд на относительно длительные сроки (год и более) также необходимо кроме отчета за прошлые периоды получение от клиента прогнозного баланса, прогноза доходов, расходов и прибыли на предстоящий период, соответствующий периоду выдачи ссуды. Прогноз обычно базируется на планировании темпов роста (снижения) выручки от реализации и детально обосновывается клиентом.
Коэффициент цена/прибыль или коэффициент "кратное прибыли"— финансовый показатель, равный отношению рыночной капитализации компании к ее годовой прибыли.
Коэффициент
цена/прибыль является одним из основных
показателей, применяющихся для
сравнительной оценки инвестиционной
привлекательности акционерных
компаний. Малые значения коэффициента
сигнализируют о
Описанные финансовые коэффициенты кредитоспособности рассчитываются на основе средних остатков по балансам на отчетные даты. Показатели на первое число далеко не всегда отражают реальное положение дел и относительно легко искажаются в отчетности. Поэтому в мировой практике используются еще система коэффициентов, рассчитываемых на основе счете результатов. Этот счет содержит отчетные показатели оборотов за период. Исходным оборотным показателем является выручка от реализации. Путем исключения из нее отдельных элементов (материальных и трудовых затрат, процентов, налогов, амортизации и т.д.) получают промежуточные показатели и в итоге получают чистую прибыть за период. По данным счета результатов исчисляются коэффициенты, отражающие кредитоспособность клиента коммерческого банка.
Класс кредитоспособности клиента определяется на базе основных и дополнительных показателей. Основные показатели, выбранные банком, должны быть неизменны относительно длительное время. В документе о кредитной политике банка или других документах фиксируют эти показатели и их нормативные уровни, которые бывают ориентированы на мировые стандарты, но индивидуальны для данного банка и данного периода.
Набор дополнительных
показателей может
Класс кредитоспособности клиента определяет на базе основных показателей и корректируют с учетом дополнительных показателей.
Как уже было сказано в первой части данной курсовой работы для оценки кредитоспособности заемщика используются пять основных показателей:
Класс кредитоспособности по уровню основных показателей можно определить по балльной шкале.
2.1. Расчет кредитоспособности ОАО «Горизонт»
Используя данные бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках ОАО «Горизонт» которое является торгово-розничным предприятием можно определить класс кредитоспособности заемщика:
Запасы:
Дебеторская задолженность:
Краткосрочные финансовые вложения – 525 000 рублей
Денежные средства в том числе:
Капитал и резервы:
Долгосрочные обязательства:
Краткосрочные обязательства:
Кредиторская задолженность:
Прибыль от реализации: 1 550 000 рублей
Выручка от реализации: 6 990 000 рублей
Определение класса кредитоспособности заемщика :
К а.л. = (110 000+190 000+260 000+525 000) / (650 000+210 000+ 890 000) = 0,62 (1 категория)
К п.л. = (560 000+525 000+875 000) / 1 750 000 = 1,12 (1 категория)
К т.л. = (560 000+525 000+875 000+730 000) / 1 750 000 = 1,54
(2 категория)
К с.з.с. = 455 000+370 000 / 1 865 000 = 0,44 (2 категория)
К р.п. = 1 550 000 / 6 990 000 = 0,22 (1 категория).
Результаты определения категории клиента см. Таблица 2
2.2. Расчет кредитоспособности ОАО «Интери-Ко»
Используя данные ОАО «Интери-Ко» которое является торгово-закупочным предприятием можно определить класс кредитоспособности заемщика:
Векселя к уплате – 500 000 рублей
Задолженность перед бюджетом – 300 000 рублей
Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев – 200 000 рублей
Уставный капитал – 350 000 рублей
Резервный капитал – 100 000 рублей
Касса – 20 000 рублей
Расчетный счет – 40 000 рублей
Собственные акции, выкупленные у акционеров – 50 000 рублей