Организация деятельности кредитной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:38, курс лекций

Описание работы

Современная организационная структура банковской системы Республики Башкортостан формировалась в сложных условиях переходной экономики. Начиная с 1990 года, как в России, так и в Башкортостане началось создание двухуровневой банковской системы, так как именно эта модель организации денежно-кредитной сферы доказала свою жизнеспособность во многих странах с развитой рыночной экономикой. Верхний уровень банковской системы в Российской Федерации представлен Центральным банком России. Национальный банк Республики Башкортостан входит в систему ЦБР, выполняя функции Главного территориального управления Центрального банка России.

Файлы: 1 файл

лекции ОДКБ.doc

— 1.62 Мб (Скачать файл)

По результатам рассмотрения представленных документов территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) заключение, содержащее:

информацию о финансовом состоянии  реорганизуемой кредитной организации (в том числе о выполнении обязательных резервных требований Банка России);

информацию о видах лицензий, на основании которых действует реорганизуемая кредитная организация;

оценку бизнес-плана создаваемой  в результате преобразования кредитной  организации;

информацию о наличии (об отсутствии) письменных требований кредиторов реорганизуемой кредитной организации о досрочном прекращении или об исполнении соответствующих обязательств и о возмещении убытков, а также о возможном влиянии этих требований на финансовое состояние создаваемой в результате преобразования кредитной организации;

мнение территориального учреждения Банка России о возможности реорганизации кредитной организации (в том числе о способности создаваемой в результате преобразования кредитной организации выполнять пруденциальные нормы деятельности, обязательные резервные требования Банка России, а также денежные и иные обязательства).

По результатам рассмотрения представленных документов Банк России принимает решения  о государственной регистрации  создаваемой в результате преобразования кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций.

В течение трех рабочих дней с  даты принятия решений, Банк России направляет в уполномоченный регистрирующий орган  с сопроводительным письмом документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка  России) не позднее пяти рабочих  дней со дня получения от уполномоченного  регистрирующего органа сообщения о внесении в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих записей:

направляет в территориальное  учреждение Банка России по местонахождению  созданной в результате преобразования кредитной организации оригинал свидетельства о государственной регистрации кредитной организации, 2 экземпляра свидетельства о государственной регистрации кредитной организации по форме, установленной Банком России, 2 экземпляра учредительных документов, 2 экземпляра лицензии на осуществление банковских операций;

вносит в Книгу государственной  регистрации кредитных организаций  сведения о государственной регистрации  созданной в результате преобразования кредитной организации (с указанием  организационно-правовой формы этой кредитной организации до ее реорганизации).

Территориальное учреждение Банка  России не позднее трех рабочих дней со дня получения документов, при  условии представления свидетельства  о государственной регистрации  по форме, установленной Банком России (при его наличии), реорганизованной кредитной организации и всех экземпляров лицензий на осуществление банковских операций, на основании которых кредитная организация действовала до реорганизации, направляет в созданную в результате преобразования кредитную организацию или выдает под расписку ее уполномоченному лицу:

оригинал свидетельства о государственной  регистрации кредитной организации;

свидетельство о государственной  регистрации кредитной организации  по форме, установленной Банком России (1 экземпляр);

учредительные документы кредитной  организации (1 экземпляр);

лицензию на осуществление банковских операций (1 экземпляр).

По одному экземпляру представленных в Банк России документов, а также  документов, хранится в юридическом  деле кредитной организации, находящемся  в территориальном учреждении Банка России.

 

 

 

 

 

 

13. Филиалы,  представительства и внутренние  структурные подразделения кредитной  организации.

 

 

Филиалом кредитной  организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне  места нахождения кредитной организации  и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации.

Представительством кредитной  организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне  места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции.

Филиалы и представительства  кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией.

Руководители филиалов и представительств назначаются  руководителем создавшей их кредитной  организации и действуют на основании  выданной им в установленном порядке  доверенности.

Кредитная организация  открывает на территории Российской Федерации филиалы и представительства  с момента уведомления Банка  России. В уведомлении указываются  почтовый адрес филиала (представительства), его полномочия и функции, сведения о руководителях, масштабы и характер планируемых операций, а также представляются оттиск его печати и образцы подписей его руководителей.

Филиалы кредитной организации  с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации регистрируются Банком России в установленном им порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Основы банковского  регулирования и надзор.

 

В РФ функции регулирования и  надзора за деятельностью кредитных  организаций законодательно закреплены за Банком России, который призван  осуществлять постоянный контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России.

Банковский надзор преследует две  цели:

  • защиту вкладчика от возможных потерь;
  • поддержание стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков.

При осуществлении Центральным  банком функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков в его задачу входят:

  • выдача лицензий на банковскую деятельность;
  • проверка отчетности, предоставляемой банками;
  • ревизии на местах;
  • контроль за соблюдением норм банковских операций.

В структуре Банка России для  выполнения надзорных функций созданы  департаменты:

  • по лицензированию деятельности кредитных организаций и аудиторских фирм;
  • пруденциального банковского надзора;
  • инспектирования кредитных организаций;
  • по организации банковского санирования.

Основные методы банковского надзора:

- пруденциальный (дистанционный, документарный  надзор) на основании форм отчета, предоставляемых кредитными организациями  в центральный банк;

- инспектирование – инспекционные проверки кредитных организаций с выездом на места.

Банковский надзор можно разделить  на лицензирование (выдача лицензий), дистанционный надзор и инспектирование кредитных организаций.

Вторым этапом надзорной деятельности является пруденциальный (дистанционный, документарный) надзор, основанный на проверке форм отчетности.

Под пруденциальными нормами деятельности ЦБ РФ понимаются: предельные величины рисков, принимаемых банком; нормы  по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность банка и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение банка или на возможность реальной оценки его финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности банка.

Органы надзора применяют к  банкам меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные.

Выбор мер воздействия производится органами надзора самостоятельно, исходя из положений и нормативных актов ЦБ РФ с учетом:

  • характера допущенных банком нарушений;
  • причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;
  • общего финансового состояния банка;
  • положения банка на федеральном и региональном рынках банковских услуг.

Предупредительные меры воздействия применяются в тех случаях, когда недостатки в деятельности банка непосредственно не угрожают финансовому состоянию банка, интересам кредиторов и вкладчиков.

Принудительные меры воздействия целесообразны в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных банком нарушений с учетом того, что одни только предупредительные меры воздействия не могут обеспечить надлежащую корректировку деятельности банка.

Основаниями для таких мер воздействия  являются нарушения (невыполнение) банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Центрального банка, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также, если совершаемые банком операции создали реальную угрозу интересам клиентов и (или) кредиторов (вкладчиков).

К принудительным мерам воздействия  относятся:

  • штрафы;
  • требования о проведении банком мероприятий по его финансовому оздоровлению;
  • ограничение выполнения банками отдельных операций и услуг;
  • запрет на осуществление банками отдельных операций;
  • запрет на открытие филиалов;
  • требование о замене руководителей банка;
  • назначение временной администрации по управлению банком;
  • отзыв лицензии на совершение банковских операций и др.

Штраф налагается на банк в соответствии с банковским законодательством  и нормативными актами, установленными Центральным банком и другими исполнительными органами власти. Наложение штрафа оформляется предписанием. В предписании об уплате штрафа указываются его срок перечисления (но не более 1 месяца.) и основания для его взыскания.

Требования о проведении банком мероприятий по его финансовому оздоровлению. Органы надзора имеют право требовать от банка изменения величины и (или) структуры активов и (или) пассивов (в дальнейшем реструктурировать баланс), представления и выполнения плана санации.

В плане санации должны быть отражены:

  • сведения, позволяющие оценить ситуацию в банке (показаны динамика развития банка, финансовое состояние, причины, приведшие к возникновению затруднений);
  • мероприятия по оздоровлению финансового состояния банка с указанием путей его достижения: участие учредителей (акционеров) и третьих лиц в финансовом оздоровлении, сокращение расходов, источники дополнительных доходов, реализация имущества и (или) других активов банка и пр.;
  • календарные сроки выполнения мероприятий по финансовому оздоровлению;
  • планируемые результаты санирования (окончательные показатели деятельности банка, которые будут достигнуты в результате проведения мероприятий по финансовому оздоровлению).

Ограничение выполнения банками отдельных операций и услуг. Орган надзора может сделать такое ограничение на срок до 6 месяцев (выполнение банком операций и предоставление услуг предусмотрены в рублях и иностранной валюте в соответствии с выданными лицензиями) в случае нарушения (невыполнения) банком законодательства и нормативных актов ЦБ РФ, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации.

Запрет на осуществление банками  отдельных операций. Данная мера может  быть введена на срок до одного года на операции, предусмотренные выданной лицензией в соответствии с установленным ЦБ РФ предписанием об устранении нарушений, а также, если эти нарушения или совершаемые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков). Такой запрет может означать, например, запрет на привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады или лишение банка права предоставлять кредиты, приобретать ценные бумаги и т.д. Исчисление срока запрета начинается с установленной предписанием даты.

Запрет на открытие филиалов. Такая мера воздействия применяется в случае опасного нарастания проблем в деятельности банка, неудовлетворительного его финансового положения в целях ограничения риска кредиторов и клиентов банка. Орган надзора вправе ввести запрет на открытие филиалов сроком до одного года.

Информация о работе Организация деятельности кредитной организации