Организация финансов в образовательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 03:17, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение теории и проведение анализа организации финансов в образовательных учреждениях (на примере МКУ Централизованная бухгалтерия учреждений образования). В соответствии с поставленной целью в процессе выполнения дипломной работы требуется решить следующие задачи. Изучить становление и развитие системы расходов на социальную сферу в Российской Федерации; экономическое содержание и назначение расходов на образование; сметный порядок планирования расходов на содержание образовательных учреждений; платные дополнительные образовательные услуги, правовые основы регулирования деятельности учреждений.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ НА ПЕЧАТЬ.docx

— 250.81 Кб (Скачать файл)

Рынок образовательных услуг  призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения  и предприятий.

Стремление преобразовать  систему образования в своих  интересах побуждает их открывать  альтернативные негосударственные  учебные заведения и оказывать  финансовую подготовку государственным  учреждениям. В свою очередь и  государственные учреждения могут  самостоятельно осуществлять выбор  образовательных программ, предлагать широкий спектр образовательных  услуг населению на платной основе.

Таким образом, привлечение  дополнительных источников на цели образования  осуществляется путем:

- предпринимательской деятельности  самого образовательного учреждения;

- взаимодействия с юридическими  и физическими лицами, способными  осуществлять благотворительную  деятельность в пользу образовательного  учреждения, либо выступать спонсорами.

Таким образом, кроме бюджета, учреждение может изыскивать другие источники финансирования, представленные на рисунке 3.5, при этом привлечение  дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров финансирования за счет бюджетных средств.

В соответствии с Федеральным  законом «Об образовании» платными могут быть только те образовательные  услуги, которые не предусмотрены  основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета.

Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования выступает доход от сдачи в  аренду свободных помещений.

Объем благотворительных  средств заранее предусмотреть, спрогнозировать невозможно. Он зависит  от усилий всех участников образовательного процесса.



 








 

 

Рисунок 3.4–  Источники финансирования

 

К дополнительному источнику  финансирования относятся и средства международных организаций, передаваемые учреждениям образования как  на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на осуществление  программ международного сотрудничества. К   дополнительному   источнику   финансирования   относятся и средства международных организаций, передаваемые учреждениям образования как на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на осуществление программ международного сотрудничества.

На региональном уровне зачастую разрабатываются положения, в которых  перечисляются виды платных услуг, оказываемых образовательными учреждениями. В их состав могут входить следующие  виды услуг:

Образовательные услуги: обучение студентов по дополнительным образовательным  учебным программам сверх часов  и сверх программы по указанной  дисциплине; изучение специальных, не предусмотренных учебным планом, предметов; услуги психологической  службы и тьюторство (сверх услуг, финансируемых из бюджета); подготовительные курсы к школе; подготовительные курсы к поступлению в высшие учебные заведения; создание специальных учебных групп обучения детей с отклонениями в развитии;

Развивающие услуги: предметные кружки по интересам;  созданий различных  студий, групп, школ по обучению музыке, танцам, живописи, народным промыслам  и др.;

Спортивно-оздоровительные  мероприятия: организация секций и  групп по укреплению здоровья детей.

Оказание дополнительных платных образовательных услуг  возможно лишь при наличии в образовательном  учреждении лицензии, программы с  календарно-тематическим планированием  занятий, утвержденных руководителем  образовательного учреждения, согласованных  с соответствующим региональным методическим центром, находящимся  в ведении учредителя на право  занятия соответствующим видом  деятельности.

Для предоставления дополнительных платных образовательных услуг  необходимо должным образом документально  оформить указанный процесс.

Денежные средства, поступающие  за предоставленные услуги в наличной форме, перечисляются на соответствующие  счета образовательного учреждения. Если расчет производится в безналичной  форме, то образовательное учреждение обязано получить от потребителя  квитанцию об оплате, либо платежного поручения с отметкой банка.

 

3.2 Перспективы финансирования  и деятельности учреждений 

      сферы образования

 

Ограничение бюджетного финансирования сформировало у образовательного учреждения тенденцию к расширению границ своей  рыночной деятельности. Увеличение внебюджетных источников финансирования обусловлено появлением экономической заинтересованности учреждения, поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда. В соответствии с Федеральным законом РФ "Об образовании" платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета.

Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования может быть доход от сдачи в  аренду свободных помещений. При  этом необходимыми условиями для  оформления арендных отношений должны быть надежность и платежеспособность арендатора, а также неухудшение условий для осуществления учебной деятельности.

Платные услуги - хороший  источник привлечения дополнительных средств. В статье 45 Закона "Об образовании" определено, что образовательные  учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные  услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и  государственными образовательными стандартами. При этом платные образовательные  услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой  за счет средств бюджета. Кроме образовательных  услуг, учреждение может оказывать  и другие платные услуги.

Примерный перечень платных  дополнительных образовательных услуг, которые может оказывать дошкольное образовательное учреждение:

-занятия аэробикой;

-гимнастика;

-оздоровительная спортивная секция;

-обучение плаванию;

-обучение игре на музыкальных инструментах;

-обучение английскому языку;

-театрализованная деятельность;

-развивающие компьютерные игры и другие.

Оказание платных образовательных  услуг позволяет организации  полностью распоряжаться заработанными  средствами. Платные образовательные  услуги являются неотъемлемой частью хозяйственной деятельности образовательного учреждения и регулируются Законом  Российской Федерации "Об образовании", Уставом учреждения, а также нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность хозяйственных субъектов.

Система дополнительных платных  образовательных услуг предназначена  для: обеспечения целостности и полноты реализации образовательных программ; удовлетворения образовательных потребностей воспитанников, их родителей и других граждан и организаций; социальной защиты сотрудников учреждения через предоставление им дополнительного источника пополнения их бюджета и повышения уровня их профессиональной культуры и педагогического мастерства на платных семинарах и курсах; покрытия дефицита бюджетного финансирования деятельности учреждения; совершенствования учебно-материальной базы учреждения.

Для того чтобы организовать проведение платных услуг необходимо изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент обучающихся, создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных  услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья обучающихся.

К представителям верхней  и нижней палат парламента обратились с вопросом: "Какие меры необходимо принять, чтобы решить проблему нехватки детских садов в России?" "Очень  важно проблему с нехваткой детских  садов решать сейчас, детей нужно  готовить к школе, время не должно быть упущено", - заявила председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике. Поэтому, предложила она, "в  качестве вариантов решения нужно  выделять помещения при школах, где  есть вся необходимая детям инфраструктура - питание, соблюдение санитарных норм, охрана, оборудованные туалеты". "Необходимо выделить на это средства и создать группы дошкольного образования при школах", - считает глава комитета. "Основная проблема состоит в том, что произошло разделение федерального и региональных бюджетов, и финансирование детских садов перешло к муниципалитетам, а должно быть софинансирование, все бюджеты должны выделять деньги на детские сады.

Бывший вице-спикер Госдумы  считает, что "не стоит жалеть сейчас денег на то, чтобы будущие поколения  были воспитаны с детства на устоях духовности русской культуры и того, что всегда было присуще российской семье. Средств для всего этого достаточно, просто надо научиться их беречь". По мнению вице-спикера, "старые детсады будут отремонтированы, а новые будут построены в срок только в том случае, если мы избавимся от русской привычки все разрушать до основания, а затем делать долгострой, за счет которого в стране отмываются и разворовываются деньги". "Для того чтобы все это было сделано в срок и качественно, все надо делать в комплексе. ".

 

3.3 Рекомендации по совершенствованию  финансирования и 

      деятельности  для образовательных учреждений 

 

В образовательных учреждениях  Николаевского муниципального района работают квалифицированные специалисты, которые будут проводить занятия  в рамках платной образовательной  деятельности.

Одним из предлагаемых видов  платных образовательных услуг  в дошкольных учреждениях является организация групп присмотра в выходные дни.

Группы выходного дня  будут функционировать в субботу. После изучения спроса и эффективности  создания таких групп возможна их организация в воскресенье и  праздничные дни.

Работа групп выходного  дня будет организована следующим  образом:

- режим работы с 8 часов  утра до 16 часов вечера, по предложениям  родителей режим может быть  изменен;

- будет соблюдаться привычный  для детей распорядок дня (время  приемов пищи, прогулок, сна);

- группы детей будут  формироваться в зависимости  от возраста детей 

- в течение дня дети  будут обеспечены полноценным  двухразовым питанием, поэтому родители  должны накануне дать заявку, что они хотят отдать ребенка  в группу выходного дня.

Для организации групп  выходного дня будут использоваться помещения подготовительной, старшей  и средней групп.

Организация групп выходного  дня влечет за собой участие большого количества сотрудников ДОУ, что  естественно увеличивает расходы  на оплату труда.

Должностные обязанности  воспитателя: планирует и организует жизнедеятельность детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, организует выполнение детьми режима дня с учетом возраста детей, работу по самообслуживанию, осуществляет гигиенический уход за детьми раннего  возраста. Несет персональную ответственность  за охрану жизни и здоровья детей.

Должностные обязанности  младшего воспитателя: обеспечение  санитарного состояния помещений, оборудования, инвентаря: охрана и укрепление здоровья детей, присмотр и уход за ними, сопровождение на прогулки, одевание, раздевание, кормление, укладывание  детей в постель под руководством воспитателя, смена белья, одежды, мытье  и уборка посуды, помещения, получение  и доставка пищи из пищеблока в  группу.

Для приготовления пищи будет  задействован один повар, имеющий достаточный  опыт по организации детского питания. Должностные обязанности повара: приготовление блюд для детей  различного возраста, порцинирование и раздача блюд в соответствии с возрастными нормами, обеспечение качественного санитарного состояния помещений, оборудования, инвентаря.

Также для функционирования групп выходного дня необходимо участие медицинской сестры, которая  в соответствии с заявками родителей  будет рассчитывать меню и закладку продуктов, исходя из количества детей; кладовщика, осуществляющего выдачу со склада продуктов питания, составление  дефектных ведомостей, актов на списание продуктов; рабочего по стирке белья (стирка, сушка и глажение спецодежды и  других предметов производственного  назначения: полотенец, штор, постельного  белья и т.п. - вручную и на машинах).

Следующим видом платных  образовательных услуг можно  предложить занятия английским языком и занятия изобразительным искусством.

Для осуществления своей  платной образовательной деятельности учреждения могли бы привлекать специалистов со стороны, учитывая пожелания родителей, например, из находящейся по соседству  школы учителей английского языка  и рисования.

Для детей, не посещающих детский  сад, можно предложить развивающие  кружки: обучение грамоте, счету, подготовки руки к письму и т.д.

Занятия в платных кружках  будут проводить педагогические работники, имеющие первую или вторую квалификационную категорию, что предусмотрено  лицензией на право предоставления образовательных услуг. На каждого  сотрудника, занятого в дополнительном образовании, будут разработаны  должностные инструкции, где отражены обязанности, возлагаемые на него. Эти  обязанности не пересекаются с должностными обязанностями по основной должности  сотрудника учреждения и выполняются  им за пределами основного рабочего времени.

 

 

Заключение

 

Дипломная работа выполнена  на тему «Организация финансов в образовательных учреждениях (на примере МКУ Централизованная бухгалтерия учреждений образования)». Целью данной дипломной работы является изучение теоретических и практических основ расходов на содержание образовательных учреждений, а так же решение задач в выявлении проблем планирования финансирования расходов на содержание образовательных учреждений.

В первой главе рассмотрены  следующие вопросы: становление  и развитие системы расходов на социальную сферу в Российской Федерации; экономическое  содержание и назначение расходов на образование; сметный порядок планирования расходов на содержание образовательных  учреждений; финансирование образовательных  учреждений; платные дополнительные образовательные услуги; правовые основы регулирования деятельности образовательных  учреждений.

Информация о работе Организация финансов в образовательных учреждениях