Организация финансов в образовательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 03:17, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение теории и проведение анализа организации финансов в образовательных учреждениях (на примере МКУ Централизованная бухгалтерия учреждений образования). В соответствии с поставленной целью в процессе выполнения дипломной работы требуется решить следующие задачи. Изучить становление и развитие системы расходов на социальную сферу в Российской Федерации; экономическое содержание и назначение расходов на образование; сметный порядок планирования расходов на содержание образовательных учреждений; платные дополнительные образовательные услуги, правовые основы регулирования деятельности учреждений.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ НА ПЕЧАТЬ.docx

— 250.81 Кб (Скачать файл)

Функции по методологическому  руководству бухгалтерским учетом исполнения бюджетов всех уровней и  учету в бюджетных учреждениях (в том числе и образовательных) возложены на Минфин России, который  устанавливает единый для всех бюджетных  учреждений порядок учета исполнения бюджетных смет [90].

Утвержденная в установленном порядке вышестоящим органом управления, смета является единственно законным основанием для расходования выделяемых из бюджета финансовых средств. Следовательно, в конечном итоге смета отражает позицию органов государственного управления образованием по отношению к расходованию бюджетных средств, то есть, смета – это предписание образовательному учреждению израсходовать определенные средства установленным образом [2].

В течение бюджетного года сметные назначения в силу определенных обстоятельств могут быть уточнены (пересмотрены). Чаще всего корректировка  сметы связана с изменением минимальной  оплаты труда, тарифов на коммунальные услуги и т. п. Изменение сметы  оформляется специальной справкой, в которой приводится ссылка на распорядительный документ, послуживший основанием для корректировки. В справке приводятся уточненные суммы по статьям экономической классификации расходов.

Сметное планирование осуществляется по видам расходов, определяемых статьями бюджетной классификации (заработная плата, хозяйственные расходы; расходы  на питание; приобретение медикаментов и перевязочных средств и др.).

Рассмотрев порядок сметного планирования расходов на содержание образовательных учреждений, перейдем к изучению порядка финансирования образовательных учреждений.

1.4 Финансирование образовательных учреждений

 

Экономическая сущность расходов бюджета на образовательные учреждения проявляется во множестве видов  расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу  явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных  расходов ежегодно устанавливается  непосредственно в бюджетном  плане и зависит от экономической  ситуации и общественных приоритетах.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов: природой и  функциями государства, уровнем  социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с  народным хозяйством, административно-территориальным  устройством государства, формами  предоставления бюджетных средств  и т.п. Сочетание этих факторов порождает  ту или иную систему расходов бюджета  любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической  жизни общества их классифицируют по определенным признакам. Существуют несколько  признаков классификации расходов бюджета. В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ бюджетные учреждения финансируются  по функциональной и экономической  классификации расходов. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку  расходов бюджетов всех уровней и  отражает направление бюджетных  средств на выполнение единицами  сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических  задач.

Функциональная классификация  состоит из четырех уровней. Первый уровень функциональной классификации  – разделы отражает направление  финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Второй уровень - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Структура подразделов функциональной классификации построена по принципу детализации основных функций. Целевые статьи образуют третий уровень функциональной классификации, обеспечивающий привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов функциональной классификации. В рамках целевых статей и видов расходов выделяются расходы на реализацию целевых программ или непрограммной части. Виды расходов, образуя четвертый уровень функциональной классификации, детализируют направление финансирования расходов бюджетов, как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов [16].

Код функциональной классификации  занимает 14 знаков, в том числе: раздел - 2 знака, подраздел - 2 знака, код целевой  статьи, включающий программный срез, - 7 знаков и код вида расходов - 3 знака. Функциональная классификация в  части разделов и подразделов  является единой и используется при  составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной  системы.

Отрасли «Образование» присвоен код 0700, он отражает направление расходов на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства и состоит  из девяти подразделов. По подразделу 0701 «Дошкольное образование» отражаются расходы на дошкольное образование  детей раннего детского возраста и содержание дошкольных образовательных  учреждений.

Внутри каждого из них  предусмотрено распределение расходов по целевым статьям и видам  расходов, которые показывают тип  учреждения. Типы учреждений, в свою очередь, закодированы под номерами целевых статей, которые делятся  на экономические статьи [16].

Экономическая классификация  расходов бюджетов Российской Федерации  является группировкой расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления. Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации состоит  из следующих групп: 200 - Расходы; 300 - Поступление нефинансовых активов; 500 - Поступление финансовых активов; 600 - Выбытие финансовых активов [16].

В состав группы 200 включаются следующие статьи: 210 «Оплата труда  и начисления на оплату труда»; 220 «Приобретение  услуг»; 230 «Обслуживание долговых обязательств»; 240 «Безвозмездные и безвозвратные  перечисления организациям»; 250 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам»; 260 «Социальное обеспечение»; 290 «Прочие  расходы» [16].

В состав группы 300 включаются статьи: 310 «Увеличение стоимости  основных средств»; 320 «Увеличение стоимости  нематериальных активов»; 340 «Увеличение  стоимости материальных запасов». В  группу 500 относят: статью 530 «Увеличение  стоимости акций и иных форм участия  в капитале» и статью 540 «Увеличение  задолженности по бюджетным кредитам». В группу 600 включают статьи: 620 «Уменьшение  стоимости ценных бумаг, кроме акций  и иных форм участия в капитале»; 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам» [16].

В каждую статью в свою очередь  входят подстатьи. Например,  в статью 210 «Оплата труда и начисления на оплату труда» входит подстатья 211 «Заработная  плата», 212 «Прочие выплаты» и 213 «Начисления  на оплату труда». Определение объемов  бюджетных ассигнований и распределение  расходов по экономическим статьям  осуществляет орган управления образованием в пределах выделенных бюджетных  средств на календарный финансовый год. При этом выделение бюджетных  средств, для каждого образовательного учреждения производится на основании  сметы расходов.

Расходы на содержание учреждений образования и проведение разнообразных  целевых образовательных мероприятий  производятся за счет бюджетных средств  по всей территории страны органами государственной  власти всех уровней. Расходы на Образование являются частью расходов на социальную сферу. В соответствии с законодательством Российской Федерации сфера образования признана приоритетной. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основой государственных гарантий получения гражданами РФ образования в пределах государственных стандартов является государственное и муниципальное финансирование образования.

Законом предусмотрено, что  область образования входит в  компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления. В зависимости от того, из какого уровня бюджетной системы осуществляется финансирование, бюджетные расходы  делятся на федеральные, региональные и местные.

Финансирование федеральных  государственных образовательных  учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных  учреждений, находящихся в ведении  субъектов Российской Федерации, и  муниципальных образовательных  учреждений - на основе федеральных  нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории  образовательного учреждения в расчете  на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной  власти и органами, осуществляющими  управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества воспитанников [90].

Нормативы финансирования образовательных  учреждений субъекта Российской Федерации  и муниципальных образовательных  учреждений устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов.

Кроме финансирования из вышестоящего бюджета образовательные учреждения вправе привлекать в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных  уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов  физических и юридических лиц, в  том числе иностранных граждан  и иностранных юридических лиц.

Далее в работе перейдем к  рассмотрению платных дополнительных образовательных услуг.

 

1.5 Платные дополнительные  образовательные услуги

 

Оказание платных дополнительных образовательных услуг становится все более важным направлением деятельности государственных и муниципальных  образовательных учреждений в условиях рыночной экономики и реформирования российского образования. Именно платные  дополнительные образовательные услуги способствуют более полному удовлетворению возрастающих потребностей населения  в образовании в условиях недостаточного финансового обеспечения за счет бюджетных средств. Однако при этом крайне важным является соблюдение норм действующего законодательства, особенно в части реализации конституционного принципа общедоступности и бесплатности дошкольного и основного общего образования [10].

В соответствии с пунктом 4 статьи 50 Закона «Об образовании» обучающиеся всех образовательных  учреждений имеют право на получение  дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг. В свою очередь, муниципальные образовательные учреждения согласно пунктом 1 статьи 45 названного Закона также имеют право оказывать данные услуги [9].

Выделим наиболее важные положения, которые установлены действующим  законодательством в качестве обязательных при оказании государственными и  муниципальными образовательными учреждениями платных дополнительных образовательных  услуг.

Наличие платных образовательных  услуг и порядок их предоставления на договорной основе должны быть отражены в уставе общеобразовательного учреждения. Правила оказания платных образовательных  услуг также требуют, чтобы в  уставах государственных и муниципальных  образовательных учреждений указывались  перечень платных образовательных  услуг и порядок их предоставления [10].

Дополнительные образовательные  услуги реализуются в целях всестороннего  удовлетворения образовательных потребностей граждан. Поэтому должен соблюдаться  принцип добровольности предоставления платных дополнительных образовательных  услуг (ученик или воспитанник имеет  право, но не обязан получать эти услуги). Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг  не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным  учреждением основных образовательных  услуг.

Согласно Положению о  лицензировании образовательной деятельности, утвержденному Постановлением Правительства  РФ от 18 октября 2000 года № 796, и разъяснению  Министерства образования деятельность образовательных учреждений, оказывающих  платные дополнительные образовательные  услуги, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации, не подлежит лицензированию.

Платные дополнительные образовательные  услуги оказываются образовательным  учреждением на договорной основе. При этом до заключения договора учреждение обязано предоставить потребителю достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Образовательное учреждение обязано заключить договор при  наличии возможности предоставить запрашиваемую потребителем образовательную  услугу. Образовательное учреждение не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении  заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными  нормативными правовыми актами. Стоимость  предоставляемых образовательных  услуг в договоре определяется по соглашению между образовательным  учреждением и потребителем [21, с. 8].

Информация о работе Организация финансов в образовательных учреждениях