Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 17:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение финансового контроля не
только как стадии процесса управления финансами, но и как одной из главных функций такой экономической категории как финансы. В связи с этим появляются следующие задачи:
-раскрыть само понятия финансового контроля, его сущности и содержания, а также определить его значение;
-охарактеризовать виды, формы и методы контроля, разграничить эти понятия;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ….. 4
1.1.Сущность, значение финансового контроля…………………………..........4
1.2.Виды финансового контроля и принципы его осуществления…………….7
1.3. Счетная палата РФ………………………………………………..…………12
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ………………………..15
2.1 Анализ проблем развития доходной базы субъектов РФ в части федеральных налогов и сборов 2009-2011гг ………………………………….15
2.2. Анализ сбалансированности пенсионной системы на 2013-2015гг…….18
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ………………………………………...…21
3.1. Актуальные проблемы финансового контроля в РФ…………………….21
3.2.Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ…22
3.3.Анализ проблем финансового контроля…………………………………...24
3.4.Пути совершенствования финансового контроля........................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет бизнеса
Кафедра банковского дела и денежно-кредитных отношений
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Финансы» на тему:
«Организация финансового контроля»
Выполнила: студентка гр. ФК 32
Горшенина Т.С.
Проверила: к.т.н., доцент
Тугушева В.Р.
Пенза – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ….. 4
1.1.Сущность, значение финансового контроля…………………………..........4
1.2.Виды финансового контроля и принципы его осуществления…………….7
1.3. Счетная палата РФ………………………………………………..…………12
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ………………………..15
2.1 Анализ проблем развития доходной базы субъектов РФ в части федеральных налогов и сборов 2009-2011гг ………………………………….15
2.2. Анализ сбалансированности пенсионной системы на 2013-2015гг…….18
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ………………………………………...…21
3.1. Актуальные проблемы финансового контроля в РФ…………………….21
3.2.Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ…22
3.3.Анализ проблем финансового контроля…………………………………...24
3.4.Пути совершенствования финансового
контроля......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…33
ВВЕДЕНИЕ
Финансовый контроль играет важную роль в финансовой политике РФ,
в процессе распределения и использования финансовых ресурсов и для экономики страны в целом. Изучение сущности финансового контроля, его содержания, форм, видов и методов является необходимым условием нормального функционирования финансовой системы страны. Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что действенная система финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике выступает основной предпосылкой качественного преобразования процесса экономики в целом. Его функциональное назначение заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах экономики.
Целью данной работы является изучение финансового контроля не
только как стадии процесса управления финансами, но и как одной из главных функций такой экономической категории как финансы. В связи с этим появляются следующие задачи:
-раскрыть само понятия финансового контроля, его сущности и содержания, а также определить его значение;
-охарактеризовать виды, формы и методы контроля, разграничить эти понятия;
Объект изучения - финансовый контроль. Предмет изучения –
сущность финансового контроля, его организация и функционирование.
Работа состоит из трёх глав, первая из которых раскрывает общее
представление финансового контроля, вторая посвящена анализу осуществления финансового контроля, а в третьей будет изложено современное состояние финансового контроля и перспективы его развития.
Таким образом, работа будет представлять собой некое теоретическое
пособие, в котором будут рассмотрены все аспекты такого понятия, как финансовый контроль.
При написании курсовой работы использовались такие методы, как
анализ и синтез, которые относятся к общенаучным методам. Был проведен анализ учебной литературы, обработаны периодические издания, подведены итоги проделанной работы.
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТВАЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
1.1.Сущность и значение финансового контроля.
Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по
проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает : контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использование фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.
Финансовый контроль – это контроль над законностью действий в
области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.Объектом финансового контроля, прежде всего, являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Ведь финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.[14,131].
Финансовый контроль включает в себя контроль над исполнением:
- федерального бюджета;
- бюджетов субъектов Российской Федерации;
- бюджетов внебюджетных фондов;
- контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга;
- государственных резервов.
Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только
денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями. Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации
финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности. Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам.
Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом,имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.
Основное содержание финансового контроля в отношениях,
регулируемых финансовым правом, заключается в:
-проверке выполнения финансовых обязательств перед государством
и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;
-проверке правильности использования государственными и
муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);
-проверке соблюдения правил совершения финансовых операций,
расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
-выявлении внутренних резервов производства;
-устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.
В случае их выявления в установленном порядке принимаются меры
воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль,
различают:
-государственный финансовый контроль;
-внутрихозяйственный финансовый контроль;
-общественный финансовый контроль;
-независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль реализуется через
общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-
ревизионные отделы министерств, концернов, органов местного самоуправления. Объектом ведомственного контроля являются производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений.
Финансовый контроль негосударственной сферы экономики со
стороны государства затрагивает только выполнение денежных обязательств перед государством, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведение учета и отчетности.
В связи с политическими и экономическими преобразованиями РФ
изменилась и система финансового контроля. Новая система
политической власти в стране вызвала появление новой формы контроля - президентского контроля, направленного, в том числе на сферу финансовых отношений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется
финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций
(бухгалтериями, финансовыми отделами и т.д.)
Общественный финансовый контроль широко применялся в
советское время. Его осуществляли на добровольной и
безвозмездной основе отдельные лица или группы специалистов. В настоящее время общественный контроль приобрел новые формы. Так, например, разгосударствление вызвало к жизни такие формы финансового контроля, как контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов.
Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют
специализированные аудиторские фирмы и службы.[12,38]
1.2.Виды финансового контроля и принципы его осуществления.
Виды финансового контроля классифицируются по ряду признаков: по
формам осуществления, уровням управления, субъектам контроля, объектам контроля и информационной базе контроля. По формам осуществления финансового контроля различают следующие контрольные проверки:
- превентивные,
- текущие,
- тематические,
- ревизии,
- комплексные ревизии.
Превентивные (от лат. praeventus - предупреждающий,
предупредительный) контрольные проверки организуются на стадии предварительного контроля производственной и финансово-хозяйственной деятельности отрасли, объединений и предприятий. Проверяются обоснованность финансовых планов, размер взносов в государственный бюджет налогов и других платежей согласно утвержденным нормативам. Если органы государственного контроля осуществляют превентивные проверки периодически, то внутрихозяйственный контроль выполняет их систематически и непрерывно. Санкционируя выполнение хозяйственной операции, руководитель предприятия или лица, им уполномоченные, подвергают ее превентивной проверке в части хозяйственной целесообразности, нормативной правовой и плановой обоснованности, хозяйственной и материальной ответственности лиц, которым поручается ее выполнение, и т.п.Особо ответственна роль главного бухгалтера в превентивных проверках хозяйственных операций, отражаемых в системе бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, зафиксированная на материальных носителях, подвергается главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным, повторной превентивной проверке после санкционирования руководством предприятия ее выполнения. Наряду с проверкой хозяйственной операции по указанным выше параметрам, которые также контролируются бухгалтерией, проверяются: юридически-правовая обоснованность документа, отражающего достоверность совершения хозяйственной операции; количественные и стоимостные ее измерители; применение норм расходования ресурсов; цен на товарно-материальные ценности и объекты основных фондов; заполнение показателей; обеспечение сохранности ценностей; кодирование реквизитов документа, определяющих содержание и характеристику операции для отражения в системе бухгалтерского учета хозяйственной деятельности.
Превентивному контролю хозяйственной деятельности,
осуществляемому главным бухгалтером, придается исключительно важное значение. Положением о главном бухгалтере предусмотрено, что документы, служащие основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитные и расчетные обязательства подписываются руководителем объединения, предприятия и главным бухгалтером или лицами, ими на то уполномоченными. Без подписи главного бухгалтера указанные документы считаются недействительными и не принимаются к исполнению материально ответственными лицами, а также учреждениями банка. Главному бухгалтеру предоставлено право не принимать к исполнению и оформлению документы по хозяйственным операциям, противоречащие законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей