Организация финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение финансового контроля не
только как стадии процесса управления финансами, но и как одной из главных функций такой экономической категории как финансы. В связи с этим появляются следующие задачи:
-раскрыть само понятия финансового контроля, его сущности и содержания, а также определить его значение;
-охарактеризовать виды, формы и методы контроля, разграничить эти понятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ….. 4
1.1.Сущность, значение финансового контроля…………………………..........4
1.2.Виды финансового контроля и принципы его осуществления…………….7
1.3. Счетная палата РФ………………………………………………..…………12
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ………………………..15
2.1 Анализ проблем развития доходной базы субъектов РФ в части федеральных налогов и сборов 2009-2011гг ………………………………….15
2.2. Анализ сбалансированности пенсионной системы на 2013-2015гг…….18
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ………………………………………...…21
3.1. Актуальные проблемы финансового контроля в РФ…………………….21
3.2.Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ…22
3.3.Анализ проблем финансового контроля…………………………………...24
3.4.Пути совершенствования финансового контроля........................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…33

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota3.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Превентивные проверки являются наиболее эффективным способом

финансового контроля, так как они позволяют предупредить возникновение различных недостач, перерасходов и потерь ресурсов в хозяйственной деятельности объединения, предприятий, отрасли, экономики в целом.[15,38]

Текущие контрольные проверки - форма текущего контроля конкретных

операций хозяйственной деятельности организаций и предприятий.Проводятся текущие проверки всеми контролирующими органами по вопросам, входящим в их компетенцию. Так, учреждения банков при проведении текущего обследования контролируют использование кассовой наличности денег, своевременность и полноту сдачи выручки и т.п. По финансированию капитальных вложений при текущем обследовании контролируется организация строительства, обеспеченность проектной документацией строящихся объектов. Счетной палатой, Минфином России и его органами на местах проводятся текущие проверки использования средств федерального бюджета. Статистические органы на местах организуют текущие проверки применения типовой документации в учете хозяйственной деятельности объединений, предприятий, выявляют излишнюю отчетность, которая не утверждена в установленном порядке, а предоставляется по запросу органов управления. При внутриведомственном контроле путем текущего обследования проверяется выполнение указаний собственника, предприятиями по вопросам их деятельности. При внутрихозяйственном контроле посредством текущих проверок осуществляется оперативный контроль за совершением хозяйственных операций, в частности, проверяются условия хранения товарно-материальных ценностей.

Следовательно, текущие контрольные проверки являются способом

оперативного контроля конкретных операций хозяйственной деятельности, нетребующим применения сложных методик.

Тематические контрольные проверки - форма текущего финансового

контроля однородных хозяйственных операций, выполняемых объединениями, предприятиями, например, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечения сохранности государственной собственности. Тематические проверки имеют сходство с текущими проверками, но они проводятся по более широкому кругу показателей конкретной темы с применением методов экономического анализа, вычислительной техники и привлечением специалистов различного профиля. Если в процессе текущего обследования применяются в основном методы фактического контроля, то при тематических проверках используются планово-нормативная и договорная информация, данные бухгалтерского учета, хронометражные наблюдения, проводятся выборочные инвентаризации ценностей.

Ревизия - эта форма контрольного мероприятия, применяемая для

углубленного и расширенного охвата объекта контроля. Отличительной чертой ревизии является то, что при проверке объекта используются различные источники информации, методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры, а выводы обосновываются на документально достоверных обстоятельствах.

Выявленные нарушения законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность, имеют адресность в части материальной и юридической ответственности. Кроме того, для ревизий характерна конкретность в определении размера ущерба, потерь, недостач ценностей и обоснованность системой доказательств.

Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и

финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство - ведомство - предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

По уровням управления контрольные мероприятия можно разделить:

-на общегосударственные, когда осуществляется проверка ряда

министерств и ведомств;

-отраслевые - проверка той или иной отрасли и выборочно отдельных ее предприятий и организаций;

-региональные - когда проверяется регион и его отдельные предприятия;

-объектные - когда проверяется отдельное предприятие, банк, АО и т.п.

По субъектам контроля он (контроль) делится на две категории:

  1. внутренний контроль, когда проверка осуществляется

ведомственным органом контроля, например, проверка предприятия АПК контрольным органом Минсельхозпрода России;

  1. внешний контроль осуществляется внешним контрольным органом,

например, Счетной палатой Российской Федерации, счетной палатой региона, Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации, налоговой службой и т.д.

Классификация по объектам контроля отражает собственно специфику

этих объектов: контроль органов государственного управления; контроль банков; контроль предприятий сферы материального производства; контроль организаций сферы нематериального производства; контроль международной деятельности; контроль вооруженных сил и т.д.

По информационному обеспечению различают документальный и

фактический контроль.

Документальный контроль заключается в установлении сущности и

достоверности хозяйственной операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности.

Фактический контроль состоит в определении действительного,

реального состояния объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

В этой связи можно выделить следующие принципы:

1)Принцип плановости - он предопределяется природой организации

управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

2)Принцип системности означает, что при проведении контрольных

мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.

3)Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля

(управляемая система) подлежат  постоянно осуществляемому субъектами  контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).

4)Принцип законности обусловлен  Конституцией Российской 

Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы.

5)Принцип объективности предопределяет правильное, полное и

объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

6)Принцип независимости устанавливает  недопустимость какого-либо 

силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.

7)Принцип гласности вытекает  из сущности контроля,

осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

8)Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в

своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

 

1.3. Счетная палата РФ.

Счетная палата сформирована Федеральным Собранием Российской

Федерации в качестве юридического лица в 1995 году и является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной Думы. В рамках своих задач Счётная палата, обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счетной палаты

назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) — Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Задачи счетной палаты:

- организация и осуществление контроля  за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структур и целевому назначению;определение эффективности и  целесообразности  расходов государственныхсредств и использования федеральной собственности;

-оценка обоснованности доходных  и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

-финансовые экспертизы проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

-анализ выявленных отклонений от установленных показателей

федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

-контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

-регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются:

-на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации;

- на федеральные внебюджетные фонды;

- на органы местного самоуправления

- на предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово - кредитные  учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения  в независимости о  видов и форм собственности (если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею,а также имеют предоставленные федеральным законодательством или  федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества);

-на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных  некоммерческих  организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета,использованием федеральной собственности и управлением  ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Информация о работе Организация финансового контроля