Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 17:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение финансового контроля не
только как стадии процесса управления финансами, но и как одной из главных функций такой экономической категории как финансы. В связи с этим появляются следующие задачи:
-раскрыть само понятия финансового контроля, его сущности и содержания, а также определить его значение;
-охарактеризовать виды, формы и методы контроля, разграничить эти понятия;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ….. 4
1.1.Сущность, значение финансового контроля…………………………..........4
1.2.Виды финансового контроля и принципы его осуществления…………….7
1.3. Счетная палата РФ………………………………………………..…………12
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ………………………..15
2.1 Анализ проблем развития доходной базы субъектов РФ в части федеральных налогов и сборов 2009-2011гг ………………………………….15
2.2. Анализ сбалансированности пенсионной системы на 2013-2015гг…….18
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ………………………………………...…21
3.1. Актуальные проблемы финансового контроля в РФ…………………….21
3.2.Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ…22
3.3.Анализ проблем финансового контроля…………………………………...24
3.4.Пути совершенствования финансового контроля........................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…33
Счетная палата вправе проводить комплексные ревизии и
тематические проверки. При проведении таких проверок должностные лица Счетной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а так же предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов. О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.
По результатам проведенных проверок Счетная палата направляет
органам государственной власти, руководителям проверяемых организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений,возмещению причиненного государству ущерба, привлечению к ответственности виновных должностных лиц.
В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой и
коммерческой деятельности, наносящих государству ущерб и требующих в связи с этим пресечения, Счетная палата имеет право давать администрации проверяемой организации обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Счётная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя
и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ, заместитель Председателя и остальные 6 аудиторов — Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
Председатель Счетной палаты РФ - Степашин Сергей Вадимович.
Заместитель Председателя Счетной палаты РФ – Семиколенных
Александр Николаевич.
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ,НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ.
2.1.Анализ проблем развития доходной базы субъектов РФ в части
федеральных налогов и сборов 2009-2011гг.
В 2009-2011 годах сохраняется тенденция усиления зависимости
доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации от поступлений федеральных налогов и сборов. Удельный вес доходов от уплаты федеральных налогов и сборов, поступающих по нормативам в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, увеличился с 51,8 % в 2009 году до 57,4 % за 9 месяцев 2011 года.
Согласно статистической налоговой отчетности в 2010 году доходы от
уплаты налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет г.Москвы. составили 441928,4 млн. рублей, или 29,1 % доходов в целом по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации по указанному налогу,г. Санкт-Петербурга - 89814,3 млн. рублей (5,9 %), Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 74721,1 млн. рублей (4,9 %), Московской области -73115,3 млн. рублей (4,8 %), Красноярского края - 70509,5 млн. рублей(4,6%).
Таблица 1- регионы с разным уровнем поступлений налога на прибыль
организаций:
Регион |
Млн.руб. |
Московская область |
73115,3 |
Республика Тыва |
191,8 |
Санкт-Петербург |
89814,3 |
Республика Ингушетия |
210,4 |
Республика Калмыкия |
352,1 |
Еврейская автономная область |
656,1 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
74721,1 |
Красноярский край |
70509,5 |
К регионам с низким уровнем поступления налога на прибыль
организаций относятся: Республика Тыва - 191,8 млн. рублей (0,01 %), Республика Ингушетия - 210,4 млн. рублей (0,01 %), Республика Калмыкия - 352,1 млн. рублей (0,02 %), Еврейская автономная область - 656,1 млн. рублей (0,04%).
Согласно статистической налоговой отчетности более половины
поступлений налога на прибыль организаций составляют поступления от компаний, состоящих в качестве крупнейших налогоплательщиков на налоговом учете в МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. В 2009 году указанными компаниями исчислено к уплате налога на прибыль
организаций в сумме 673275,9 млн. рублей, или 53,3 % от общей суммы исчисленного налога в целом по Российской Федерации, за 9 месяцев 2010 года -631407,1 млн. рублей, или 52,2 %. Для данных компаний характерными чертами являются применение внутренних или корпоративных цен, «перетекание» финансовых средств между головной организацией и дочерними подразделениями, что позволяет осуществлять оптимизацию и перераспределение налоговых платежей.
Доходы от уплаты НДФЛ характеризуются значительной
дифференциацией в разрезе регионов. Сумма НДФЛ, поступившая в консолидированный бюджет г. Москвы в 2010 году, составила 429764,7 млн. рублей, или 24,0% от общей суммы налога, поступившей в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Наибольшая доля НДФЛ в общей сумме налога, поступившего в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, отмечена в Московской области - 6,0 %, г. Санкт-Петербурге - 5,9 %, Свердловской области - 3,0 %, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 2,9%.
Таблица 2 – регионы с разным уровнем поступления НДФЛ:
Регион |
% поступления НДФЛ |
Московская область |
6,0% |
Республика Ингушетия |
0,06% |
Санкт-Петербург |
5,9% |
Республика Калмыкия |
0,07% |
Свердловская область |
3,0% |
Ханты-Мансийский автономный округ |
2,9% |
Республика Алтай |
0,08% |
Карачаево-Черкесская Республика |
0,09% |
К регионам с низким поступлением НДФЛ относятся: Республика
Ингушетия - 0,06 %, Республика Калмыкия - 0,07 %, Республика Алтай - 0,08 %, Карачаево-Черкесская Республика - 0,09%.
В настоящее время доходы от уплаты ряда акцизов по подакцизным
товарам(продукции), производимым на территории Российской Федерации, подлежат перераспределению через уполномоченный орган Федерального казначейства между всеми субъектами Российской Федерации согласно нормативам, установленным федеральным законом.
Доходы от уплаты акцизов на пиво, производимое на территории
Российской Федерации, составляли в 2010 году 25 % всех доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, за 9 месяцев 2011 года - 26,3%.
Наибольшее поступление акцизов на пиво, производимое на
Территории Российской Федерации, было обеспечено в г. Санкт-Петербурге, Новосибирской, Самарской, Ярославской, Ростовской, Московской и Тульской областях. На долю указанных субъектов приходится 38,3 % всех доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от уплаты указанного налога (по данным статистической налоговой отчетности за январь-сентябрь2011 года). Не поступают акцизы на пиво, произведенное на территории Российской Федерации, только в 5 регионах.
Структура доходов от уплаты акцизов на вина, производимые на
Территории Российской Федерации, в региональном разрезе крайне неравномерна: в 2010 году Краснодарский край обеспечивал 21,9 % всех поступлений указанных акцизов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, в г. Москве и г. Санкт-Петербурге уплачивалось 10,6 % и 14,4 %, соответственно. За январь-сентябрь 2011 года значения указанного показателя составляли 26,5 %,9,4 % и 13,4 %, соответственно. В более чем 30 субъектах Российской Федерации в доходы консолидированных бюджетов этот налог не поступает.
Потенциальным резервом доходов бюджетов бюджетной системы Рос-
сийской Федерации является взыскание налоговой задолженности. По состоянию на 1 января 2012 года совокупная задолженность по федеральным налогами сборам, администрируемым ФНС России, пеням и налоговым санкциям по ним (без учета задолженности по единому социальному налогу) составила 835203,9 млн. рублей, в том числе недоимка - 203860,5 млн.рублей.
За 9 месяцев 2011 года налоговыми органами списано задолженности
на сумму 163536,6 млн. рублей (без задолженности по единому социальному налогу и задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды).
Рисунок 1- Задолженность по федеральным налогам и сборам, пеням и
налоговым санкциям по ним в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года.
Из числа федеральных налогов и сборов, формирующих
Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, максимальная сумма совокупной задолженности допущена по налогу на прибыль организаций (на 1 января 2012 года -237894,9 млн. рублей).
Из числа федеральных налогов и сборов, формирующих доходы
бюджетов субъектов Российской Федерации, максимальная сумма совокупной задолженности допущена по налогу на прибыль организаций (на 1 января 2012 года -237894,9 млн. рублей). 237894,9 млн. рублей).
За 2010 год в целом по Российской Федерации увеличение совокупной
задолженности по уплате налога на прибыль организаций составило 36713,7 млн. рублей. При этом снижение задолженности было обеспечено 41 регионом, увеличение - 42 регионами. За 9 месяцев 2011 года снижение задолженности по уплате налога на прибыль организаций составило 22745,9 млн. рублей, в том числе: в 55 субъектах Российской Федерации произошло снижение задолженности, в 28 – увеличение задолженности.
Задолженность по НДФЛ, пеням и налоговым санкциям по состоянию
На 1 января 2011 года составляла 84696,3 млн. рублей, по состоянию на 1 октября 2011 года - 83620,9 млн. рублей. В сумме задолженности учитываются только суммы налога, пеней и штрафов, доначисленные на основании решений налогового органа по результатам налоговых проверок и не поступившие в бюджет.
2.2. Анализ сбалансированности пенсионной системы на 2013-2015гг.
В 2012 – 2015 годах сбалансированность бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации (далее– ПФР) в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, будет обеспечиваться за счет средств федерального бюджета.
На обеспечение сбалансированности бюджета ПФР из федерального
бюджета предусматривается предоставить бюджетные ассигнования в 2013 году в сумме 1 009,9 млрд. рублей (1,5 %ВВП), в 2014 году – 945,2 млрд. рублей (1,3 % ВВП), в 2015 году – 1 229,8 млрд. рублей (1,5 % ВВП).
При этом сохраняется устойчивая тенденция роста расходов
федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджету ПФР. Для выполнения в полном объеме принятых обязательств по пенсионному и социальному обеспечению населения предусматривается увеличить межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету ПФР с
2 960,0 млрд. рублей в 2013 году до 3 509,1 млрд. рублей в 2015 году, что составляет 45,1 % общих расходов бюджета ПФР.
На 2013 – 2015 годы также сохраняется необходимость обеспечения
сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации(далее – ФСС), вызванная ростом расходов бюджета ФСС в связи с увеличением с 2010 года размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком и соответствующим ростом расходов на их выплату. На обеспечение сбалансированности бюджета ФСС предусматривается направить из федерального бюджета в 2013 году 32,6 млрд. рублей, в 2014 году – 57,3 млрд. рублей и в 2015 году – 58,1 млрд.
рублей.
Таким образом, в 2013 – 2015 годах сохранится потребность бюджетов
ПФР и ФСС в значительных бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета, в том числе на обеспечение сбалансированности указанных бюджетов.
Таблица 3- Основные параметры бюджетов государственных
внебюджетных фондов:
2012 год (оценка) |
2013 год (прогноз) |
2014 год (прогноз) |
2015 год (прогноз) |
2015 год в % к 2012году | |||
Доходы - всего |
7168,2 |
7 992,9 |
8 766,1 |
9 949,7 |
138,8 | ||
в том числе: |
|||||||
налоговые и неналоговые доходы |
3723,0 |
4450,3 |
5040,1 |
5647,1 |
151,7 | ||
межбюджетные трансферты |
3445,2 |
3542,6 |
3726,0 |
4302,6 |
124,9 | ||
в % к доходам |
48,1 |
44,3 |
42,5 |
43,2 |
|||
в том числе из федерального бюджета |
3 053,1 |
3 141,0 |
3 238,5 |
3 648,0 |
119,5 | ||
в % к доходам |
42,6 |
39,3 |
36,9 |
36,7 |
|||
Расходы - всего |
6 876,2 |
7 754,5 |
8 585,8 |
9 583,0 |
139,4 | ||
Дефицит (-), профицит (+) |
292,0 |
238,4 |
180,3 |
366,7 |
125,6 |