Организация финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение финансового контроля не
только как стадии процесса управления финансами, но и как одной из главных функций такой экономической категории как финансы. В связи с этим появляются следующие задачи:
-раскрыть само понятия финансового контроля, его сущности и содержания, а также определить его значение;
-охарактеризовать виды, формы и методы контроля, разграничить эти понятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ….. 4
1.1.Сущность, значение финансового контроля…………………………..........4
1.2.Виды финансового контроля и принципы его осуществления…………….7
1.3. Счетная палата РФ………………………………………………..…………12
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ………………………..15
2.1 Анализ проблем развития доходной базы субъектов РФ в части федеральных налогов и сборов 2009-2011гг ………………………………….15
2.2. Анализ сбалансированности пенсионной системы на 2013-2015гг…….18
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ………………………………………...…21
3.1. Актуальные проблемы финансового контроля в РФ…………………….21
3.2.Эффективность осуществления финансового контроля в пределах РФ…22
3.3.Анализ проблем финансового контроля…………………………………...24
3.4.Пути совершенствования финансового контроля........................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…33

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota3.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

контроля за использованием государственных финансовых ресурсов вообще и исполнением бюджетов в частности - это парламентский и административный контроль. Однако в них не учитывается наличие в уже действующей системе финансового контроля новых органов, не зависящих от обеих ветвей власти, - счетных и контрольно-счетных палат. Значит, в Положение о формах бюджетно-финансового контроля необходимо добавить независимый контроль. Тогда система финансового контроля будет приведена в соответствие с аналогами в демократических государствах, где образуются независимые от исполнительной и законодательной ветвей власти контрольные органы в форме счетных палат (Германия, Франция, Италия и т.д.) либо ведомств государственных контролеров или аудиторов (США, Канада, Индия, Австралия и т.д.). Кстати, в некоторых российских регионах контрольно-счетные палаты уже получили такой статус, основанный на равноудаленности от всех ветвей власти. Иначе говоря, в законе целесообразно закрепить положение о том, что бюджетно-финансовый контроль осуществляется в форме парламентского, административного и независимого контроля. Анализ правовых норм, определяющих виды, формы и органы контроля, позволяет сделать вывод о том, что законодательно не определены:

- понятия «финансовый контроль» и «система финансового контроля»;

- единые принципы финансового контроля;

- перечень контролирующих и надзорных органов, относящихся к

органам финансового контроля;

-порядок взаимодействия органов финансового контроля.

Обобщая вышесказанное, допустимо сформулировать основную

задачу, стоящую перед правовым государством: создать на всей территории Российской Федерации единое поле финансового контроля, базирующееся на практичном (с точки зрения применимости) законодательстве с достаточно четко определенным понятийным аппаратом.

Можно констатировать, что в России сложились основные элементы

системы финансового контроля, однако они пока далеки до совершенства. В числе особо актуальных проблем - отсутствие четкого определения основных признаков, которые применяются при квалификации нарушений, выявляемых в процессе реализации контрольных функций, незаконного, неэффективного и нерационального использования средств. К тому же в отсутствие механизма применения контрольными органами мер принуждения нарушители бюджетного законодательства остаются безнаказанными.

 

3.4.Пути совершенствования финансового контроля.

В настоящее время большое значение приобретает необходимость

совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности.

Совершенствование финансового контроля в РФ должно

осуществляться по следующим основным направлениям. Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В целях повышения эффективности расходования государственных

средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств.

Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент

возврата бюджетных средств по результатам проведённых ревизий и проверок. Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок её проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций.

Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, - Министерства финансов РФ, органов федерального Казначейства, Счётной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля .

Использование новых информационных технологий должно стать

фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов.

В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания

заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства, повышение уровня квалификации аудиторов и др.

В современных условиях своего решения требует законодательное

обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля. Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля. Также важным направлением совершенствования является разработка и реализация наиболее рациональных форм , методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов.

Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного

финансового контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов; более чёткая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций, таких как информирование о результатах своей деятельности; законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом; обеспечение возможности участия общественности в проведении контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).

Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание

вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.

В целях наиболее полного выполнения Указа Президента Российской

Федерации от 03.03.98г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции..

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Контроль - это одна из функций управления, т.к. любой вид управления

невозможен без контроля. Просто немыслимо никакое управление без проверки выполнения принятых решений, установленных требований. И тем более немыслимо никакое управление капиталом без текущего и последующего контроля за его состоянием, без профессионального выбора инвестиций и без проверок и анализов бухгалтерской отчетности. В чем же состоит общая роль контроля? Можно ли без него управлять чем бы то ни было?

 В современном понимании  управления контроль позволяет  не только 

принимать более или менее верные, правильные решения, но и постоянно выявлять фактическое состояние дел на управляемых объектах (будь то автомобиль или телевизор), в том числе в хозяйственных системах различной степени сложности и структуризации (будь то мелкий магазин или большая, сложная корпорация, регион или государство).

Любая хозяйственная система - это система динамическая. Она

 развивается под воздействием  своих внутренних закономерностей  и противоречий, а также в результате  взаимодействия с окружающей  средой. Бухгалтер - один из первых  профессионалов, который осознал  необходимость системного подхода  к описанию процессов и результатов развития различных хозяйств. Через определенные интервалы времени такая система как экономический субъект обязана отчитываться перед собственниками, а также перед некоторыми третьими лицами (налоговыми органами, банками, инвесторами и др.), находящимися во внешней (по отношению к системе) среде, причем для снижения уровня информационного шума целесообразно проверять такие отчеты, подвергать их контролю.

Управление способствует достижению целей экономического субъекта

(хозяйственной системы) путем эффективного использования ее администрацией и персоналом различных материальных, трудовых и производственных ресурсов. При этом если управляющая система (администрация экономического субъекта) выбирает и принимает наиболее удачные решения, то она обеспечивает и сохранность такого «ядра» (изменяющегося набора элементов), и его «плавание» по структуре. Тем самым управление обеспечивает исключительно высокую степень приспосабливаемости системы к внешним условиям, а также устойчивость в траектории развития, в реализации функции системы.

 Таким образом, управление в  экономике - это систематическое,

сознательное, целенаправленное воздействие на поведение хозяйственной системы, т.е. на происходящие в ней производственно-коммерческие процессы. Специалисты по управлению и контролю (в том числе и аудиторы), вооруженные знаниями бухгалтерского учета и анализа, экономической кибернетики и т.п. и занимаются исследованием различных вариантов поведения хозяйственной системы. Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.

В целях наиболее полного выполнения Указа Президента Российской

Федерации от 03.03.98г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции.

В соответствии с поставленными задачами в курсовой можно сделать

выводы:

 Финансовый контроль - система  наблюдения и проверки финансовой 

деятельности управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений от утвержденных нормативов и принятия мер по их устранению.

 Новые политические и экономические  отношения, сложившиеся в 

России за годы появления рыночной экономики , потребовали создания развитой системы государственного финансового контроля, способной в условиях децентрализованного управления экономикой обеспечить соблюдение интересов государства и общества в целом.

 Выделяется характеристика  финансового контроля в зависимости от

субъекта контроля. Финансовый контроль бывает государственный; негосударственный, общехозяйственный, общественный, Внутрихозяйственный, правовой, гражданский.

 Основные проблемы в области  государственного контроля в  России 

связаны с неэффективностью бюджетного процесса, в частности нереалистичности расчета доходов и расходов бюджета, неполнотой бюджетного законодательства

 Основные проблемы совершенствования  государственного 

финансового контроля в РФ заключаются в улучшении системы государственного финансового контроля, формирование правовой базы, повышения роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства.

Создание на территории РФ единой системы финансового контроля

необходимо для цивилизованного развития российской экономики в условиях рынка, поскольку в правовом государстве не может и не должно быть зон, свободных от финансового контроля.

Таким образом, тема финансового контроля в России и его

дальнейшего совершенствования продолжает оставаться актуальной и ценной для различных сфер и наук.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.Конституция РФ. . – М.: Эксмо, 2013.

Информация о работе Организация финансового контроля