Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов реализации ГФК и оценка выполнения коммерческими банками обязательных нормативов Центрального Банка Российской Федерации (ЦБРФ).
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и особенности организации ГФК;
- выявить организационные и методологические основы реализации и оценки основных направлений ГФК;
- исследовать уровень организации и эффективности оценки выполнения коммерческими банками обязательных нормативов ЦБРФ;
- определить основные направления совершенствования ГФК в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………….3
1. Теоретические аспекты государственного финансового контроля…….…5
1.1. Сущность и особенности государственного финансового
контроля…………………………………………………………………..5
1.2. Виды государственного финансового контроля…………….................7
1.3. Основные методы государственного финансового контроля…………8
2. Организация государственного финансового контроля в РФ…………….12
2.1. Контроль со стороны органов представительной власти…………….12
2.2. Контроль со стороны специализированных государственных
структур………………………………………………………………………18
3. Оценка выполнения коммерческими банками обязательных нормати-
вов Центрального Банка Российской Федерации………………………….21
3.1. Количественная оценка………………………………………………....21
3.2. Метод экспертных оценок……………………………………………...24
4. Основные направления совершенствования государственного
финансового контроля в Российской Федерации………………………….28
4.1. Создание системы государственного финансового контроля……...28
4.2. Формирование нормативно - правовой и методической базы
аудита эффективности использования бюджетных средств и государствен-
ной собственности………………………………………………………………….31
4.3. Повышение роли государственного финансового контроля в
сфере обеспечения финансовой безопасности государства……………………..31
Заключение………………………………………………………………………… 34
Список использованной литературы ……………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль в Российской Федерации.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)




МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

                                                                                  Кафедра экономики и финансов

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Финансы»

 

«Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнила:

                                                                   студентка 3 курса

                                                             заочного отделения

                                                         группы: ЗСсФиК-3

                                                   Фатыкова А.А.

                                              Проверила:

                                                  к.э.н., доцент

                                               Смоленцева                         

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2009

                                                     Содержание

Введение…………………………………………………………….……………….3

    1.   Теоретические аспекты государственного финансового контроля…….…5

          1.1. Сущность   и   особенности   государственного   финансового                                 

                 контроля…………………………………………………………………..5

          1.2. Виды государственного финансового контроля…………….................7

          1.3. Основные методы государственного финансового контроля…………8

   2.   Организация государственного финансового контроля в РФ…………….12

          2.1. Контроль со стороны органов представительной власти…………….12

          2.2. Контроль со стороны    специализированных    государственных

          структур………………………………………………………………………18

   3.    Оценка выполнения коммерческими банками обязательных нормати-

          вов Центрального Банка Российской Федерации………………………….21

          3.1. Количественная оценка………………………………………………....21

          3.2. Метод экспертных оценок……………………………………………...24

   4.    Основные    направления    совершенствования    государственного

          финансового контроля в Российской Федерации………………………….28

         4.1. Создание системы государственного   финансового контроля……...28

         4.2. Формирование   нормативно - правовой   и   методической   базы

аудита эффективности использования бюджетных средств и   государствен-

ной собственности………………………………………………………………….31

          4.3. Повышение   роли государственного  финансового   контроля   в

сфере обеспечения финансовой безопасности государства……………………..31

Заключение………………………………………………………………………… 34

Список использованной литературы ……………………………………………..36

Приложения………………………………………………………………………....38

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный финансовый контроль (ГФК) — система институтов, инструментов и объектов по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных средств государства и органов местного самоуправления. Как совокупность мepоприятий он направлен на обеспечение экономической обоснованности использования финансовых ресурсов в государстве, выявления финансовых нарушений и их предупреждения)[16].

ГФК можно рассматривать  и как деятельность специализированных организаций и соответствующих  специалистов по выявлению отклонений показателей исполнения государственных  финансовых ресурсов от установленных  для них норм, а также в целях планирования процессов социально - экономического развития [4].

Проблема переориентации государственного финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так и предприятия, организации и учреждения (которые с помощью финансового контроля  могут сократить свои расходы, таким образом, увеличивая свою прибыль).

Действенный и эффективный он позволяет своевременно устранить различные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности и в процедурах управления государственными финансовыми потоками; объяснить причины нарушений, обнаружить сопутствующие тенденции; выработать предотвращающие их меры.

   В конечном итоге его  система предназначена для реализации финансово-экономической политики государства, создания условий для финансовой стабилизации, способствует обеспечению финансовой  безопасности государства [7].

       Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов реализации ГФК и оценка выполнения коммерческими банками обязательных нормативов Центрального Банка Российской Федерации (ЦБРФ).

Для  достижения  этой  цели   поставлены   следующие задачи:

-   изучить сущность и особенности организации ГФК;

- выявить организационные и методологические основы реализации и оценки основных направлений ГФК;

- исследовать уровень организации и эффективности оценки выполнения коммерческими банками обязательных нормативов ЦБРФ;

- определить основные    направления    совершенствования    ГФК в РФ.

Теоретической и методической основой  явились труды таких авторов как: Бурцев В.В.; Родионова В.М., Шлейников В.И.; Степашин С.В., Сторяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А.; Поляк Г.Б., Ковалева А.П. и других, а также журналы: «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансовый менеджмент», «Бухгалтерский учет». Правовую базу исследования составили: Инструкция Банка России от 16.01.2004 №110-И «Об обязательных нормативах банков» и Федеральный закон от 02.12.90 (ред. 08.07.1999) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»

Данная курсовая работа состоит  из 4 глав. В первой главе рассмотрены  сущность и особенности, виды и методы ГФК. Во второй главе раскрыта организация ГФК в РФ со стороны органов представительной власти и специализированных государственных структур. В третьей главе проведена оценка выполнения коммерческими банками обязательных нормативов ЦБРФ. А в четвертой главе указаны основные направления совершенствования ГФК.

Объем работы составляет 45 стр.

 

 

1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСО-ВОГО КОНТРОЛЯ

1.1.    Сущность и особенности государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль (ГФК) — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности [1].

ГФК призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки, как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.

 Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации ГФК, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа,  более длительными сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации [2].

Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе:

  1. результативность;
  2. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
  3. неподкупность субъектов контроля;
  4. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; предупреждение вероятных финансовых нарушений;
  5. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
  6. согласованность действий различных контролирующих органов и др.

   Принимая законы, прямо или  косвенно затрагивающие систему  организации финансового контроля, государство ориентируется на вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве существует свой регламент (порядок и последовательность) контрольных действий, что в конечном итоге сказывается на результатах.

Рассмотрим институциональную структуру ГФК в РФ (Приложение №1).

Для России принципиально важной является задача создания  единой системы государственного финансового контроля, объединяющей внутренний и внешний контроль, тесные горизонтальные и вертикальные связи, с единой методологической и методической базой [2].

При внешнем ГФК объектами являются механизмы реализации внутреннего финансового контроля, вся система организации и управления государственными финансовыми средствами со стороны внутреннего ГФК, ее направленность на повышение эффективности. Внешний ГФК осуществляется органами, создаваемыми законодательной властью вне системы  исполни-тельной власти, организационно и финансово от нее независимыми (Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований).

Внутренний ГФК осуществляется исполнительной властью. Контрольными полномочиями наделяются как создаваемые специализированные opганы ГФК, так и специальные структурные подразделения opганов исполнительной власти.

     Органы внутреннего  ГФК представлены на федеральном  уровне правительственным контролем. На региональном уровне внутренний ГФК осуществляется финансовыми opганами субъектов РФ; на местном уровне — финансовыми управлениями или отделами администраций муниципальных образований.

 

       1.2. Виды государственного финансового контроля РФ

 

Виды ГФК весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим критериям:

  1. Регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
  2. Время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;
  3. Субъекты контроля — президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;
  4. Объекты контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций, имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений (оценка финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств).

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

 

    1.3.  Основные методы государственного финансового контроля

 

К наиболее распространенным методам  ГФК относятся ревизия, проверка, обследование, анализ, аудит бюджета (табл.1.1).

Таблица 1.1     Основные методы государственного финансового контроля

Информация о работе Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации