Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов реализации ГФК и оценка выполнения коммерческими банками обязательных нормативов Центрального Банка Российской Федерации (ЦБРФ).
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и особенности организации ГФК;
- выявить организационные и методологические основы реализации и оценки основных направлений ГФК;
- исследовать уровень организации и эффективности оценки выполнения коммерческими банками обязательных нормативов ЦБРФ;
- определить основные направления совершенствования ГФК в РФ.
Введение…………………………………………………………….……………….3
1. Теоретические аспекты государственного финансового контроля…….…5
1.1. Сущность и особенности государственного финансового
контроля…………………………………………………………………..5
1.2. Виды государственного финансового контроля…………….................7
1.3. Основные методы государственного финансового контроля…………8
2. Организация государственного финансового контроля в РФ…………….12
2.1. Контроль со стороны органов представительной власти…………….12
2.2. Контроль со стороны специализированных государственных
структур………………………………………………………………………18
3. Оценка выполнения коммерческими банками обязательных нормати-
вов Центрального Банка Российской Федерации………………………….21
3.1. Количественная оценка………………………………………………....21
3.2. Метод экспертных оценок……………………………………………...24
4. Основные направления совершенствования государственного
финансового контроля в Российской Федерации………………………….28
4.1. Создание системы государственного финансового контроля……...28
4.2. Формирование нормативно - правовой и методической базы
аудита эффективности использования бюджетных средств и государствен-
ной собственности………………………………………………………………….31
4.3. Повышение роли государственного финансового контроля в
сфере обеспечения финансовой безопасности государства……………………..31
Заключение………………………………………………………………………… 34
Список использованной литературы ……………………………………………..36
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Курсовая работа
по дисциплине «Финансы»
«Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации»
группы: ЗСсФиК-3
Фатыкова А.А.
Проверила:
к.э.н., доцент
Смоленцева
Йошкар-Ола
2009
1. Теоретические аспекты государственного финансового контроля…….…5
1.1. Сущность
и особенности государственного
финансового
контроля…………………………………………………………
1.2.
Виды государственного финансового контроля…………….................
1.3. Основные методы государственного финансового контроля…………8
2. Организация государственного финансового контроля в РФ…………….12
2.1. Контроль со стороны органов представительной власти…………….12
2.2. Контроль со стороны специализированных государственных
структур…………………………………………………………
3. Оценка выполнения коммерческими банками обязательных нормати-
вов Центрального Банка Российской Федерации………………………….21
3.1. Количественная оценка………………………………………………....21
3.2. Метод экспертных оценок……………………………………………...24
4. Основные направления совершенствования государственного
финансового контроля в Российской Федерации………………………….28
4.1. Создание системы государственного финансового контроля……...28
4.2. Формирование нормативно - правовой и методической базы
аудита эффективности
ной собственности……………………………………………
4.3. Повышение роли государственного финансового контроля в
сфере обеспечения финансовой безопасности государства……………………..31
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………………..36
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Государственный финансовый контроль (ГФК) — система институтов, инструментов и объектов по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных средств государства и органов местного самоуправления. Как совокупность мepоприятий он направлен на обеспечение экономической обоснованности использования финансовых ресурсов в государстве, выявления финансовых нарушений и их предупреждения)[16].
ГФК можно рассматривать и как деятельность специализированных организаций и соответствующих специалистов по выявлению отклонений показателей исполнения государственных финансовых ресурсов от установленных для них норм, а также в целях планирования процессов социально - экономического развития [4].
Проблема переориентации государственного финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так и предприятия, организации и учреждения (которые с помощью финансового контроля могут сократить свои расходы, таким образом, увеличивая свою прибыль).
Действенный и эффективный он позволяет своевременно устранить различные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности и в процедурах управления государственными финансовыми потоками; объяснить причины нарушений, обнаружить сопутствующие тенденции; выработать предотвращающие их меры.
В конечном итоге его система предназначена для реализации финансово-экономической политики государства, создания условий для финансовой стабилизации, способствует обеспечению финансовой безопасности государства [7].
Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов реализации ГФК и оценка выполнения коммерческими банками обязательных нормативов Центрального Банка Российской Федерации (ЦБРФ).
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и особенности организации ГФК;
- выявить организационные и методологические основы реализации и оценки основных направлений ГФК;
- исследовать уровень организации и эффективности оценки выполнения коммерческими банками обязательных нормативов ЦБРФ;
- определить основные направления совершенствования ГФК в РФ.
Теоретической и методической основой явились труды таких авторов как: Бурцев В.В.; Родионова В.М., Шлейников В.И.; Степашин С.В., Сторяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А.; Поляк Г.Б., Ковалева А.П. и других, а также журналы: «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансовый менеджмент», «Бухгалтерский учет». Правовую базу исследования составили: Инструкция Банка России от 16.01.2004 №110-И «Об обязательных нормативах банков» и Федеральный закон от 02.12.90 (ред. 08.07.1999) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»
Данная курсовая работа состоит из 4 глав. В первой главе рассмотрены сущность и особенности, виды и методы ГФК. Во второй главе раскрыта организация ГФК в РФ со стороны органов представительной власти и специализированных государственных структур. В третьей главе проведена оценка выполнения коммерческими банками обязательных нормативов ЦБРФ. А в четвертой главе указаны основные направления совершенствования ГФК.
Объем работы составляет 45 стр.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСО-ВОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Сущность и особенности государственного финансового контроля
Государственный финансовый контроль (ГФК) — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности [1].
ГФК призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки, как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.
Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления.
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации ГФК, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации [2].
Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе:
Принимая законы, прямо или
косвенно затрагивающие
Рассмотрим институциональную структуру ГФК в РФ (Приложение №1).
Для России принципиально важной является задача создания единой системы государственного финансового контроля, объединяющей внутренний и внешний контроль, тесные горизонтальные и вертикальные связи, с единой методологической и методической базой [2].
При внешнем ГФК объектами являются механизмы реализации внутреннего финансового контроля, вся система организации и управления государственными финансовыми средствами со стороны внутреннего ГФК, ее направленность на повышение эффективности. Внешний ГФК осуществляется органами, создаваемыми законодательной властью вне системы исполни-тельной власти, организационно и финансово от нее независимыми (Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований).
Внутренний ГФК осуществляется исполнительной властью. Контрольными полномочиями наделяются как создаваемые специализированные opганы ГФК, так и специальные структурные подразделения opганов исполнительной власти.
Органы внутреннего
ГФК представлены на
1.2. Виды государственного финансового контроля РФ
Виды ГФК весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим критериям:
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций, имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений (оценка финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств).
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.
1.3. Основные методы государственного финансового контроля
К наиболее распространенным методам ГФК относятся ревизия, проверка, обследование, анализ, аудит бюджета (табл.1.1).
Таблица 1.1 Основные методы государственного финансового контроля
Информация о работе Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации