Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов реализации ГФК и оценка выполнения коммерческими банками обязательных нормативов Центрального Банка Российской Федерации (ЦБРФ).
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и особенности организации ГФК;
- выявить организационные и методологические основы реализации и оценки основных направлений ГФК;
- исследовать уровень организации и эффективности оценки выполнения коммерческими банками обязательных нормативов ЦБРФ;
- определить основные направления совершенствования ГФК в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………….3
1. Теоретические аспекты государственного финансового контроля…….…5
1.1. Сущность и особенности государственного финансового
контроля…………………………………………………………………..5
1.2. Виды государственного финансового контроля…………….................7
1.3. Основные методы государственного финансового контроля…………8
2. Организация государственного финансового контроля в РФ…………….12
2.1. Контроль со стороны органов представительной власти…………….12
2.2. Контроль со стороны специализированных государственных
структур………………………………………………………………………18
3. Оценка выполнения коммерческими банками обязательных нормати-
вов Центрального Банка Российской Федерации………………………….21
3.1. Количественная оценка………………………………………………....21
3.2. Метод экспертных оценок……………………………………………...24
4. Основные направления совершенствования государственного
финансового контроля в Российской Федерации………………………….28
4.1. Создание системы государственного финансового контроля……...28
4.2. Формирование нормативно - правовой и методической базы
аудита эффективности использования бюджетных средств и государствен-
ной собственности………………………………………………………………….31
4.3. Повышение роли государственного финансового контроля в
сфере обеспечения финансовой безопасности государства……………………..31
Заключение………………………………………………………………………… 34
Список использованной литературы ……………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль в Российской Федерации.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Методы проведения

финансового

контроля

Содержание

Ревизия

Наиболee глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля законности, правильности, целесообразности и

Продолжение табл. 1.1

Методы проведения

финансового

контроля

Содержание

 

     эффективности   финансово хозяйственной   деятельности     экономического субъекта                  

Проверка

На основе отчетной документации и  расходных документов рассматриваются  отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений

Обследование

Охватывает (по сравнению с проверкой) более широкий спектр финансово-экономических  показателей

Надзор

Проводится контролирующими органами за субъектами экономических отношений, получившими лицензию на тот или  иной вид финансовой деятельности по соблюдению ими установленных правил и нормативов

Анализ

Предполагает детальное изучение периодической или годовой финансовой отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финан-сового состояния  и  изыскания внутрихозяйственных  резервов

Аудит бюджета

Выражение мнения (заключения) по поводу достоверности финансовой отчетности об исполнении бюджета, реальности и  полноты бюджетных проектировок; выработка предложений по оценке деятельности органов, исполняющих  бюджет


    

 Основной метод государственного финансового контроля - ревизия.

 По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные) и выборочные (частичные).

При проведении документальной ревизии  проверяются первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты и сметы.

Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и фактического наличия денежных средств и материальных ценностей.

 Полные (сплошные) ревизии предполагают  проверку всей документации за весь ревизуемый период.

При частичной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные  стороны финансово-хозяйственной  деятельности (например, проверка командировочных  расходов, работы по приему налоговых  и страховых взносов).

По организационному признаку ревизии могут быть плановыми и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений, требующих неотлагательной проверки).

    По объему ревизуемой  деятельности ревизии подразделяются  на комплексные (охватывают комплекс  взаимосвязанных элементов производственной и финансово-хозяйственной деятельности) и тематические (проверяются отдельные участки работы предприятий: правильность расходования фонда заработной платы,  финансирования капитального строительства и т.д.). Принципиально важным элементом системных преобразований экономики в условиях рыночных отношений является реформа формирования и исполнения целостности государственных и муниципальных финансов, осуществляемая в целях создания эффективной, достоверной и прозрачной системы учета государственных финансовых ресурсов, предупреждения их нецелевого и неэффективного использования.

Совершенствование управления государственными и муниципальными финансами невозможно без улучшения системы внутреннего  и внешнего финансового контроля и аудита.  Важным элементом внешнего контроля должен стать аудит эффективности бюджетных расходов. В международной практике он используется в качестве инструмента оценки эффективности и результативности бюджетных программ и их влияния на социально- экономическое положение страны и регионов. Аудит эффективности выполняет не только контрольную функцию, но и информационную, поставляя обществу полноценную информацию о результатах деятельности органов власти и управления, эффективности использования государственных и муниципальных финансов. Он может обеспечить прозрачность и подотчетность органов власти.

Аудит эффективности  — это оценка эффективности и резуль- 
тативности целевых программ и длительных финансовых вложе- 
ний, системный, комплексный анализ финансово-хозяйственной 
деятельности администраторов бюджетных средств. Он дополняет 
финансовый аудит и включает в себя: анализ управленческой 
деятельности; проверку экономичности, результативности и действенности использования государственных ресурсов, результатов производственной деятельности, состояния внутреннего контроля, методов и сроков устранения недостатков. Развитие аудита эффективности - один из путей повышения качества бюджетного контроля и государственного финансового контроля в целом [6].

 

 

 

 

 

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО     КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных вне-бюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении [10].

 

2.1.    Контроль со стороны органов представительной власти

 

Контроль со стороны органов  представительной власти включает в себя:

  1. контроль со стороны Президента Российской Федерации;
  2. контроль со стороны органов исполнительной власти;
  3. контроль со стороны органов законодательной власти.

Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка.

Определенные функции финансового  контроля выполняет Главное контрольное  управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994г. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность, подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

Правительство РФ в соответствии с  Конституцией РФ и законом «О Совете Министров — Правительстве РФ» наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.

Важнейшее место в системе финансового  контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в  проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

Следует отметить, что контрольные  полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный  контроль  использования  государственных средств осуществляет действующий в рамках Минфина  Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.                         

Департамент ГФК и аудита Минфина РФ, созданный Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г., является преемником Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ. Департамент и его территориальные подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную  бюджетную политику; управлять процессом  исполнения федерального бюджета, осуществляя  при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.

На него возложены  следующие задачи:

  1. контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его исполнения;

2. контроль состояния государственных финансов в целом (предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

3. контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ;

4. контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право  производить проверки различных  денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и вне бюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ (ЦБРФ), а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами.

Следует отметить, что в настоящее  время не предусмотрено серьезной  административной или уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного финансового контроля. Решить эту проблему призван, находящийся в стадии проекта закон «О Государственном финансовом контроле», предусматривающий соответствующие санкции и механизм их применения.

Контроль со стороны органов  законодательной власти

С этой целью созданы соответствующие  структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной  Думы, Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих  действиях ни от Правительства РФ, ни от администрации Президента РФ. В настоящее время основная часть его функций передана Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. А подкомитеты, проводят экспертно-аналитические работы по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой законодательных предложений соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.

Информация о работе Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации