Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов реализации ГФК и оценка выполнения коммерческими банками обязательных нормативов Центрального Банка Российской Федерации (ЦБРФ).
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и особенности организации ГФК;
- выявить организационные и методологические основы реализации и оценки основных направлений ГФК;
- исследовать уровень организации и эффективности оценки выполнения коммерческими банками обязательных нормативов ЦБРФ;
- определить основные направления совершенствования ГФК в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………….3
1. Теоретические аспекты государственного финансового контроля…….…5
1.1. Сущность и особенности государственного финансового
контроля…………………………………………………………………..5
1.2. Виды государственного финансового контроля…………….................7
1.3. Основные методы государственного финансового контроля…………8
2. Организация государственного финансового контроля в РФ…………….12
2.1. Контроль со стороны органов представительной власти…………….12
2.2. Контроль со стороны специализированных государственных
структур………………………………………………………………………18
3. Оценка выполнения коммерческими банками обязательных нормати-
вов Центрального Банка Российской Федерации………………………….21
3.1. Количественная оценка………………………………………………....21
3.2. Метод экспертных оценок……………………………………………...24
4. Основные направления совершенствования государственного
финансового контроля в Российской Федерации………………………….28
4.1. Создание системы государственного финансового контроля……...28
4.2. Формирование нормативно - правовой и методической базы
аудита эффективности использования бюджетных средств и государствен-
ной собственности………………………………………………………………….31
4.3. Повышение роли государственного финансового контроля в
сфере обеспечения финансовой безопасности государства……………………..31
Заключение………………………………………………………………………… 34
Список использованной литературы ……………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль в Российской Федерации.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

3.2.   Метод экспертных оценок

 

        Определение  весов финансовых коэффициентов невозможно чисто математическими способами, поэтому для решения этой проблемы авторами предложен метод экспертных оценок.

        Сущность метода заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.

При выполнении своей роли в процессе управления эксперты осуществляют две основные функции: формируют объекты (альтернативные ситуации, цели, решения и т.п.) и проводят измерение их характеристик (вероятности свершения событий, коэффициенты значимости целей, предпочтения решений и т.п.). Формирование объектов осуществляется экспертами на основе логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания и опыт эксперта. Измерение характеристик объектов требует от экспертов знания теории измерений.

Для проведения анализа были сформированы 15 экспертных групп по 5 человек, в  состав которых вошли работники  банков из различных подразделений и клиенты, использующие данные внешнего анализа при выборе кредитной организации.

Необходимость проведения научного исследования состояла в определении интегрального  показателя, характеризующего изменение  финансового состояния коммерческого банка при изменении значений обязательных нормативов. Поэтому объектами исследования явились нормативы; достаточности собственных средств (капитала) банка (H1); мгновенной ликвидности банка (Н2); текущей ликвидности банка (HЗ); долгосрочной ликвидности банка (Н4); максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6); максимального размера крупных кредитных рисков (Н7); максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9.1); совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н10.1); использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц (Н12). Характеристикой объектов исследования явилась значимость каждого норматива при оценке финансового состояния банка, и экспертами было проведено ранжирование по степени ее убывания (Приложение № 4).

В результате проведения метода экспертных оценок было выявлено, что наиболее значимой характеристикой финансового состояния банка является достаточность его собственных средств. Это связано с тем, что именно капитал представляет собой основной фактор, характеризующий стабильность кредитной организации, он позволяет покрыть риски, которым подвергаются банки. Показатели ликвидности имеют также высокие рейтинги и находятся на втором (Н4), третьем (Н2) и пятом (НЗ) местах. Банковская деятельность считается по-настоящему эффективной, если она осуществляется с учетом умеренного уровня рисков, при этом, по мнению экспертных групп, наиболее важным является ограничение размера риска по операциям кредитования одного заемщика или группы связанных заемщиков (Н6). Шестое место принадлежит нормативу максимального размера крупных кредитных рисков (Н7), далее следуют норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н10.1) и норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств (Н9.1). Наименее важным показателем при оценке финансового состояния банка является норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц (рис. 1.2.).

Следующим этапом проведения исследования является определение весов каждого  норматива путем деления суммарной  оценки членов рабочих групп по каждому  нормативу на общую сумму оценок по всем нормативам:

             124                                99                                 84

ВН1=___________ 0,184,    ВН2=___________ 0,147,    ВН3=___________ 0,124,

                  675                                675                               675

 

                 102                                 99

     ВН4=___________ 0,151,    ВН6=___________ 0,147, 

          1. 675

                                                                                                                

 

             65                                    37                                    41

ВН1=___________ 0,096,    ВН9.1=___________ 0,055,    ВН10.1=___________ 0,061,

                  675                                  675                                  675

 

               24

ВН12=___________ 0,036,   

                    675             

 

     140

 

          H1   Н4       Н2       Н6       Н3         Н7     Н10.1    Н9.1     H12   Нормативы       

                                                                                                                              

Рис. 1.2. Ранжирование значимости обязательных нормативов при оценке финансового состояния банка



      Таким образом,  комплексный показатель оценки  финансового состояния коммерческих банков посредством использования обязательных нормативов определяется по формуле:

К = 0,184L1 + 0,147L2 + 0,124L3 + 0,151L4 + 0,147L6 + 0,096L7 + 0,055L9.1 + 0,061L10.1 + 0,036L12                                                                                    (5)

     

        Однако при  оценке объектов исследования  эксперты зачастую расходятся  во мнениях по решаемой проблеме.

В связи с этим используется мера согласованности мнений группы экспертов  — коэффициент конкордации (согласия), предложенный Кендаллом:

               12

  W = _______________ S                                                                                    (6)

         м2(n3 - n)

        n  m              m(n+1)

где   S = S (S Rij - _________)2 ;

            j=1 j=1                 2                                       

 n — количество анализируемых объектов, m — количество групп экспертов,   Rij - рангj-го объекта, который присвоен ему i-й группой экспертов.

Следует обратить внимание на отличие  значений коэффициента конкордации от коэффициента корреляции, так как он существует в пределах от О до 1. Если мнения экспертов полностью противоположны, коэффициент конкордации равен нулю (W= 0), а коэффициент корреляции  в этом  случае  будет равен — 1

        Для исследования степени значимости обязательных нормативов при проведении анализа финансового состояния была создана автоматизированная система на базе табличного процессора Microsoft Excel                    

               12

W = _______________ 9664 = 0,716                                                                                  

         152(93 - 9)

Обычно заданным значением коэффициента является W = 0,5, т.e при W > 0,5 выводы экспертов согласованы в большей мере (сходятся в оценке событий), чем несогласованы. При W < 0,5 оценки нельзя считать в достаточной степени согласованными. Полученные результаты свидетельствуют о согласованности экспертных групп.

       4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Коренные перемены в социально-экономическом строе России и в методах управления экономикой сделали неизбежным радикальное преобразование одного из важнейших инструментов управления финансами — государственного финансового контроля. Его адекватная система является одним из непременных условий успеха экономических реформ и важным инструментом борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. Создание отлаженной системы ГФК следует рассматривать как важнейший фактор дальнейшего развития российской экономики [12].

Для решения этих задач необходима реализация целого комплекса мероприятий по совершенствованию государственного финансового контроля в РФ по следующим направлениям:

  1. создание системы государственного финансового контроля;
  2. формирование нормативно-правовой и методической базы аудита эффективности использования бюджетных средств и государственной 
    собственности;
  3. повышение роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства.

 

    1. Создание системы государственного финансового контроля

 

 Одним из направлений совершенствования государственного финансового контроля в РФ является построение единой системы государственного финансового контроля. Системный подход к организации государственного финансового контроля предполагает, прежде всего, определение его места и роли в системе контроля, осуществляемого государством в целом, а также формирование концептуальных основ государственного финансового контроля и его важнейшей сферы — бюджетного контроля. В этой связи необходимо:

  • привести теоретическую и методологическую базу в соответствие с современными условиями;
  • разработать концептуальные основы и уточнить нормативное правовое обеспечения деятельности контрольных органов;
  • реформировать организационную структуру и соответственно изменить распределение функций и сфер деятельности органов государственного финансового контроля;
  • создать научно-исследовательскую и учебную базы деятельности органов государственного финансового контроля, сформировать систему 
    кадрового обеспечения;
  • организовать адекватную информационную инфраструктуру;
  • повысить уровень материально-технического и финансового обеспечения функционирования контролирующих органов.

Важным шагом на пути построения эффективной системы государственного финансового контроля в Российской Федерации является разработка и принятие ряда законов. Например, федерального закона «О государственном финансовом контроле», в котором необходимо определить такие понятия, как «ГФК», «внешний и внутренний финансовый контроль»; определить и закрепить статус высшего органа государственного финансового контроля. Следует также уточнить полномочия контрольных органов в соответствии с четко сформулированными целями и задачами их деятельности.

Совершенствование государственного финансового контроля в РФ требует решения такой актуальной проблемы, как создание стандартов контрольной деятельности.

Методическим обеспечением контрольной деятельности каждого  органа государственного финансового контроля являются, как правило, самостоятельно разрабатываемые ими регламенты, инструкции. Необходимость в этой связи стандартизации и унификации разработки методического обеспечения государственного финансового контроля очевидна.

Важным направлением совершенствования государственного финансового контроля является четкое определение полномочий органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля. К сожалению, на сегодняшний день отсутствует единый подход к определению понятий «внешний» и «внутренний» ГФК.

Следовало бы также предусмотреть  право Счетной палаты РФ самостоятельно обращаться в суд с исками по результатам выявленных нарушений бюджетного законодательства, которые привели к потерям для бюджета, ущербу для государства.

Необходимо также обеспечить исполнение предписаний Счетной палаты РФ, направленных по результатам ревизии государственным органам и коммерческим организациям.

Совершенствование ГФК также необходимо осуществлять на базе новых информационных технологий в соответствии с требованиями и текущим состоянием информационных ресурсов органов исполнительной власти.

      Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения эффективности государственного финансового контроля в сфере финансовой безопасности РФ. В связи с этим необходимо:

  • формирование единого информационного пространства, для чего, в свою очередь, необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.;
  • усиление совместной работы органов государственного финансового контроля с надзорными органами, что должно позволить значительно увеличить объем получаемой от финансовых организаций и обрабатываемой 
    информации;
  • совершенствование системы защиты информации с целью предотвращения ущерба государственным интересам из-за разглашения, утраты, утечки, искажения, уничтожения информации и ее незаконного использования;
  • создание системы антивирусной защиты информационных систем и баз данных органов государственного финансового контроля; осуществление эффективного совместного контроля со специалистами Центра безопасности связи ФСБ России.

 

    1. Формирование нормативно-правовой и методической базы аудита   эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности

 

        Важнейшим направлением деятельности высших органов государственного финансового контроля в РФ является контроль за эффективностью использования государственных средств и государственной собственности (аудит эффективности).

Информация о работе Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации