Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов реализации ГФК и оценка выполнения коммерческими банками обязательных нормативов Центрального Банка Российской Федерации (ЦБРФ).
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и особенности организации ГФК;
- выявить организационные и методологические основы реализации и оценки основных направлений ГФК;
- исследовать уровень организации и эффективности оценки выполнения коммерческими банками обязательных нормативов ЦБРФ;
- определить основные направления совершенствования ГФК в РФ.
Введение…………………………………………………………….……………….3
1. Теоретические аспекты государственного финансового контроля…….…5
1.1. Сущность и особенности государственного финансового
контроля…………………………………………………………………..5
1.2. Виды государственного финансового контроля…………….................7
1.3. Основные методы государственного финансового контроля…………8
2. Организация государственного финансового контроля в РФ…………….12
2.1. Контроль со стороны органов представительной власти…………….12
2.2. Контроль со стороны специализированных государственных
структур………………………………………………………………………18
3. Оценка выполнения коммерческими банками обязательных нормати-
вов Центрального Банка Российской Федерации………………………….21
3.1. Количественная оценка………………………………………………....21
3.2. Метод экспертных оценок……………………………………………...24
4. Основные направления совершенствования государственного
финансового контроля в Российской Федерации………………………….28
4.1. Создание системы государственного финансового контроля……...28
4.2. Формирование нормативно - правовой и методической базы
аудита эффективности использования бюджетных средств и государствен-
ной собственности………………………………………………………………….31
4.3. Повышение роли государственного финансового контроля в
сфере обеспечения финансовой безопасности государства……………………..31
Заключение………………………………………………………………………… 34
Список использованной литературы ……………………………………………..36
Необходимо ориентировать
Важным этапом внедрения аудита эффективности в практическую деятельность органов государственного финансового контроля в РФ является его законодательное обеспечение)[3].
Одной из основных причин, тормозящих усилия органов государственной власти по созданию конкурентоспособной многоплановой экономики, ориентированной на обеспечение стабильного экономического роста, повышение уровня жизни населения, развития государства и общества, их защищенности от экономических угроз является нестабильность финансовой системы России.
Возросшие экономические возможности позволяют сегодня направлять дополнительные финансовые ресурсы в социальную сферу; значительных финансовых затрат требует реализация национальных проектов.
В связи с этим проблемы, связанные с необходимостью создания государственного правового механизма обеспечения финансовой безопасности, с повышением результативности деятельности органов государственного финансового контроля в сфере финансовой безопасности, требуют незамедлительного решения.
Первоочередной задачей является разработка Концепции финансовой безопасности, которая должна содержать теоретические и методологические основы обеспечения финансовой безопасности и противодействия нарушению норм финансового права, а также определять внутренние и внешние угрозы национальным интересам Российской Федерации в сфере экономики и финансов. Иными словами, следует сформулировать критерии, позволяющие судить о соблюдении органами государственной власти, а также всеми субъектами хозяйствования требований финансовой безопасности РФ.
Важная роль в решении названных
проблем: отводится органам
Важным фактором усиления роли государственного финансового контроля в области финансовой безопасности РФ является повышение его действенности за привлечением и использованием иностранных займов.
В связи с этим необходима реализация следующих мер: (а) усиление координации действий по управлению государственным долгом между Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ; (б) принятие единой методологии учета долговых обязательств; (в) создание единой системы и законодательное определение мер ответственности за неэффективное управление государственным долгом; (г) создание адекватной системы учета и контроля за иностранными займами; (д) создание единой системы мониторинга внешних заимствований (включая частный сектор) для проведения обоснованной оценки состояния долговой устойчивости РФ.
Необходимо обеспечить единство в управлении внутренним и внешним долгом, создать единую систему управления и координации государственными обязательствами и активами. Осуществление контроля привлечения и использования средств, займов международных финансово-экономических организаций должно быть нацелено на их оценку с точки зрения их необходимости, а также эффективного использования полученных средств.
Привлечение и использование займов должно осуществляться на основе принципов законности, целесообразности и эффективности.
Реализация предложенных направлений совершенствования ГФК и его важнейшей составной части — бюджетного контроля — позволит обеспечить функционирование государственного финансового контроля в РФ как целостной системы и поднять на новый качественный уровень управление государственными финансовыми ресурсами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГФК — система институтов, инструментов и объектов по проверке законности, целесообразности и эффективности действии в образовании, распределении и использовании денежных средств государства и органов местного самоуправления. Это деятельность специализированных организаций и соответствующих специалистов по выявлению отклонений показателей исполнения государственных финансовых ресурсов от установленных для них норм, а также в целях планирования процессов социально-экономического развития.
Функции государственного финансового контроля: обеспечение возможности принятия эффективных управленческих решении в финансовой сфере; обеспечение исполнения принятых решений по управлению общественными финансами.
ГФК – элемент информационной системы о финансово-хозяйственных аспектах деятельности государства и его хозяйствующих субъектах, об отдельных аспектах управления общественными финансовыми потоками. От полноты, качества и достоверности такой информации зависит эффективность решений на всех уровнях управления и во всех аспектах хозяйствования. Эти стороны государственного финансового контроля находятся в неразрывном единстве и динамичном взаимодействии в ходе управленческого процесса.
Действенный, эффективный ГФК позволяет своевременно устранить различные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности и в процедурах управления государственными финансовыми потоками; объяснить причины нарушений, обнаружить сопутствующие тенденции; выработать предотвращающие их меры.
В конечном итоге его система предназначена для реализации финансово-экономической политики государства, создания условий для финансовой стабилизации, способствует обеспечению финансовой безопасности государства.
Коренные перемены в социально-экономическом строе России и в методах управления экономикой сделали неизбежным радикальное преобразование одного из важнейших инструментов управления финансами — государственного финансового контроля. Адекватная система финансового контроля является одним из непременных условий успеха экономических реформ и важным инструментом борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. Создание отлаженной системы государственного финансового контроля следует рассматривать как важнейший фактор дальнейшего развития российской экономики.
Для решения этих задач необходима реализация целого комплекса мероприятий по совершенствованию государственного финансового контроля в РФ по следующим направлениям:
1) создание системы государственного финансового контроля;
2) формирование нормативно-правовой
и методической базы аудита эффективности
использования бюджетных средств и государственной
собственности;
3) повышение роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства.
Реализация указанных
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурцев В.В. Система государственного контроля. // Финансы. – 2000. - № 9.
3. Готовчиков И.Ф. О повышении роли аудита в определении действительного рейтинга коммерческого банка // Финансовый менеджмент. – 2003. - № 3.
4. Данилевский Ю.А., Овсянников Л.Н. Государственный финансовый контроль в России // Бухгалтерский учет. – 2005. - № 16.
5. Инструкция Банка России от 16.01.2004 №110-И «Об обязательных нормативах банков».
6. Индутенко А.Н. Модернизация системы государственного финансового контроля на региональном уровне и возможности применения аудита эффективности. // Финансы и кредит. – 2008. - № 2.
7. Овсянников Л.Н. Финансовый контроль как система. // Финансы. - 2000. №12.
8. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002. – 264 с.
9. Семенов С.К. Эффективность и оптимизация банковской деятельности: рейтинговые методики на базе экономических нормативов // Финансы и кредит. – 2005. - № 30.
10. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 248 с.
11. Теория статистики: Учебник. / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б. Шувалова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 253 с.
12. Терехова Т.Б. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в РФ. // Финансы и кредит. – 2007. - № 35.
13. Французов Д.В. Государственный финансовый контроль и его специализированное направление – налоговый контроль // Финансы и кредит. – 2008. - № 2.
14. Федеральный закон от 02.12.90 (ред. 08.07.1999) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»;
15. Финансы: Учебник. / Под. ред. д.э.н., проф. С.И. Лушина, д.э.н., проф. В.А. Слепова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. – 682 с.
16. Финансы: Учебник для вузов. / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАТА, 2004. - 607 с.
17. Финансы и кредит: Серия «Высшее образование» / Под ред. А.П. Ковалева.- Ростов н/Д.: Феникс, 2003.- 480 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Информация о работе Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации