Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов реализации ГФК и оценка выполнения коммерческими банками обязательных нормативов Центрального Банка Российской Федерации (ЦБРФ).
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и особенности организации ГФК;
- выявить организационные и методологические основы реализации и оценки основных направлений ГФК;
- исследовать уровень организации и эффективности оценки выполнения коммерческими банками обязательных нормативов ЦБРФ;
- определить основные направления совершенствования ГФК в РФ.
Введение…………………………………………………………….……………….3
1. Теоретические аспекты государственного финансового контроля…….…5
1.1. Сущность и особенности государственного финансового
контроля…………………………………………………………………..5
1.2. Виды государственного финансового контроля…………….................7
1.3. Основные методы государственного финансового контроля…………8
2. Организация государственного финансового контроля в РФ…………….12
2.1. Контроль со стороны органов представительной власти…………….12
2.2. Контроль со стороны специализированных государственных
структур………………………………………………………………………18
3. Оценка выполнения коммерческими банками обязательных нормати-
вов Центрального Банка Российской Федерации………………………….21
3.1. Количественная оценка………………………………………………....21
3.2. Метод экспертных оценок……………………………………………...24
4. Основные направления совершенствования государственного
финансового контроля в Российской Федерации………………………….28
4.1. Создание системы государственного финансового контроля……...28
4.2. Формирование нормативно - правовой и методической базы
аудита эффективности использования бюджетных средств и государствен-
ной собственности………………………………………………………………….31
4.3. Повышение роли государственного финансового контроля в
сфере обеспечения финансовой безопасности государства……………………..31
Заключение………………………………………………………………………… 34
Список использованной литературы ……………………………………………..36
Особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Счетной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счетной палаты — контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств. Перед должностными лицами Счетной палаты РФ поставлены следующие задачи:
Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность ЦБРФ по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
Основные методы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические проверки и ревизии.
При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
2.2. Контроль со стороны специализированных государственных структур
Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в РФ существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например налогообложение или страхование.
В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике, стало необходимым выделение органов налоговой службы в особую систему. Главная задача налоговых органов — обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей [8].
Система налоговых органов, подчиняющаяся
Президенту РФ, включает Федеральную
налоговую службу, а также государственные
налоговые инспекции в
Налоговые органы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операции по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет [13].
Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налоговой дисциплины созданы органы налоговой полиции, ее территориальные и местные подразделения.
Налоговая полиция призвана решать следующие задачи:
Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. «О государственном страховом надзоре РФ» была организована Федеральная служба страхового надзора (Госстрахнадзор). В 1996 г. он преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ с сохранением основных задач и функций.
Департамент страхового надзора и территориальные органы, помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности. Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.
На Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Служба по валютному и экспортному контролю имеет право проверять все финансовые документы организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поднимать вопрос о приостановлении лицензий на право осуществления такт операций в случаях выявления несоблюдения валютного и экспортного законодательства, непредставления отчетных документов.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит ЦБРФ. Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБРФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБРФ нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или предоставлении банками неполной или недостоверной информации, ЦБРФ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1% от минимальной величины уставного капитала; выполнение требований ЦБРФ по финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководства коммерческого банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.
3. ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ
В успешном решении задач эффективного функционирования банковской системы страны большую роль играет система финансового анализа кредитных организаций Банком России, через оценку их деятельности, основанную на расчете обязательных нормативов по Инструкции от 14 января 2004 года № 110-И «Об обязательных нормативах банков». Методика их расчета основана на принципах достоверности и объективности, осмотрительности, преобладания экономической сущности над формой и других международнопризнанных принципах, позволяющих качественно оценить операции и отразить их в отчетности. Обязательные нормативы для банков считаются методами управления денежным оборотом и регулирования банковских операции [5].
Однако анализ обязательных нормативов, как правило, включает в себя сравнение фактических значений показателя с нормативным и рассмотрение динамики изменения анализируемою показателя. Отсутствие комплексной величины, характеризующей изменение финансового состояния банков, создает трудности при оценке кредитных организаций внешними пользователями.
3.1. Количественная оценка
Для количественной оценки соответствия
финансового состояния
n
К =S (MiLi),
i=1
где Мi — вес i-го норматива в модели,
Li — трендовыи индекс i-го обязательного норматива;
n — количество используемых обязательных нормативов
При определении Li целесообразно использование трендовых показателей, которые отражают относительное изменение фактического значения (Hi) от базового (Н0) к самому базовому показателю, установленному ЦБРФ. При этом для нормативов типа «не менее» — это отношение разности между конкретным значением норматива в коммерческом банке и установленной ЦБРФ нижней границей для этого норматива к этой нижней границе:
Li = -----------
Для нормативов типа «не более», наоборот, — это отношение разности между установленной ЦБРФ верхней границей и конкретным значением норматива в коммерческом банке к верхней границе норматива:
H0i
Таким образом, чем выше значение интегрального показателя, тем более прочным является финансовое состояние кредитной организации.
Мною использованы статистические данные по двум банкам: Банк 1, Банк 2. Значения обязательных нормативов анализируемых кредитных организаций представлены в табл. 1 (Приложение №1)
Результаты расчетов трендовых индексов анализируемых банков приведены в табл. 2 (Приложение №2)
Для расчета весов экономических коэффициентов рассчитывается опорное значение интегрального показателя. С этой целью примем веса всех нормативов равными, т.е. M1 = M2 = М3 = M4 = М6 = M7 = M9.1 = М10.1 = М12 =1:
2005
КБанк1 =1 х 0,71 + 1 х 3,64 + 1 х 0,62 + 1 х 0,88 +1 х 1,00 + 1 х 0,69 + 1 х 0,20 +
1 х 0,70 + 1 х 1,00 = 9,44;
2006
КБанк1 =1 х 0,42 + 1 х 3,25 + 1 х 0,35 + 1 х 0,19 + 1 х 0,38 + 1 x 0,79 + 1 x 1,00 + 1 x 0,17 + 1 x 1,00 = 7,55.
2005
КБанк2 =1 х 1,11 + 1 х 1,73 + 1 х 0,15 + 1 х 0,85 + 1 х 1,00 + 1 х 0,59 + 1 х 1,00 +
1 х 0,50 + 1 х 1,00 = 7,93;
2006
КБанк2 =1 х 1,21 + 1 х 0,91 + 1 х 0,02 + 1 х 0,65 + 1 х 0,04 + 1 х 0,63 + 1 х 1,00 + 1 х 0,57 + 1 х 1,00 = 6,03
Итак, полученные результаты свидетельствуют об ухудшении финансового состояния анализируемых банков. Для количественной оценки этого изменения определяется темп прироста величины:
К 2006
Тпр = __________ 100 – 100, %
К 2005
Банк 1 7,55
Тпр =__________ 100 – 100 = - 20,02 %
9,44
Банк 2 6,03
Тпр =__________ 100 – 100 = - 23,96 %
7,93
Определение финансовых весов нормативов необходимо, ибо простая их сумма может давать ошибочную оценку интегрального показателя, так как высокое значение показателя может быть получено за счет больших значений менее важных нормативов, в то время как более важные будут иметь достаточно скромные значения.
Информация о работе Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации