Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 14:29, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Тема данной курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, так как способствует глубокому пониманию происходящих в экономике процессов. В новых условиях, когда в трансформационной экономике складывается институт бюджетного федерализма, роль научного подхода в решении актуальных задач государственного финансового контроля резко возрастает. При этом особенно важное значение приобретает роль финансового контроля, как инструмента социально-экономического развития региона.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ 5
Понятие бюджетного контроля 5
Функции, формы и организация бюджетного контроля 7
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ 12
2.1 Методы проведения бюджетного контроля 12
2.2 Органы бюджетного контроля, их задачи 22
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ 5
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ 12
2.1 Методы проведения бюджетного контроля
2.2 Органы бюджетного контроля, их задачи
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ И
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Тема данной курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, так как способствует глубокому пониманию происходящих в экономике процессов. В новых условиях, когда в трансформационной экономике складывается институт бюджетного федерализма, роль научного подхода в решении актуальных задач государственного финансового контроля резко возрастает. При этом особенно важное значение приобретает роль финансового контроля, как инструмента социально-экономического развития региона.
В данной курсовой работе рассмотрен бюджетный контроль, а также его основные функции, формы и организация. Проанализирована деятельность органов бюджетного контроля, а именно: их задачи и методы проведения бюджетного контроля. Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля содержаться в ст.157 Бюджетного кодекса РФ. Система органов бюджетного контроля предусмотрена положениями ст. 266-270 БК РФ.
Степень разработанности проблемы. Проблемам формирования и развития финансового контроля на современном этапе посвятили свои исследования многие ученые: Нешитая А.С., Ашмарина Е.М., Годин А.В., Максимов Н.С., Подпорина И.В., М.В. Романовский, А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина и другие. Опыт организации государственного финансового контроля в других странах описан в работах Р.Адамса, Э.Аренса, Дж.Лоббека, Ф.Дефлиза, Дж. Робертсона и других зарубежных специалистов.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в обобщении теории и практики совершенствования организации бюджетного контроля, а также перспективы развития системы государственного финансового контроля. Задачи: определить тенденции развития системы финансового контроля, обосновать необходимость дальнейшего совершенствования существующей системы финансового контроля, определить пути совершенствования его организации.
В качестве предмета исследования выступают организационно-экономические методы государственного финансового контроля по эффективному использованию бюджетных ресурсов. Объект исследования - система бюджетного контроля и деятельность контрольных органов.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся теоретическими и практическими аспектами бюджетного контроля.
Эмпирическую базу исследования составили статистические и другие информационные источники, законодательные акты и нормативно-правовые документы органов государственной власти, регулирующие бюджетный контроль.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, изложена на 34 страницы, включая таблицы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ
Бюджетный контроль - вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, который направлен на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса.
Бюджетный контроль – составная часть финансово-экономического контроля, и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. 1
В условиях рыночной экономики, когда происходят усложнения в межбюджетных отношениях, происходит усиление роли налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, также возрастает значимость бюджетного контроля.
Значение бюджетного контроля заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства и обеспечении процесса формирования и эффективного использования денежных средств.
Особенность бюджетного контроля - свой, специфический объект, особое содержание, субъекты, цели и задачи.
По содержанию бюджетный контроль включает контроль над исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных.
Одной из главных целей бюджетного контроля является обеспечение законности бюджетной деятельности, а именно контроль над соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных отношений. Задачи бюджетного контроля представлены в Таблице 1.2
Таблица 1 – Задачи бюджетного контроля
ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ | |
- обеспечить правильность составления бюджета |
- соблюдение налогового и бюджетного законодательства |
- контроль за реализацией |
- контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности |
- проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов |
- улучшить бюджетную и налоговую дисциплину |
-выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней |
- выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней |
- проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях |
- пресечение незаконных по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов |
- контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов |
- проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины |
Объектом бюджетного контроля являются денежные отношения, складывающиеся на всех стадиях бюджетного процесса. Субъекты бюджетного контроля - законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований.
Выделяют контролирующих (кто контролирует) и контролируемых (кого контролируют) субъектов. Так, контролируемыми субъектами выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения, получавшие, перечислявшие или использовавшие бюджетные средства. Контролируемым субъектом финансово-бюджетного контроля является участник бюджетного процесса, осуществляющий деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, и имеющий юридические обязанности подчиняться правомерному властному воздействию контролирующих субъектов.3
Можно сделать вывод о том, что бюджетный контроль - это контроль формирования и использования государственных бюджетных фондов, а также это совокупность действий и операций по проверке деятельности экономических субъектов, связанной с движением бюджетных средств.
Бюджетный контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в финансовом праве и осуществляется на всех стадиях бюджетной деятельности. Основные функции бюджетного контроля представлены в Таблице 2.4
Контроль в бюджетной сфере – это политико-правовая конструкция, призванная обеспечить баланс финансовых интересов федерального центра, субъектов РФ, всех ветвей власти, а также строгое исполнение законодательства, соблюдение правовой дисциплины органами государственной власти, местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Принципы бюджетного контроля: принцип законности, целесообразности и эффективности. Первый принцип – принцип законности, он предполагает соответствие действий или деятельности законодательным и нормативным актам. Второй принцип, который предполагает соответствие определенным целям, разумность, рацио нально сть - это принцип целесо о бразно сти. И третий принцип – это принцип эффективно сти, что о значает о птимально е со о тно шение между затратами и по лезным эффекто м, о тсутствие ненужных затрат, до стижение наилучшего результата с по мо щью стро го о пределенно го о бъема ресурсо в.
Таблица 2 – О сно вные функции бюджетно го ко нтро ля
О СНО ВНЫЕ ФУНКЦИИ БЮДЖЕТНО ГО КО НТРО ЛЯ | |
Функция |
Со держание |
1.О перативная |
Про ведение ко нтро льных меро приятий с целью выявления нарушений бюджетно го зако но дательства |
2.Инфо рмацио нная |
Фо рмиро вание массива инфо рмации о выявленных нарушениях и его систематизация |
3.Регулятивная |
Внесение предло жений, связанных с изменением со держания но рмативных право вых акто в, касающихся бюджетно й сферы |
4.Превентивная |
Предупреждение во змо жных нарушений бюджетно го зако но дательства путем предо ставления разъяснений, касающихся про ведения о пераций с бюджетными средствами, а также про ведения ко нтро льных меро приятий в рамках предварительно го ко нтро ля: -о беспечение сво евременно й и до сто верно й инфо рмации о движении денежных средств; -предупреждение кризисных ситуаций в бюджете; -стимулиро вание деятельно сти субъекто в го сударственных финансо в. |
Фо рмы и виды бюджетно го ко нтро ля. В зависимо сти о т времени про ведения различают три о сно вные фо рмы бюджетно го ко нтро ля:
1.Предварительный ко нтро ль. Данный ко нтро ль о существляют специальные по дразделения о ргано в власти и про исхо дит о н в о сно вно м на стадиях про гно зиро вания и планиро вания денежных по то ко в. Предварительный ко нтро ль про во дят при со ставлении про екто в бюджето в, разрабо тке про грамм, инвестицио нных плано в и. т.д., что по зво ляет заранее предупредить во змо жные нарушения бюджетно й дисциплины, неправильно е и нерацио нально е расхо до вание средств.
2.Текущий (о перативный) ко нтро ль. Цель текущего ко нтро ля со сто ит в предупреждении во змо жных зло упо треблений при по лучении и расхо до вании средств, со блюдении финансо во й дисциплины и сво евременно сти о существления финансо во -денежных расчето в. О н про во дится в про цессе со вершения денежных сдело к, бюджетных о пераций и т.д. Принцип о перативно го ко нтро ля - по ддержание системы о братно й связи.
3.Заключительный (по следующий) ко нтро ль. Это т ко нтро ль про во дится по сле о существления денежных о пераций на о сно ве учетно й и о тчетно й до кументации с целью про верки правильно сти, сво евременно сти и целесо о бразно сти расхо до в, по лно ты и сво евременно сти по лучения до хо до в.
В зависимо сти о т исто чнико в испо льзуемо й инфо рмации ко нтро ль по дразделяется на до кументальный и фактический ко нтро ль. О сно вные приемы до кументально го ко нтро ля представлены в Таблице 35, а фактическо го ко нтро ля в Таблице 4.6
Таблица 3 – О сно вные приемы до кументально го ко нтро ля
О сно вные приемы до кументально го ко нтро ля | |
-фо рмальная и арифметическая про верка до кументо в |
-юридическая, эко но мическая и финансо вая о ценка со вершенных хо зяйственных о пераций |
-встречная про верка до кументо в или записей |
-спло шно е и выбо ро чно е наблюдение |
-приемы эко но мическо го анализа |
-технико -эко но мические расчеты |
До кументальный ко нтро ль про во дится на о сно вании первичных до кументо в, реестро в бухгалтерско го учета, сметы расхо до в бюджетных о рганизаций и расчето в к ним, а также ино й до кументации.
Информация о работе Органы бюджетного контроля, их задачи и функции