Органы бюджетного контроля, их задачи и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Тема данной курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, так как способствует глубокому пониманию происходящих в экономике процессов. В новых условиях, когда в трансформационной экономике складывается институт бюджетного федерализма, роль научного подхода в решении актуальных задач государственного финансового контроля резко возрастает. При этом особенно важное значение приобретает роль финансового контроля, как инструмента социально-экономического развития региона.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ 5
Понятие бюджетного контроля 5
Функции, формы и организация бюджетного контроля 7
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ 12
2.1 Методы проведения бюджетного контроля 12
2.2 Органы бюджетного контроля, их задачи 22
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_GiMF.doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                    3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ               5

    1. Понятие бюджетного контроля                                                                              5
    2. Функции, формы и организация бюджетного контроля                                    7                 

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ              12

2.1 Методы проведения бюджетного контроля                                                        12

2.2 Органы бюджетного контроля, их задачи                                                           22

ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ                                                 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                           32                                                                            

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                           35                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования.  Тема данной курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, так как способствует глубокому пониманию происходящих в экономике процессов. В новых условиях, когда в трансформационной экономике складывается институт бюджетного федерализма, роль научного подхода в решении актуальных задач государственного финансового контроля резко возрастает. При этом особенно важное значение приобретает роль финансового контроля, как инструмента социально-экономического развития региона.

В данной курсовой работе рассмотрен бюджетный контроль, а также его основные функции, формы и организация. Проанализирована деятельность органов бюджетного контроля, а именно: их задачи  и методы проведения бюджетного контроля. Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля содержаться в ст.157 Бюджетного кодекса РФ. Система органов бюджетного контроля предусмотрена положениями ст. 266-270 БК РФ.

Степень разработанности проблемы. Проблемам формирования и развития финансового контроля на современном этапе посвятили свои исследования многие ученые: Нешитая А.С., Ашмарина Е.М., Годин А.В., Максимов Н.С., Подпорина И.В., М.В. Романовский, А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина и другие. Опыт организации государственного финансового контроля в других странах описан в работах Р.Адамса, Э.Аренса, Дж.Лоббека, Ф.Дефлиза, Дж. Робертсона и других зарубежных специалистов.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в обобщении теории и практики совершенствования организации бюджетного контроля, а также перспективы развития системы государственного финансового контроля. Задачи: определить тенденции развития системы финансового контроля, обосновать необходимость дальнейшего совершенствования существующей системы финансового контроля, определить пути совершенствования его организации.

В качестве предмета исследования выступают организационно-экономические методы государственного финансового контроля по эффективному использованию бюджетных ресурсов. Объект исследования - система бюджетного контроля и деятельность контрольных органов.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся теоретическими и практическими аспектами бюджетного контроля.

Эмпирическую базу исследования составили статистические и другие информационные источники, законодательные акты и нормативно-правовые документы органов государственной власти, регулирующие бюджетный контроль.

Структура и объем работы. Курсовая работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, изложена на 34 страницы, включая таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ

    1. Понятие бюджетного контроля

 

Бюджетный контроль - вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, который направлен на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса.

Бюджетный контроль – составная часть финансово-экономического контроля, и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. 1

В условиях рыночной экономики, когда происходят усложнения в межбюджетных отношениях, происходит усиление роли налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, также возрастает значимость бюджетного контроля.

Значение бюджетного контроля заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства и обеспечении процесса формирования и эффективного использования денежных средств.

Особенность бюджетного контроля - свой, специфический объект, особое содержание, субъекты, цели и задачи.

По содержанию бюджетный контроль включает контроль над исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных.

Одной из главных целей бюджетного контроля является обеспечение законности бюджетной деятельности, а именно контроль над соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных отношений. Задачи бюджетного контроля представлены в Таблице 1.2

Таблица 1 – Задачи бюджетного контроля

 

ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ

- обеспечить правильность составления бюджета

- соблюдение налогового и бюджетного законодательства

- контроль за реализацией системы  межбюджетных отношений

- контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности

- проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов

- улучшить бюджетную и налоговую дисциплину

-выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней

- выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней

- проверка обращения средств  бюджета и внебюджетных фондов  в банках и других кредитных  учреждениях

- пресечение незаконных по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов

- контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов

- проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины


 

Объектом бюджетного контроля являются денежные отношения, складывающиеся на всех стадиях бюджетного процесса. Субъекты бюджетного контроля - законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований.

Выделяют контролирующих (кто контролирует) и контролируемых (кого контролируют) субъектов. Так, контролируемыми субъектами выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения, получавшие, перечислявшие или использовавшие бюджетные средства. Контролируемым субъектом финансово-бюджетного контроля является участник бюджетного процесса, осуществляющий деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, и имеющий юридические обязанности подчиняться правомерному властному воздействию контролирующих субъектов.3

Можно сделать вывод о том, что бюджетный контроль - это контроль формирования и использования государственных бюджетных фондов, а также это совокупность действий и операций по проверке деятельности экономических субъектов, связанной с движением бюджетных средств.

 

    1. Функции, формы и организация бюджетного контроля

 

Бюджетный контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в финансовом праве и осуществляется на всех стадиях бюджетной деятельности. Основные функции бюджетного контроля представлены в Таблице 2.4

Контроль  в бюджетной сфере – это политико-правовая конструкция, призванная обеспечить баланс финансовых интересов федерального центра, субъектов РФ, всех ветвей власти, а также строгое исполнение законодательства, соблюдение правовой дисциплины органами государственной власти, местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Принципы бюджетного контроля: принцип законности, целесообразности и эффективности. Первый принцип – принцип законности, он предполагает соответствие действий или деятельности законодательным и нормативным актам. Второй принцип, который предполагает соответствие определенным целям, разумность, рацио нально сть - это  принцип целесо о бразно сти. И третий принцип – это  принцип эффективно сти, что  о значает о птимально е со о тно шение между затратами и по лезным эффекто м, о тсутствие ненужных затрат, до стижение наилучшего  результата с по мо щью стро го  о пределенно го  о бъема ресурсо в.

Таблица 2 – О сно вные функции бюджетно го  ко нтро ля

 

О СНО ВНЫЕ ФУНКЦИИ БЮДЖЕТНО ГО  КО НТРО ЛЯ

Функция

Со держание

1.О перативная

Про ведение ко нтро льных меро приятий с целью выявления нарушений бюджетно го  зако но дательства

2.Инфо рмацио нная

Фо рмиро вание массива инфо рмации о  выявленных нарушениях и его  систематизация

3.Регулятивная

Внесение предло жений, связанных с изменением со держания но рмативных право вых акто в, касающихся бюджетно й сферы

4.Превентивная

Предупреждение во змо жных нарушений бюджетно го  зако но дательства путем предо ставления разъяснений, касающихся про ведения о пераций с бюджетными средствами, а также про ведения ко нтро льных меро приятий в рамках предварительно го  ко нтро ля:

-о беспечение сво евременно й и до сто верно й инфо рмации о  движении денежных средств;

-предупреждение кризисных ситуаций в бюджете;

-стимулиро вание деятельно сти субъекто в го сударственных финансо в.


Фо рмы и виды бюджетно го  ко нтро ля. В зависимо сти о т времени про ведения различают три о сно вные фо рмы бюджетно го  ко нтро ля:

1.Предварительный ко нтро ль. Данный ко нтро ль о существляют специальные по дразделения о ргано в власти и про исхо дит о н в о сно вно м на стадиях про гно зиро вания и планиро вания денежных по то ко в. Предварительный ко нтро ль про во дят при со ставлении про екто в бюджето в, разрабо тке про грамм, инвестицио нных плано в и. т.д., что  по зво ляет заранее предупредить во змо жные нарушения бюджетно й дисциплины, неправильно е и нерацио нально е расхо до вание средств.

2.Текущий (о перативный) ко нтро ль. Цель текущего  ко нтро ля со сто ит в предупреждении во змо жных зло упо треблений при по лучении и расхо до вании средств, со блюдении финансо во й дисциплины и сво евременно сти о существления финансо во -денежных расчето в. О н про во дится в про цессе со вершения денежных сдело к, бюджетных о пераций и т.д. Принцип о перативно го  ко нтро ля - по ддержание системы о братно й связи.

3.Заключительный (по следующий) ко нтро ль. Это т ко нтро ль про во дится по сле о существления денежных о пераций на о сно ве учетно й и о тчетно й до кументации с целью про верки правильно сти, сво евременно сти и целесо о бразно сти расхо до в, по лно ты и сво евременно сти по лучения до хо до в.

В зависимо сти о т исто чнико в испо льзуемо й инфо рмации ко нтро ль по дразделяется на до кументальный и фактический ко нтро ль. О сно вные приемы до кументально го  ко нтро ля представлены в Таблице 35, а фактическо го  ко нтро ля в Таблице 4.6

Таблица 3 – О сно вные приемы до кументально го  ко нтро ля

 

О сно вные приемы до кументально го  ко нтро ля

-фо рмальная и арифметическая про верка до кументо в

-юридическая, эко но мическая и финансо вая  о ценка  со вершенных хо зяйственных о пераций

-встречная про верка до кументо в или записей

-спло шно е и выбо ро чно е наблюдение

-приемы эко но мическо го  анализа

-технико -эко но мические расчеты


 

До кументальный ко нтро ль про во дится на о сно вании первичных до кументо в, реестро в бухгалтерско го  учета, сметы расхо до в бюджетных о рганизаций и расчето в к ним, а также ино й до кументации.

Информация о работе Органы бюджетного контроля, их задачи и функции