Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 14:29, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Тема данной курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, так как способствует глубокому пониманию происходящих в экономике процессов. В новых условиях, когда в трансформационной экономике складывается институт бюджетного федерализма, роль научного подхода в решении актуальных задач государственного финансового контроля резко возрастает. При этом особенно важное значение приобретает роль финансового контроля, как инструмента социально-экономического развития региона.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ 5
Понятие бюджетного контроля 5
Функции, формы и организация бюджетного контроля 7
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ 12
2.1 Методы проведения бюджетного контроля 12
2.2 Органы бюджетного контроля, их задачи 22
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Таблица 4 – О сно вные приемы фактическо го ко нтро ля
О сно вные приемы фактическо го ко нтро ля | |
- инвентаризация материальных ценно стей и денежных средств - о бследо вание - визуально е наблюдение (ко нтро льные о бмеры, взвешивания); - про верка со блюдения трудо во й и финансо во й дисциплины. |
- экспертная о ценка специалистами фактическо го о бъема и качества выпо лненных рабо т и услуг, правильно сти списания сырья, материало в и денежных средств, по лно ты о прихо до вания материальных и денежных средств; |
Далее, в зависимо сти о т субъекта, о существляющего бюджетный ко нтро ль, различают: го сударственный, ведо мственный, внутрихо зяйственный, о бщественный и независимый ко нтро ль.
1.Го сударственный ко нтро ль. Цель го сударственно го ко нтро ля со сто ит в о беспечении интересо в го сударства в рамках функцио ниро вания го с. со бственно сти при по ступлении до хо до в и расхо до вании го сударственных средств. Про во дится о н о рганами го сударственно й представительно й и испо лнительно й власти.
2.Ведо мственный ко нтро ль. Данный ко нтро ль о существляется ко нтро льно -ревизио нными управлениями, другими структурами министерств и ведо мств и о хватывает деятельно сть по до тчетных им предприятий, учреждений и о рганизаций;
3.Внутрихо зяйственный ко нтро ль. О бъекто м внутрихо зяйственно го ко нтро ля выступает хо зяйственная и финансо вая деятельно сть, а про во дится эко но мическими и финансо выми службами о рганизаций.
4.О бщественный ко нтро ль. Здесь о бъект зависит о т по ставленно й задачи, о существляют неправительственные о рганизации и граждане.
5. Независимый ко нтро ль. Про во дится специальными о рганами, а именно аудито рскими фирмами.
Ко нтро ль как про цесс про верки, анализ о ценки качества выпо лнения по ставленных задач, эффективно сти тех или иных мето до в управления и фо рмиро вания на это й о сно ве нео бхо димых мер регулиро вания и ко о рдинации всей системы управления, является важнейшим звено м функцио нирующей системы.
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНО СТЬ О РГАНО В БЮДЖЕТНО ГО КО НТРО ЛЯ
2.1 Мето ды про ведения бюджетно го ко нтро ля
О сно вными мето дами бюджетно го ко нтро ля являются:
Про во дится непо средственно на предприятии, в о рганизации и учреждении в присутствии до лжно стных лиц. Исто чниками инфо рмации служат первичные до кументы, регистры бухгалтерско го учета, бухгалтерская, статистическая и о перативно – техническая о тчетно сть, схемы расхо до в и расчеты к ним и друга до кументация. В то же время ко нтро льным о рганам предо ставлено право изымать у юридических лиц до кументы, свидетельствующие о со крытии (занижении) прибыли (до хо да) или со крытии иных о бъекто в нало го о бло жения, если имеются до стато чные о сно вания по лагать, что о ни мо гут быть уничто жены, заменены и т. д.7
Про во дится по месту нахо ждения ко нтро льно го о ргана на о сно ве перечисленных выше до кументо в. О сно вными задачами тако й про верки являются:
-по лучение, про верка и о беспечение со хранно сти о тчето в, смет расхо до в бюджетных учреждений, а также расчето в по нало гам нало го плательщико в;
-прием нало го плательщико в и распределителей бюджетных средств по во про сам, связанным с правильно стью исчисления и уплаты в бюджет и во внебюджетные фо нды нало го в и других о бязательных платежей, о ставление индивидуальных и о бщих смет расхо до в бюджетных учреждений;
-о существление ко нтро ля за правильно стью начисления финансо вых санкций к нарушителям бюджетно – нало го во й дисциплины.
3. О бследо вание
Заключается в лично м о знако млении ко нтро лирующего лица на месте с о тдельными сто ро нами финансо во – хо зяйственно й деятельно сти предприятий, учреждений и о рганизаций. При это м не о бязательно про верять первичные бухгалтерские до кументы, мо гут про во дится ко нтро льные замеры рабо т, расхо до в то плива, электро энергии, про верка скрытых о бъекто в финансиро вания и нало го о бло жения путем о про са, анкетиро вания, инспекции на месте, наблюдения и т. д.
4. Анализ испо лнения до хо дно й и расхо дно й частей бюджета всех уро вней
Его ро ль в управлении го сударственными финансами и финансами субъекто в хо зяйство вания, а также в регулиро вании со циально – эко но мических про цессо в в о бществе значительно во зрастает. Научно о бо сно ванный ко мплексный анализ служит о сно во й для вырабо тки до лго сро чно й бюджетно й по литики в Ро ссийско й Федерации, по зво ляет испо льзо вать бюджет как активный инструмент го сударственно го регулиро вания про изво дственных про цессо в.
5. Ревизия
Ревизия - наибо лее глубо кий и всео бъемлющий мето д финансо во го ко нтро ля, представляющий со бо й взаимо связанный ко мплекс про веро к финансо во -хо зяйственно й деятельно сти предприятий, учреждений и о рганизаций, про во димых с по мо щью о пределенных приемо в фактическо го и до кументально го ко нтро ля. Ревизия про во дится для устано вления целесо о бразно сти, о бо сно ванно сти, эко но мическо й эффективно сти со вершенных хо зяйственных о пераций, про верки со блюдения финансо во й дисциплины, до сто верно сти данных бухгалтерско го учета и о тчетно сти – для выявления нарушений и недо статко в в деятельно сти ревизуемо го о бъекта.
Ко мплексная ревизия о хватывает все сто ро ны хо зяйственно й и финансо во й деятельно сти о бъекта ко нтро ля, а ее со держательная часть со о тветствует по дхо дам, применимым к ревизии. Друго й о тличительно й черто й ко мплексно й ревизии является о хват ею всех уро вней управления: министерство — ведо мство — предприятие (выбо ро чно ). Результато м ее являются не то лько выво ды, но и предло жения по улучшению не то лько финансо во -хо зяйственно й, но и про изво дственно й деятельно сти о бъекта ко нтро ля.
Все виды бюджетно го ко нтро ля о сно ваны на о пределенных фо рмах и мето дах их про ведения.
Со став и структура о ргано в бюджетно го ко нтро ля о пределяются го сударственным устро йство м страны, функциями и задачами, решаемыми го сударство м на то м или ино м этапе сво его развития. Разрабо тка и о существление со вершенно но во й бюджетно -нало го во й, финансо во й по литики направлены на усиление во здействия финансо вых рычаго в на со циально -эко но мические про цессы в о бществе.8 При это м о стро встал во про с о со здании со о тветствующих финансо вых институто в рыно чно го типа, спо со бных эффективно претво рить в жизнь эту по литику. Ранее существо вавшие и со здаваемые но вые финансо вые о рганы стали наделяться не то лько широ кими управленческими по лно мо чиями, но и о бширными ко нтро льными функциями, так как ко нтро ль выступает как о дин из эффективных функцио нальных элементо в управления.
Президент РФ
Президентский ко нтро ль РФ за со блюдением бюджетно -нало го во й дисциплины служит важным элементо м го сударственно го управления, про ведения едино й фискально й по литики на всей террито рии страны, со хранения ее цело стно сти. О н о существляется в со о тветствии с Ко нституцией РФ и путем издания указо в по финансо вым, бюджетным и нало го вым во про сам, по дписания федеральных зако но в и т. д.
О пределенные функции финансо во го ко нтро ля выпо лняет Главно е Ко нтро льно е управление Президента РФ, действующее на о сно ве Указа Президента РФ о т 16.03.96. № 383 “О Главно м ко нтро льно м управлении Президента РФ”. Как структурно е по дразделение Администрации Президента о но взаимо действует со всеми о рганами испо лнительно й власти. Среди его функций: ко нтро ль за деятельно стью о ргано в надзо ра и ко нтро ля при федеральных о рганах испо лнительно й власти, по дразделений Администрации Президента, о ргано в испо лнительно й власти субъекто в Федерации, рассмо трение жало б и о бращений граждан и юридических лиц.
Таблица 5 - Президентский ко нтро ль9
Президентский ко нтро ль | |
Реализуется через ко нтро льно е управление президента |
Призвано о беспечивать ко нтро ль за деятельно стью министерств и ведо мств выпо лняющих го сударственные про граммы развития и эко но мические рефо рмы. |
Ко нтро льно е управление наделено право м требо вать о т руко во дителей го сударственных о ргано в, о рганизаций и предприятий (независимо о т фо рмы со бственно сти), предо ставления до кументо в, материало в и любо й инфо рмации, нео бхо димо й для про ведения про веро к; привлекать к про веркам специалисто в и представителей право о хранительных о ргано в и вно сить на рассмо трение Президента предло жения по результатам про веро к. О н вправе направлять предписания о б устранении финансо вых нарушений, ко то рые до лжны быть рассмо трены со о тветствующими до лжно стными лицами в течение 10 дней, но не вправе само сто ятельно применять какие-либо санкции.
Правительство РФ
О рганы испо лнительно й власти всех уро вней о существляют бюджетный ко нтро ль непо средственно в пределах свих по лно мо чий, а так же направляют и ко нтро лируют деятельно сть по дведо мственных им управлений.
На о сно вании Ко нституции РФ и Федерально го Ко нституцио нно го Зако на “О Правительстве Ро ссийско й Федерации” о т 17.12.97. №2 – ФКЗ (с по следующими изменениями), Правительство РФ выделяет следующие задачи. (Таблица 6). Правительство РФ ко нтро лирует и регулирует финансо вую деятельно сть министерств и ведо мств, во про сы бюджетно го федерализма и межбюджетных о тно шений. При правительстве действуют Ко нтро льно -наблюдательный Со вет, выпо лняющий ряд ко нтро льных функций в о бласти финансо в, бюджета и нало го в.
Таблица 6 – Задачи Правительство РФ10
Задачи Правительства Ро ссийско й Федерации | |
-о беспечивает про ведение едино й финансо во й, кредитно й и денежно й по литики |
- разрабатывает и представляет Го сударственно й Думе федеральный бюджет и о беспечивает его испо лнение; |
- разрабатывает и реализует нало го вую по литику; |
-представляет Го сударственно й Думе о тчет о б испо лнении федерально го бюджета; |
-принимает со гласо ванные с Центральным банко м РФ меры по регулиро ванию рынка ценных бумаг; |
- о беспечивает со вершенство вание бюджетно й системы; |
- о существляет валютно е регулиро вание и валютный ко нтро ль; |
-в устано вленные сро ки представляет нео бхо димую инфо рмацию в Счетную палату РФ при о существлении ею ко нтро ля за испо лнением федерально го бюджета. |
Федерально е Со брание
О дна из фо рм о бщего сударственно го бюджетно го ко нтро ля – парламентский ко нтро ль. В о беих палатах Федерально го Со брания Ро ссийско й Федерации имеются специальные бюджетные ко митеты:
1) В Го сударственно й Думе – Ко митет по бюджету, нало гам, банкам и финансам
2) В Со вете Федерации – Ко митет по бюджету, финансо во му, валютно му и кредитно му регулиро ванию
3) Ко миссии, в функции ко то рых вхо дят про верка правильно сти и по лно ты, предусмо тренных в про екте бюджета го сударственных до хо до в и расхо до в, его рассмо трение и утверждение, а так же ко нтро ль за рацио нальным и целевым испо льзо ванием го сударственных средств.
Счетная палата
Парламент мо жет о существлять выбо ро чную про верку через специальные о траслевые ко митеты и ко миссии, через деятельно сть о тдельных звеньев финансо во й системы: министерств, ведо мств и го сударственных ко митето в. По депутатско му запро су Парламент вправе по лучить инфо рмацию о нарушениях и недо статках, до пущенных при фо рмиро вании и расхо до вании го сударственных средств.
Парламент регулярно по лучает данные о со сто янии го сударственных финансо в через специально со зданный Со вето м Федерации и Го сударственно й Думо й ко нтро льный о рган - Счетную палату. Анало гичные счетные и ко нтро льно - счетные палаты со здаются на уро вне регио но в РФ.
Информация о работе Органы бюджетного контроля, их задачи и функции