Государственный
кредит выражает кредитные отношения
между государством, в лице его руководящих
органов, с одной стороны, и юридическими
и физическими лицами с другой, в которых
государство выступает в качестве кредитора,
заёмщика, а также гаранта
Запасные финансовые ресурсы
государство привлекает путем продажи
на финансовом рынке казначейских обязательств,
облигаций и других видов государственных
ценных бумаг. Государственный кредит
также используется в целях регулирования
денежного обращения в стране.
Государственный кредит функционирует
в следующих формах: гарантированные займы,
государственные займы. В форме условного
государственного долга выступают гарантированные
обязательства федерального правительства
под кредиты, которые получают органы
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации либо хозяйствующие субъекты. Государственные
займы осуществляются путем выпуска
и размещения ценных бумаг, а также получения
иностранного кредита.
В соответствии с уровнем государственного
управления финансовые
отношения внутри звеньев
разделяются на подзвенья:
· федеральные
финансы
· финансы
субъектов РФ
· местные
финансы
Финансы предприятий разнообразных
форм собственности, являясь основой общей
финансовой системы страны, обслуживают
процесс образования и распределения
национального дохода и общественного
продукта.
Финансы предприятий представляют
собой денежные отношения, которые связанны
с образованием и распределением денежных
доходов и сбережений и их расходование
для выполнения обязательств перед финансово-кредитной
системой и финансирование расходов по
расширенному воспроизводству, социальному
обслуживанию и материального стимула
сотрудников.
Финансы хозяйствующих субъектов
можно разделить на подзвенья:
· финансы
коммерческих организаций и предприятий
· финансы
некоммерческих организаций
Финансовые отношения между
двумя группами хозяйствующих субъектов
имеют свою специфику, которая связана
с формой организации предпринимательской
деятельности, формированием расходов
и доходов, собственности имущества, осуществлением
обязательств, налогообложением.
Финансовые ресурсы предприятий
представляют собой денежные доходы и
накопления (собственные средства),
а также денежные поступления извне
(привлеченные и заемные
средства), которые используются ими для
производства и продажи товаров и услуг,
воспроизводства рабочей силы и капитала.
Финансовые отношения предприятий
состоят из четырех групп:
- отношения
с другими предприятиями и
организациями;
- внутри
предприятия;
- внутри
объединений, предприятий, которые
включают отношения с
вышестоящей организацией;
внутри финансово-промышленных групп,
а также холдинга;
- с
финансово-кредитной системой –
бюджетами и внебюджетными фондами,
банками, страхованием, биржами, различными
фондами.
Обеспеченность централизованных
денежных фондов финансовыми ресурсами
зависит от состояния финансов предприятий.
В этом случае активное использование
финансов предприятий в сфере производства
и продажи продукции не исключает участия
в этом процессе бюджета, банковского
кредита и страхования.
Страхование представляет
собой экономические отношения по защите
имущественных интересов физических и
юридических лиц, путём формирования целевых
фондов денежных средств и их использование
на возмещение ущерба при возникновении
экстренных неблагоприятных явлений различного
типа
В отношениях страхования страховщик
берёт на себя ответственность за возмещение
убытков связанных с повреждением имущества
или выплату денежной суммы в соответствии
с определёнными неблагоприятными событиями
происходящих в жизни человека.
Финансы страхования связаны
с перераспределением денежных средств,
полученные от физических и
юридических лиц. Ущерб по страховым случаям
раскладывается между участниками страхования.
Страхование может проходить
в двух формах: добровольной и обязательной.
Обязательное страхование осуществляется
в силу закона, при котором на определённый
круг лиц возложена обязанность застраховать
жизнь, здоровье или же имущество, а также
риски связанные с гражданской ответственностью.
В Российской Федерации в обязательном
порядке осуществляется страхование
пассажиров воздушного, железнодорожного
и водного транспорта, страхование военнослужащих
и военнообязанных и т.д., а также существует
система обязательного социального страхования,
при котором страхование осуществляется
посредством целевых внебюджетных и общественных
фондов.
Добровольное страхование подразумевает
наличие у страхователя возможностей
беспрепятственного выбора страховщика
и условий страхования.
Страховые отношения можно
разделить на пять групп:
· личное;
· социальное;
· страхование
ответственности;
· имущественное;
· страхование
предпринимательских рисков.
Личное страхование - это страхование жизни и здоровья.
Основой этой отрасли служит добровольное
страхование жизни, виды которого предполагают
выплату страховой суммы страхователям
или другим лицам в следующих положениях:
- С достижением до определённого срока или же события, либо до пенсионного возраста с дальнейшей пожизненной выплатой ежемесячной пенсией.
- С наступлением смерти застрахованного
лица.
- С разнообразными травмами в результате несчастного случая, произошедшего в период страхования.
Социальное страхование – это один из видов государственного
материального обеспечения населения,
при наступлении нетрудоспособности по
болезни, а также в других предусмотренных
законом происшествиях.
В социальном страховании
объектом является уровень дохода граждан, который
включает в себя страховые выплаты, пенсии,
пособия и льготы.
Страхование ответственности - это вид страхования, объектом
которого выступает ответственность перед
третьими лицами, который может понести
убытки вследствие какого-нибудь действия
или бездействия страхователя.
Во многих странах производится
страхование гражданской ответственности
на случай причинения убытка другим лицам
в процессе хозяйственной и профессиональной
деятельности.
Имущественное страхование - это страхование разного рода
материальных ценностей. Основой имущественного
страхования выступает определение стоимости
застрахованного имущества, определение
факта и причин гибели или повреждения
имущества, так как имущество может быть
застраховано на случай полной гибели
или же частичного повреждения. Страховым
случаем при имущественном страховании
можно считать пожар, наводнение, землетрясение
и иные обстоятельства приводящие
к повреждению застрахованного имущества.
Страхование предпринимательских
рисков – это страхование объектом, которого
является риск допустимой потери прибыли
или дохода, сокращение уровня эффективности
или формирования убытков.
Ответственность страховой
организации по этому виду страхования
состоит в возмещении страхователю затрат
и убытков, понесённых в процессе его предпринимательской
деятельности.
Убытки могут складываться
независимо от того ведёт человек предпринимательскую
деятельность или нет.
Убытки состоят из трёх компонентов:
- Утрата и повреждение имущества,
то есть реальный ущерб.
- Неожиданные расходы, которые должны возникать из-за событий, влекущих убытки.
- Неполученные доходы или упущенная
выгода.
Убытки могут быть вызваны нарушением
обязательств со стороны партнёров, а
так же другими незаконными действиями.
При страховании предпринимательских
рисков важным является то, что потери,
расходы и упущенная выгода, которые возникают
в результате собственных действий убытками
не являются.
Влияние субъекта управления
на его микроуровне и макроуровне осуществляется
с помощью таких организационно–финансовых
категорий управления, как финансовое
право, финансовый механизм и финансовая
политика.
Финансовое право подразумевает
юридическое законодательство и нормативно-правовое
обеспечение функционирования финансов
и субъектов управления ими, финансовой
политики и финансового механизма. Нормы
финансового права закрепляют их легитимность
и юридически оформляют систему финансов
и её звенья.
Управление финансами в рамках
разработанной финансовой политики непосредственно
осуществляется через финансовый механизм.
Он представляет собой систему установленных
государством форм, видов и методов организации
финансовых отношений.
Финансовая политика – это совокупность
государственных мер и действий по использованию
финансовых отношений использующих государством
для выполнения своих функций.
Финансовая политика должна быть основана
на научно обоснованной концепции, которая
включает в себя стратегические и тактические
финансовые цели и задачи, которые устанавливаются
и разрабатываются надлежащими органами
стратегического управления.
1.3 Основные
методы и формы управления финансами.
Методами управления финансов
являются:
- финансовое планирование;
- финансовое программирование;
- финансовое прогнозирование;
- финансовый контроль;
- финансовое регулирование;
Планирование представляет
собой деятельность по принятию решений,
ориентированных на будущее.
Финансовое планирование является
важным методом в системе управления финансами.
Финансовое планирование заключается
в оптимальном соотношении между финансовыми
ресурсами, находящих в распоряжении государства
и доходами, остающимися в руках хозяйствующих
субъектов.
Финансовое планирование проводится
органами управления всех частей финансовой
системы.
Основным объектом финансового
планирования служат финансовые отношения,
которые связаны с формированием и распределением
доходов и сбережений, а также использованием
различных фондов денежных средств.
Целью финансового планирования
является стабильное и бесперебойное
финансовое обеспечение воспроизводственного
процесса на макро- и микроуровнях
по намеченным параметрам расходов, предвиденных
в проектах, прогнозах, программах и планах
развития.
Финансовое планирование выполняет
основные задачи, которые заключаются
в:
- установление объёмов финансовых ресурсов для каждого источника поступлений и единого объёма финансовых ресурсов органов публичной власти и хозяйствующих субъектов
- обозначение объёма и направлений использования финансовых ресурсов, а также приоритетов в расходовании средств
- обеспечение сбалансированности
материальных и финансовых ресурсов, экономного, рационального и результативного использования финансовых ресурсов
- образование условий для роста устойчивости бюджетов всех уровней публичной власти и государственных внебюджетных фондов, а также для обеспечения финансовой устойчивости организаций и индивидуальных предпринимателей
- обозначение экономически обоснованного размера финансовых резервов для того, чтобы не допустить диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов к планам, а также для предостережения и сокращения финансовых рисков.
Важное место в системе финансовых
планов занимает бюджетный план, отражающий
движение бюджетного фонда, формы и методы
его создания, структура доходов и расходов.
Центральное значение в системе
финансового планирования принадлежит
сводному финансовому балансу. В нем отражается
создание и применение ресурсов, планируемых
в составе бюджетного фонда, внебюджетных
фондов, денежных фондов организаций и
предприятий, а также денежных средств
граждан.
Непосредственно взаимосвязанным
со сводным финансовым балансом является
баланс денежных доходов и расходов населения,
в котором отражается движение денежных
ресурсов населения в наличной и безналичной
формах (заработная плата, пенсии, пособия,
налоги и т.д.)
Финансовое
программирование – это метод финансового
планирования, который использует программно-целевой
подход, основой которого служат четко
определённые цели и средства их достижения.
Он предполагает:
- назначение приоритетов государственных расходов по направлениям;
- увеличение эффективности расходования государственных средств;
- завершение финансирования в соответствии с выбором альтернативы.
Выбор
варианта программы зависит, в первую
очередь, от экономических факторов (ресурсных).
В этом случае учитываются не только масштабы,
значение и сложность достижения цели,
но и размеры имеющихся заделов, желанный
суммарный эффект, возможные потери от
не достижения цели. Как важный метод согласования
краткосрочных и долгосрочных целей и
мер в области финансовой политики, программирование,
должно активно применяться в современной
практике финансового планирования.
Финансовое
программирование используется в развитых
странах с 1960-х годов. Суть его заключается
в подготовке 5-летних «скользящих» планов
расходов. Каждый год план корректируется
на основе ожидаемого исполнения показателей
плана текущего года. Показатели при этом
передвигаются (скользят) по 5-летней шкале
на год (следующий за отчётным) вперед.
Плановые показатели 1-го предстоящего
года являются директивными (обязательными),
а последующих 4-х лет - ориентировочными.
В
нынешнее время в Российской Федерации
применяют целевые комплексные программы,
которые представляют систему научно-исследовательских,
организационно-хозяйственных и других
мероприятий, направленных на достижение
производственных целей, сбалансированности
по ресурсам и исполнителям.
Финансовое
прогнозирование представляет собой предвидение
возможного финансового положения государства. Прогнозы
могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосрочными
(более 10 лет). Финансовое прогнозирование
предшествует стадии создания финансовых
планов, подготовляет концепцию финансовой
политики на определенный период развития
общества. Определение реально возможного
объема финансовых ресурсов, источников
формирования и их использования в прогнозируемом
периоде является целью финансового прогнозирования.
Прогнозы позволяют органам финансовой
системы наметить разные варианты развития
и совершенствования системы финансов,
формы и методы реализации финансовой
политики.