Финансовое
прогнозирование предполагает использование
разнообразных методов:
- создание эконометрических моделей, изображающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих экономические процессы;
- метод непосредственной экспертной оценки;
- корреляционно-регрессионный анализ.
Финансовый
контроль представляет собой деятельность
общих и специализированных органов публичной
власти и управления и органов управления
организаций, которая направлена на определение
отклонений от принятых норм законодательных
и подзаконных актов, от запланированных
параметров финансовых планов в процессе
формирования и использования публично-правовых
и частноправовых финансовых ресурсов,
а также на принятие мер по ликвидации
обнаруженных нарушений и отклонений.
Финансовый контроль делится на корпоративный
и государственный. Государственный финансовый
контроль может осуществляется не только
с помощью общих органов государственной
власти, но и специализированными контролирующими
органами. Контроль проводится в виде
финансовых ревизий, проверок, мониторинга
и т. д. в соответствии с его итогами
в случае необходимости на нарушителей
налагаются финансовые санкции. Корпоративный
финансовый контроль включает в себя деятельность
органов управления организаций по самоконтролю
за движением финансовых потоков компаний,
их мониторингу и принятию своевременных
мер по устранению выявленных нарушений,
а также деятельность независимых аудиторских
организаций по проверке финансовой отчетности
аудируемого предприятия. Применяемые
здесь финансовые формы, методы и санкции
к виновным лицам законодательно не регламентированы.
В силу этого на практике бывает иногда
трудно провести четкие границы между
корпоративным финансовым надзором и
регулированием.
Существует
несколько типов финансового контроля:
государственный, внутрифирменный и независимый.
Государственный
финансовый контроль включает общегосударственный
контроль, который осуществляется соответствующими
органами государственной и исполнительной
власти в любой отрасли экономики и управления,
а также ведомственный контроль, который
проводится министерствами в отношении
подведомственных предприятий.
Внутрифирменный
финансовый контроль проводится финансовой
службой предприятия, а в акционерном
обществе, кооперативной и общественной
организации - ревизионной комиссией.
Независимый
финансовый контроль (аудит) осуществляют
аудиторские фирмы в соответствии с заключаемым
договором и за определенную плату. Аудиторская
фирма рассматривает финансовую отчетность
и подтверждает достоверность информации.
Заключение по проверке публикуется в
открытой печати.
Финансовый контроль включает
в себя:
- контроль
за соблюдением экономических законов
(оптимальности
распределения
и перераспределения национального
дохода);
- подготовка
и выполнение бюджетного плана (бюджетный
контроль);
- эффективность
использования трудовых, материальных
и финансовых ресурсов предприятий
и организаций, бюджетных учреждений;
- налоговый
контроль.
Финансовый
контроль преследует следующие
задачи:
- создание
сбалансированности между необходимостью
в финансовых ресурсах и размерами
денежных фондов;
- обеспечение
своевременности и полноты
реализации финансовых
обязательств
перед государственным бюджетом;
- выявление
внутрипроизводственных резервов
увеличения финансовых ресурсов.
Финансовое регулирование представляет
собой целенаправленное воздействие органов
публичной власти и управления на процесс
общественного воспроизводства или их
вмешательство в экономику для изменение
«ошибок» рынка и возникающих диспропорций,
а также целенаправленную деятельность
органов управления организаций по саморегулированию
микроэкономических процессов, частнохозяйственных
доходов и финансовых ресурсов, для чего
используется комплекс специальных финансовых
методов и инструментов.
Государственное финансовое
регулирование может выступать в форме
развития отдельных отраслей, финансового
стимулирования или сдерживания инвестиций
и т.д. Оно предполагает использование
такого макроэкономического инструментария,
как денежная масса в обращении, сбережения,
бюджет, налоги и элементы налогообложения,
государственные расходы и заказы и т.п.
Корпоративное финансовое регулирование
предполагает деятельность менеджеров
организации по саморегулированию её
финансовых потоков в рамках реализации
корпоративной финансовой политики.
В этом случае используется различный
финансовый инструментарий: цены и методы
ценообразования, методы финансирования
и кредитования, ценные бумаги и другие
производные от них финансовые инструменты,
способы амортизации и оплаты труда, налоговые
льготы и методы оптимизации налогов,
дивидендная политика и т.д.
Финансовыми регуляторами рыночного
хозяйства являются:
- налоги и неналоговые платежи
в бюджет;
- финансовые льготы и санкции;
- общие и целевые субсидии;
- доходы и расходы внебюджетных
фондов;
- доходы и расходы государственных
предприятий и организаций.
2.Система государственных
органов управления финансами
2.1 Органы управления
финансами
В Российской Федерации главными
властными структурами по управлению
финансами являются Федеральное Собрание,
Президент и Правительство. Собственно
эти органы и принимают окончательные
решения при утверждении федерального
бюджета и отчета о его исполнении.
Аппарат управления финансовой
системы на национальном уровне включает
следующие органы: профильные комитеты
по бюджету, налогам, банкам и финансам
Государственной Думы и Совета Федерации;
Счетная Палата Российской Федерации
; Министерство Финансов Российской Федерации
и его органы на местах; Центральный банк
Российской Федерации; Федеральная служба
налоговой полиции Российской Федерации;
Государственный Таможенный Комитет Российской
Федерации; Федеральная Комиссия по рынку
ценных бумаг; Министерство государственного
имущества; исполнительные дирекции внебюджетных
фондов социального назначения.
2.2. Высшие органы
государственной власти управления финансами в Российской Федерации .
Президент Российской Федерации в своем
ежегодном послании Федеральному собранию
о положении в стране и о направлении внутренней
и внешней политики государства формулирует,
в том числе основные принципы финансовой
политики государства на данный период.
Это во многом определяет финансовую деятельность
Правительства Российской Федерации на
соответствующий период.
Кроме того, Президент осуществляет
некоторые кадровые назначения. Так с
согласия Государственной Думы он назначает
Председателя Правительства Российской
Федерации, а по его предложению заместителей
Премьер-министра, федеральных министров,
в том числе министра финансов и министра
по налогам и сборам. Президент представляет
Государственной Думе кандидатуру председателя
Центрального банка Российской Федерации.
Президент Российской Федерации
подписывает и обнародует федеральные
законы, законопроекты, вносимые в Государственную
Думу. Он издает указы и распоряжения,
которые являются обязательными для исполнения
на всей территории Российской Федерации
, являющиеся неотъемлемой частью управления
государственными финансами.
Государственная
дума Российской Федерации, в соответствии
с Конституцией Российской Федерации,
принимает федеральные законы, в том числе
федеральные законы по вопросам Федерального
бюджета, федеральных налогов и сборов,
финансового, валютного, кредитного, таможенного
регулирования, которые подлежат обязательному
рассмотрению Советом федерации.
Однако только по согласованию с Правительством
Российской Федерации могут быть внесены
законопроекты о введении или отмене налогов,
о выпуске государственных займов, об
изменении финансовых обязательств государства
и другие законопроекты, предусматривающие
расходы, покрываемые за счет федерального
бюджета.
Совет федерации и Государственная
Дума контролируют осуществление федерального
бюджета. Для этого они образовали Счетную
палату. При этом председателя Счетной
палаты и половину состава его аудиторов
назначает и освобождает от должности
Государственная Дума, а заместителя председателя
и другую половину состава ее аудиторов
назначает Совет федерации.
Правительство Российской Федерации разрабатывает
и представляет Государственной Думе
федеральный бюджет и обеспечивает его
исполнение, а также представляет Государственной
Думе отчет об исполнении бюджета.
Правительство Российской Федерации
обеспечивает осуществление в Российской
Федерации единой финансовой и денежно-кредитной
политики.
Правительство Российской Федерации
является наиболее важным элементом стратегического
управления финансами государства. И в
то же время осуществляет функцию главного
организатора, регулятора и координатора
деятельности по оперативному государственному
управлению финансами и кредитом посредством
Министерства финансов и других соответствующих
федеральных ведомств.
2.3. Министерство
финансов Российской Федерации. Казначейство
Российской Федерации.
Основные положения и сущность
функций и задач МФ РФ, а также МНС РФ и
ФСНП были изложены выше. А теперь попробуем
объяснить механизм осуществления этих
функций и задач. Он выполняет следующие
задачи:
- разработка и внедрение
единой государственной финансовой политики;
- подготовка проекта и исполнение
государственного бюджета;
- проведение финансового контроля
за рациональным и целевым расходованием
бюджетных средств и средств федерального
бюджета;
- обеспечение устойчивости
государственных финансовых мер по усовершенствованию
рынка.
Положением "О Министерстве
финансов" утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации
определяется и регулируется деятельность
Министерства финансов Российской Федерации
.
Согласно этому положению МФ
РФ в пределах своей компетенции на основе
законодательства Российской Федерации
издает приказы, инструкции и другие нормативные
правовые акты.
Министерство финансов проводит
в своей компетенции комплексные проверки
и тематические проверки поступлений
и расходования средств федерального
бюджета; проверяет в установленном порядке
рациональное и целевое использование
средств государственных внебюджетных
фондов и других федеральных средств.
Также органы министерства проводят документальные
проверки финансово-хозяйственной деятельности
организаций по заданиям правоохранительных
органов, организует контроль и финансовые
проверки в организациях по обращениям
органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
Министерство финансов имеет
право:
- ограничить, приостановить, а при нужных случаях и прервать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при обнаружении доказательств использования ими средств федерального бюджета в ненужных целях;
- в установленном порядке взыскивать с организации средства
федерального бюджета, израсходованные ими не по целевой направленности, с наложением штрафа;
- за счет средств федерального
бюджета предоставлять кредиты;
- давать отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет;
- осуществлять лицензионную
деятельность.
Для осуществления своих полномочий
в соответствии с положением Министерство
финансов может создавать в установленном
порядке свои территориальные органы.
Центральный аппарат Министерства
финансов включает в себя следующие подразделения:
- Департамент бюджетной политики,
который составляет проект бюджета и организует его выполнение.
- Департамент отраслевого финансирования, определяющий направление финансирования отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, выделение инвестиций, финансирование транспорта
и связи.
- Департамент межбюджетных отношений
- регулирует отношения с бюджетами субъектов
федерации.
- Департамент управления государственным внутренним долгом занимающийся эмиссией внутренних государственных займов, выплатой процентов и их погашением.
- Департамент управления государственным внешним долгом производящий выпуск внешних займов и их погашение.
- Департамент аудита – обеспечивает регулирование и лицензирование аудиторской деятельности, аттестацию аудиторов, а также выполняет функции упраздненного Контрольно-ревизионного управления.
- Департамент бухгалтерского учета и отчетности разрабатывающий принципы, методы и формы бухгалтерского
учета и отчетности, а также нормативные
документы по формам учета и отчетности
(План счетов, формы бухгалтерского
баланса и отчет о прибылях и убытках и
др.) и другие департаменты.
В рамках Министерства финансов
на основании Указа президента Российской
Федерации "О Федеральном казначействе",
Постановления Правительства Российской
Федерации "О Федеральном казначействе
Российской Федерации", утвердившим
Положение о нем действует Федеральное
казначейство Российской Федерации,
которое представляет собой единую централизованную
систему.