Основа кредита, его рольи функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение теории кредита, исследование кредитного механизма, взаимодействия с экономическими процессами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………... …. …с 3-5
Глава 1. Теоретическая основа кредита, его роль, функции и формы
в развитии рыночных отношений современной России.
1.1. Сущность, роль кредита…………………………………………….. .с 6-10
1.2. Формы и виды кредита………………………………………… …....с10-20
1.3. Государственный кредит ……………………………………….........с 20-24
Глава 2. Исследования кредита в развитие экономики России.
2.1. Финансовая деятельность Сбербанка России по итогам 2010 года………………………………………………………………………… с 25-30
2.2 . Денежно-кредитная политика Банка России в 2010 году………....с 30-34
Заключение…………………………………………………………………с 35-39
Список литературы……………………………………………………… ..с 40-40
Приложение………………………………………………………………...с 42-46

Файлы: 1 файл

Курсовая работа кредит.docx

— 1.69 Мб (Скачать файл)

6. Ипотечный кредит.

Слово «ипотека» имеет  греческое происхождение. Впервые  оно было употреблено в законодательстве Солона (VII века до нашей эры), согласно которому в землю должника врывался столб для того, чтобы каждый знал, что эта земля служит обеспечением прав кредитора. По историческим свидетельствам отдача земель в залог и продажа земельных наделов начали широко практиковаться еще в Египте в период первого тысячелетия до нашей эры. 3

Существуют два понятия  ипотеки. В узком смысле слова  «ипотека» - это залог недвижимого  имущества, а в широком - это одна из форм имущественного обеспечения  обязательства должника, при которой  недвижимое имущество остается в  собственности последнего, а кредитор в случае невыполнения должником  своего обязательства приобретает  право на получение удовлетворения за счет реализации данного имущества. Ипотечный кредит - это кредит, обеспеченный залогом недвижимого имущества.

Специфика ипотечных операций, в частности их обязательное нотариальное оформление и последующая регистрация, выдвигает определенные требования к механизму ипотечного кредитования, что служит основанием для выделения его в качестве самостоятельной формы кредита и позволяет говорить об особом сегменте финансового рынка - рынке ипотечного капитала.

Рынок ипотечного капитала - это часть финансового рынка, на котором перераспределяется заемный капитал, обеспеченный залогом недвижимости. Участниками процесса ипотечного кредитования являются ипотечный кредитор, заемщик (собственник недвижимости), инвестор, специализированные посредники, правительство. Инвесторами могут быть различные кредитные и финансовые организации, страховые компании, пенсионные фонды, а также население. Основными индикаторами, характеризующими конъюнктуру на ипотечном рынке, являются ставки процента по ипотечным облигациям, ставки по ипотечным кредитам.

Система ипотечного кредитования представляет собой совокупность взаимозависимых  элементов, основные из которых представлены на рисунке № 1.

 

              

Рис. 1 Схема ипотечного кредитования граждан на покупку жилья.

 

Для успешного становления  и развития системы ипотечного кредитования важное значение имеет создание институтов, обслуживающих ипотечный рынок (его  инфраструктура).

6.Международный кредит.

Международный кредит в настоящее  время трактуется как широкое  понятие, объединяющее разнообразные  по формам и субъектам кредитные  отношения, обслуживающие движение ссудного капитала между странами. Международный кредит - это кредит, предоставляемый государствами, банками, юридическими и физическими лицами одних стран государствам, банкам и иным юридическим и физическим лицам других стран на условиях срочности, возвратности и уплаты процентов. Движение ссудного капитала между странами может осуществляться как при помощи посредников, так и без их участия. В качестве посредника могут выступать крупные национальные и транснациональные банки, международные и региональные валютно - кредитные и финансовые организации.

1.3 Государственный кредит.

  Государственный кредит представляет собой совокупность финансовых отношений между физическими и юридическими лицами с одной стороны и государством в лице его органов власти – с другой, при которых последние выступают в качестве заемщика, кредитора и гаранта. В количественном отношении в современных российских условиях преобладает деятельность государства как заемщика денежных средств. Объемы финансовых операций в качестве кредитора, когда государство предоставляет кредиты юридическим  и физическим лицам, в настоящее время невелики. В тех случаях, когда государственные органы власти берут на себя ответственность за выполнение финансовых  обязательств, взятых на себя юридическими и физическими лицами, они выступают в качестве гаранта.

Государство в качестве одного из звеньев финансовой системы, осуществляет также функции кредитора. Как экономическая категория государственный кредит выполняет функции, которые присуще финансам: распределение, регулирование, контроль.

Посредством распределительной  функции  государственного кредита  происходит формирование централизованных фондов денежных средств государства  и их использование на условиях срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство  обеспечивает поступление дополнительных денежных средств для финансирования своих расходов. В экономически развитых странах государственные займы  являются основным способом для финансирования бюджетного дефицита.

Регулирующая функция  государственного кредита заключается  в том, что, вступая в кредитные  отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения  в стране, уровень процентных  ставок  на рынке денег и ссудных  капиталов. Сознательно используя  государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономического развития, государство может осуществлять ту или иную финансовую политику.

Участие государства на финансовом рынке в качестве заемщика вызывает увеличение спроса на заемные денежные  средства и тем самым способствует  росту ссудного процента (цены кредита). Чем выше спрос государства на заемные денежные средства, тем выше при прочих других условиях уровень  ссудного процента и тем более  дорогим  становится кредит. Высокая  стоимость заемных денежных средств  вынуждает предпринимателей сокращать  свои инвестиции в сфере производства, в то же время она стимулирует  рост накоплений в виде приобретения государственных ценных бумаг.

Контрольная функция государственного кредита имеет свои специфические  особенности: они тесно связаны  с деятельностью государства  и состоянием централизованного  фонда денежных средств (государственного бюджета); охватывают движение стоимости в обе стороны, так как предполагают возвратность и платность получения денежных средств; осуществляются не только финансовыми структурами, но и кредитными организациями.

Высшим органом управления государственным кредитом Российской Федерации является   Федеральное  собрание РФ, которое устанавливает  максимальные размеры как привлеченных денежных средств для финансирования бюджетного дефицита, так и  кредитования различных заемщиков за счет средств  федерального бюджета.

Для оптимизации  структуры  внутренними и внешними заимствованиями  Бюджетный кодекс РФ предусматривает  разработку Правительством РФ двух программ:  программы государственных внешних  заимствований и программы государственных  внутренних заимствований (соответственно статья 108 и 110).

Данные программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год  с указанием  целей, источников и сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию РФ одновременно с проектом государственного бюджета на очередной  финансовый год и подлежат утверждению.

Оперативное управление государственным  кредитом осуществляют федеральные  органы управления, финансовые и кредитные  организации. Оперативное управление государственным кредитом  под  руководством Правительства РФ обычно осуществляют Минфин России и или  Казначейство России совместно с  Банком России.

В Качестве заемщиков средств  федерального бюджета согласно статье   76, 77, 118, 137 Бюджетного кодекса РФ могут  выступать следующие организации:

  • Бюджетные учреждения;
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия (статья 77 Бюджетного кодекса РФ);
  • Юридические лица, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями (статья 76 Бюджетного кодекса РФ);
  • Органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов (статья 137 Бюджетного кодекса РФ).

Способами обеспечения по возврату бюджетного кредита (статья 76 Бюджетного кодекса РФ) могут быть только банковские гарантии, поручительства и залог имущества. Согласно  данной статье Бюджетного кодекса РФ возврат  предоставленных юридическим лицам  бюджетных средств, а также плата  за пользование ими  приравниваются к платежам в бюджет. Бюджетный  кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые  не имеют просроченной задолженности  по раннее предоставленным бюджетным  средствам на возвратной основе.

Бюджетное  законодательство Российской Федерации разграничивает бюджетные кредиты и бюджетные  ссуды.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных  расходов, которая предусматривает  заем средств юридическими лицами или  другими бюджетами на возвратной и возмездной основе.

Субъектами Российской Федерации  в пределах финансового года беспроцентные  бюджетные ссуды из федерального бюджета согласно статья 137 Бюджетного кодекса РФ могут быть предоставлены  на возмещение расходов по финансированию временных кассовых разрывов, которые  образуются при исполнении бюджета  данного региона.

За нецелевое использование  органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами средств федерального бюджета  на возвратной  и безвозвратной основах взимается штраф согласно статье 289 Бюджетного кодекса РФ.

Несвоевременный возврат  средств федерального бюджета, предоставленных  на возвратной основе, влечет за собой  сокращение или прекращение всех форм государственной поддержки. За просрочку уплаты основной суммы  долга и процентов согласно статье 291 Бюджетного кодекса РФ начисляется  и взимается пеня  в  размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый календарный  день просрочки.

Субъекты Российской Федерации  также могут  предоставлять бюджетные  кредиты, ссуды и иные формы финансовой помощи, в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ (глава 15) государство  вправе предоставлять средства иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям, по которым у иностранных организаций  возникают долговые обязательства  перед Российской Федерацией как  кредитором. Совокупность таких  государственных  кредитов формирует долг  иностранных  государств перед Российской Федерацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исследования кредита в развитие экономики России.

2.1  Финансовая  деятельность  Сбербанка России по итогам 2010 года.

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации  и СНГ. Его активы составляют более  четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 января 20011 года). По данным журнала The Banker (1 июля 2010 года), Сбербанк занимал 43 место по размеру основного капитала (капитала 1 уровня) среди крупнейших  банков мира. Основан в 1841 году Сбербанк России сегодня – современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре услуг.

Московский банк Сбербанка  России создан 2 ноября 2009 года путем  объединения отделений, расположенных  в Москве, с целью более эффективной  реализации стратегических приоритетов Сбербанка в Москве, повышения эффективности обслуживания клиентов и качества сервиса, снижения кредитных рисков, сокращения административных расходов, оптимизации ряда управленческих функций и исключения их дублирования, а также повышения общего уровня координации всех бизнес-процессов.

В конце июля 2010 года балансы отделений Москвы объединены в единый баланс Московского банка, расчеты с банком стали осуществляются через единые реквизиты. В это же время отделения были преобразованы в подразделения в аппарате банка, управляющие сетью закрепленных за ними внутренних структурных подразделений. Сегодня Московский банк — это 757 внутренних структурных подразделений с единым управленческим центром, балансом и банковскими реквизитами.

Председатель Московского  банка Сбербанка России — Максим Владимирович Полетаев.

 

Финансовой деятельность Сбербанка России по итогам 2010 года без учета событий после отчетной даты по российским правилам бухгалтерского учета (неконсолидированные данные).

Сбербанк России обращает внимание пользователей на то, что  показатели в данном сообщении рассчитаны по внутренней методике Сбербанка России. Данные на 1 января 2010 года учитывают  события после отчетной даты.

Чистый процентный доход  по сравнению 2009 годом практически  не изменился. Его рост в течение  года сдерживался снижением доходов  от кредитования юридических лиц  вследствие снижения уровня процентных ставок на рынке и большого объема досрочных погашений в конце 2009 – начале 2010 года. В сравнении  с предыдущим годом объем доходов  от кредитования юридических лиц  сократился на 13,8%.

 В то же время  банк существенно нарастил процентные  доходы по ценным бумагам (+88%) за счет увеличения портфеля  бумаг, а постепенное восстановление  рынка розничного кредитования  сказалось на увеличении доходов  по кредитам частным клиентам (+4,8%). Наряду с сокращением объема  процентных расходов это позволило  банку компенсировать снижение  доходов по кредитам юридическим  лицам. 

Процентные расходы сократились  на 5,5%, прежде всего, за счет снижения стоимости  средств юридических лиц, а также  сокращения объема и стоимости привлеченных средств банков. В сравнении с 2009 годом объем расходов по средствам  юридических лиц сократился на 32,3%, по средствам банков – на 43,3%. Расходы  по средствам физических лиц по итогам года увеличились на 13,8%, сопровождая  рост объема вкладов, при этом стоимость  вкладов сократилась.

Чистый комиссионный доход  увеличился на 10,0% в сравнении с 2009 годом, несмотря на отмену комиссий от кредитования физических лиц в апреле 2010 года. Рост доходов наблюдался практически  по всем видам комиссионных операций и услуг, при этом наибольший вклад  в увеличение комиссионных доходов принесли операции с банковскими картами, расчетные операции и кредитование юридических лиц.

Информация о работе Основа кредита, его рольи функции