Основные элементы налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

В экономической литературе можно повстречать различные определения термина "налоги". Так, Д.Рикардо определял налог - как долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства. К.Маркс - как экономическое воплощение существования государства. В "Современной налоговой энциклопедии" налог трактуется как "обязательный платеж, взимаемый в государственный (местный) бюджет с физических и юридических лиц".

Файлы: 1 файл

Налоговая система.docx

— 460.41 Кб (Скачать файл)

К числу объектов налогообложения относятся также пользование природными ресурсами, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законодательными актами.

Единица обложения - единица измерения налоговой базы (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая ставка (норма налогового обложения) - величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Источником уплаты налога являются различные элементы стоимости реализованной продукции предприятий (себестоимость, балансовая прибыль, чистая прибыль, ценовые надбавки) или денежные доходы граждан.

Налоговые льготы - предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Варианты предоставляемых налоговых льгот:

-  введение необлагаемого минимума объекта (наименьшая часть объекта налога, полностью освобождаемая от налогообложения);

-  изъятие определенного вида объекта из налогообложения;

-  освобождение от уплаты отдельных лиц или категорий плательщиков;

-  применение пониженных налоговых ставок;

-  вычет из налогового платежа;

-  целевые налоговые льготы.

Налоговая система - это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов государственной власти по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов.

Налоговая система — совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Современная российская налоговая система сло­жилась на рубеже 1991г. - 1992г., в период политическо­го противостояния, кардинальных экономических пре­образований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и соци­альный кризис в стране — вес эти факторы непосред­ственно повлияли на ее становление. Существующая рос­сийская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам по­строения в основном соответствует общераспространен­ным в мировой экономике системам налогообложения.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением и по своей структуре она является трехзвенной: присутствуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Состав и структура: Федеральные налоги и сборы (НДС, Акцизы, НДФЛ, Налог на прибыль организаций, Налог на добычу полезных ископаемых, Водный налог, Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, Государственная пошлина).

Региональные налоги (Налог на имущество организаций, Налог на игорный бизнес, Транспортный налог).

Местные налоги (Земельный налог, Налог на имущество физических лиц).

Специальные налоговые режимы (Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН). Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов и иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В настоящее время налоговая система России основана на следующих принципах: единства налоговой системы; подвижности; стабильности; множественности налогов; исчерпывающего перечня региональных и местных налогов; однократности налогообложения; равенства и справедливости налогообложения.

1.        Принцип единства налоговой системы. Единство финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции Российской Федерации и прежде всего в подпункте «б» ст. 114, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Это положение развивало одну из основ конституционного строя России - принцип единства экономического пространства.

В Налоговом кодексе в ст.3 указывается на то, что «не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций», а также «недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав».

Принцип единства налоговой системы обеспечивается также единой системой федеральных налоговых органов. Налоговые органы в субъектах федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами этих субъектов.

2.        Принцип подвижности (эластичности). Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. По мере изменения общественно-политической и экономической ситуации государство должно иметь возможность адаптироваться и адекватно реагировать на новые политические и экономические условия.

3.        Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах с давних пор сложилась нормотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения налоговых законов могут вступать в силу только с начала нового финансового года.

4.        Принцип множественности налогов. Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и объектов обложения должна образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени между налогоплательщиками. Другим аспектом этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться.

5.        Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Единое экономическое пространство России предопределяет политику Российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Данное положение ­- проявление государственно-правовой идеи фискального федерализма между федеральными и региональными властями, а также органами самоуправления.

6.        Принцип однократности налогообложения. Данный принцип означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

7.        Принцип равенства и справедливости налогообложения. В Налоговом кодексе отмечается, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала за исключением ввозных таможенных пошлин.  

4) Права и обязанности налогоплательщиков

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

 

 

 

1. Налогоплательщики имеют право:  

 

1) получать по месту своего  учета от налоговых органов  бесплатную информацию (в том  числе в письменной форме) о  действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах и принятых в соответствии  с ним нормативных правовых  актах, порядке исчисления и уплаты  налогов и сборов, правах и  обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов  и их должностных лиц, а также  получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке  их заполнения;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 “N 58-ФЗ”, от 27.07.2006 “N 137-ФЗ”)

(см. текст в предыдущей “редакции”) 

 

2) получать от Министерства финансов  Российской Федерации письменные  разъяснения по вопросам применения  законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах, от финансовых  органов субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно  законодательства субъектов Российской  Федерации о налогах и сборах  и нормативных правовых актов  муниципальных образований о  местных налогах и сборах;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 “N 58-ФЗ”, от 27.07.2006 “N 137-ФЗ”)

(см. текст в предыдущей “редакции”) 

 

3) использовать налоговые льготы  при наличии оснований и в  порядке, установленном законодательством  о налогах и сборах; 

 

4) получать отсрочку, рассрочку  или инвестиционный налоговый  кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим “Кодексом”;

(в ред. Федерального “закона” от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей “редакции”)

 

О применении подпункта 5 пункта 1 статьи 21 см. “определение” Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 317-О.

 

 

 

5) на своевременный зачет или  возврат сумм излишне уплаченных  либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

(в ред. Федерального “закона” от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей “редакции”) 

 

5.1) на осуществление совместной  с налоговыми органами сверки  расчетов по налогам, сборам, пеням  и штрафам, а также на получение  акта совместной сверки расчетов  по налогам, сборам, пеням и штрафам;

(пп. 5.1 введен Федеральным “законом” от 27.07.2010 N 229-ФЗ) 

 

6) представлять свои интересы  в отношениях, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, лично либо  через своего представителя;

(в ред. Федерального “закона” от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей “редакции”) 

 

7) представлять налоговым органам  и их должностным лицам пояснения  по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных  налоговых проверок; 

 

8) присутствовать при проведении  выездной налоговой проверки; 

 

9) получать копии акта налоговой  проверки и решений налоговых  органов, а также налоговые уведомления  и требования об уплате налогов;

(в ред. Федерального “закона” от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей “редакции”) 

 

10) требовать от должностных  лиц налоговых органов и иных  уполномоченных органов соблюдения  законодательства о налогах и  сборах при совершении ими  действий в отношении налогоплательщиков;

(в ред. Федерального “закона” от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей “редакции”) 

 

11) не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов, иных уполномоченных органов  и их должностных лиц, не соответствующие  настоящему Кодексу или иным  федеральным законам;

(в ред. Федерального “закона” от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей “редакции”) 

 

12) обжаловать в установленном  порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов  и действия (бездействие) их должностных  лиц;

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 “N 154-ФЗ”, от 29.06.2004 “N 58-ФЗ”)

(см. текст в предыдущей “редакции”) 

 

13) на соблюдение и сохранение  налоговой тайны;

(пп. 13 в ред. Федерального “закона” от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей “редакции”) 

Информация о работе Основные элементы налогов