В-третьих, НДС в условиях современной
экономики позволяет «очистить» экспортируемые
товары от национальных налогов и взимать
косвенный налог по т. н. принципу «страны
назначения». Не только освобождение от
взимания НДС с экспортера, но и возможность
возмещения НДС, уплаченного экспортером
товара своим поставщикам, позволяет добиться
того, что товары, экспортируемые из страны,
применяющей НДС, будут полностью освобождены
от национальных косвенных налогов и таким
образом, национальное косвенное налогообложение
не будет влиять на конкурентоспособность
национального производства. С точки зрения
конечного потребителя НДС полностью
эквивалентен налогу с продаж — поскольку
такой потребитель не может вычесть уплаченный
продавцу налог, то для него сумма уплаченного
налога — это и есть номинальное налоговое
бремя. Процентная ставка может различаться
в зависимости от вида продукции. В платёжных
документах НДС выделяется отдельной
строчкой.
Впервые НДС был введён в 1958 году во Франции[1].
Сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых
стран НДС отсутствует в таких странах,
как США, где вместо него действует налог
с продаж по ставке от 3 % до 15 %.
Россия[править | править исходный текст]
В России НДС действует с 1 января 1992
года[2]. Порядок исчисления налога и его уплаты
первоначально был определён законом
«О налоге на добавленную стоимость»,
с 2001 года регулируется главой 21 Налогового
кодекса РФ.
Отдельные категории налогоплательщиков
и отдельные виды операций не подлежат
обложению налогом. В целом изъятий и льгот
по НДС в НК РФ более 100. В частности, организации
и индивидуальные предприниматели имеют
право на освобождение от обязанностей
плательщика НДС, если сумма выручки от реализации
товаров, работ, услуг за три предшествующих
последовательных календарных месяца
не превысила определённой величины (в
соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ — 2 млн руб.).
Плательщики НДС[править | править исходный текст]
Налогоплательщиками налога на добавленную
стоимость признаются[3]:
- промышленные
и финансовые, государственные и муниципальные
предприятия, учреждения, хозяйственные
товарищества и общества независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; также страховые общества и банки (исключая операции, на проведение которых требуется банковская лицензия)и др.;
- предприятия
с иностранными инвестициями, осуществляющие
производственную и иную коммерческую
деятельность;
- индивидуальные
(семейные) частные предприятия и предприятия,
созданные частными и общественными организациями
на праве полного хозяйственного ведения,
осуществляющие производственную и иную
коммерческую деятельность;
- филиалы,
отделения и другие обособленные подразделения
предприятий (не являющиеся юридическими
лицами), имеющие расчетные счета и самостоятельно
реализующие за плату товары (работы, услуги)
и в силу этого относящиеся к налогоплательщикам;
- международные
объединения и иностранные юридические
лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность на территории Российской
Федерации;
- некоммерческие
организации в случае осуществления ими
коммерческой деятельности, включающей
операции по реализации основных средств
и иного имущества;
- индивидуальные предприниматели (с 01.01.2001 г.);
- лица, признаваемые
налогоплательщиками налога на добавленную
стоимость в связи с перемещением товаров
через таможенную границу Таможенного
союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Не признаются плательщиками организации,
являющиеся иностранными организаторами
XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских
зимних игр 2014 г. в городе Сочи, иностранными
маркетинговыми партнерами Международного
олимпийского комитета, также филиалы,
представительства в Российской Федерации
иностранных организаций, являющихся
иностранными маркетинговыми партнерами
Международного олимпийского комитета
в отношении операций, совершаемых в рамках
организации и проведения XXII Олимпийских
зимних игр и XI Паралимпийских зимних
игр 2014 г. в городе Сочи (этот пункт применяется
до 01.01.2017 г.).
Организации и индивидуальные предприниматели
могут быть освобождены от исполнения
обязанностей налогоплательщика, если
за три предшествующих последовательных
календарных месяца сумма выручки от реализации
товаров (работ, услуг) без учета НДС не
превысила в совокупности 2 млн руб.
Объект налогообложения[править | править
исходный текст]
Объектом налогообложения признаются
следующие операции (статья 146 НК РФ):
- реализация
товаров (работ, услуг) на территории Российской
Федерации, в том числе реализация «предметов
залога» и передача товаров (результатов
выполненных работ, оказание услуг) по
соглашению о предоставлении «отступного»
или «новации», а также передача имущественных
прав; также передача права собственности
на товары, результатов выполненных работ,
оказание услуг на безвозмездной основе
признается реализацией товаров (работ,
услуг);
- передача
на территории Российской Федерации товаров
(выполнение работ, оказание услуг) для
собственных нужд, «расходы» на которые
не принимаются к вычету (в том числе через
амортизационные отчисления) при исчислении
налога на прибыль организаций;
- строительно-монтажные
работы для собственного потребления;
- ввоз товаров
на территорию Российской Федерации и
иные территории, находящиеся под её юрисдикцией.
Не признаются объектом налогообложения:
- операции,
которые не признаются реализацией товаров,
работ, услуг, указанные в пункте 3 статьи
39 НК РФ;
- передача
на безвозмездной основе объектов социально-культурного
и жилищно-коммунального назначения, а
также дорог, электрических сетей, подстанций,
газовых сетей, водозаборных сооружений
и других подобных объектов органам государственной
власти и органам местного самоуправления;
- передача
имущества государственных и муниципальных
предприятий, выкупаемого в порядке «приватизации»;
- выполнение
работ (оказание услуг) органами, входящими
в систему органов государственной власти
и органов местного самоуправления, в
рамках выполнения возложенных на них
исключительных полномочий в определенной
сфере деятельности в случае, если обязательность
выполнения указанных работ (оказания
услуг) установлена законодательно;
- передача
на безвозмездной основе, оказание услуг
по передаче в безвозмездное пользование
объектов основных средств органам государственной
власти и управления и органам местного
самоуправления, а также государственным
и муниципальным учреждениям, государственным
и муниципальным унитарным предприятиям;
- операции
по реализации земельных участков (долей
в них);
- передача
имущественных прав организации её «правопреемнику»
(правопреемникам);
- передача
денежных средств или недвижимого имущества
на формирование или пополнение целевого
капитала некоммерческой организации
в порядке, установленном Федеральным
«законом» от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О
порядке формирования и использования
целевого капитала некоммерческих организаций»;
- операции
по реализации налогоплательщиками, являющимися
российскими организаторами Олимпийских
игр и Паралимпийских игр
- оказание
услуг по передаче в безвозмездное пользование
«некоммерческим организациям» на осуществление
уставной деятельности государственного
имущества, не закрепленного за государственными
предприятиями и учреждениями, составляющего
государственную казну всех уровней (от
государственной казны до казны автономной
области);
- выполнение
работ (оказание услуг) в рамках дополнительных
мероприятий, направленных на снижение
напряженности на рынке труда субъектов
Российской Федерации, реализуемых в соответствии
с решениями Правительства Российской
Федерации;
- операции
по реализации (передаче) на территории
Российской Федерации государственного
или муниципального имущества (Федеральный
закон от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях
отчуждения недвижимого имущества, находящегося
в государственной собственности субъектов
Российской Федерации или в муниципальной
собственности и арендуемого субъектами
малого и среднего предпринимательства,
и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации»).
Ставки НДС в России
Максимальная ставка НДС в Российской
Федерации после его введения составляла
28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января
2004 года составляет 18 %.
Для некоторых продовольственных товаров
и товаров для детей в настоящее время
действует также пониженная ставка 10 %;
для экспортируемых товаров — ставка 0 %.
Чтобы экспортер получил право на нулевую
ставку НДС при экспорте, он должен каждый
раз подавать в налоговый орган заявление
о возврате НДС и комплект подтверждающих
документов.[4] Операции, не подлежащие налогообложению
(статья 149 НК РФ):
- предоставление
арендодателем в аренду на территории
Российской Федерации помещений иностранным
гражданам или организациям, аккредитованным
в Российской Федерации.
- реализация
(а также передача, выполнение, оказание
для собственных нужд) на территории Российской
Федерации, например:
- медицинских
товаров отечественного и зарубежного
производства по перечню, утверждаемому
Правительством Российской Федерации;
- медицинских
услуг, оказываемых медицинскими организациями
и (или) учреждениями, врачами, занимающимися
частной медицинской практикой, за исключением
косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических
услуг (не распространяется на ветеринарные
и санитарно-эпидемиологические услуги,
финансируемые из бюджета;
- продуктов
питания, непосредственно произведенных
столовыми образовательных и медицинских
организаций и реализуемых ими в указанных
организациях, а также продуктов питания,
непосредственно произведенных организациями
общественного питания и реализуемых
ими указанным столовым или организациям;
- почтовых
марок (за исключением коллекционных марок),
маркированных открыток и маркированных
конвертов, лотерейных билетов лотерей,
проводимых по решению уполномоченного
органа;
- монет из
драгоценных металлов, являющихся законным
средством наличного платежа Российской
Федерации или иностранного государства
(группы государств);
- товаров,
помещенных под таможенную процедуру
«магазина беспошлинной торговли»;
- товаров
(работ, услуг) и имущественных прав налогоплательщиками,
являющимися российскими маркетинговыми
партнерами Международного олимпийского
комитета
Не подлежат налогообложению (освобождаются
от налогообложения) на территории Российской
Федерации, например:
- реализация
(передача для собственных нужд) предметов
религиозного назначения и религиозной
литературы (в соответствии с перечнем,
утверждаемым Правительством Российской
Федерации)
- осуществление
банками банковских операций (за исключением
инкассации)
- осуществление
отдельных банковских операций организациями,
которые в соответствии с законодательством
Российской Федерации вправе их совершать
без лицензии Центрального банка Российской
Федерации;
- оказание
услуг адвокатами независимо от формы
адвокатского образования, адвокатскими
палатами субъектов Российской Федерации
и Федеральной палатой адвокатов своим
членам в связи с осуществлением ими профессиональной
деятельности;
- операции
займа в денежной форме и ценными бумагами,
включая проценты по ним, а также операции
РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие
уплате за предоставление ценных бумаг
по операциям РЕПО.
- выполнение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ за счет средств бюджетов,
- проведение
работ (оказание услуг) по тушению лесных
пожаров,
- проведение
работ на территории иностранного государства
по диагностике и ремонту производственного
оборудования, вывезенного на территорию
этого государства из России (письмо Минфина
России от 17 августа 2012 г. N 03-07-08/252).
В случае, если налогоплательщиком
осуществляются операции, подлежащие
налогообложению, и операции, не подлежащие
налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
в соответствии с положениями настоящей
статьи, налогоплательщик обязан вести
раздельный учёт таких операций. Если
в налоговом периоде не осуществляется
отгрузка товаров (работ, услуг), операции
по реализации которых освобождаются
от налогообложения налогом на добавленную
стоимость, то раздельный учёт налога
не ведется (письмо Минфина России от 02.08.2012
№ 03-07-11/225). Налогоплательщик, осуществляющий
операции по реализации товаров (работ,
услуг), предусмотренные настоящей статьи,
вправе отказаться от освобождения таких
операций от налогообложения, представив
соответствующее заявление в налоговый
орган по месту учета в срок не позднее
1-го числа налогового периода, с которого
налогоплательщик намерен отказаться
от освобождения или приостановить его
использование. Такой отказ или приостановление
возможен только в отношении всех осуществляемых
налогоплательщиком операций. Не допускается,
чтобы подобные операции освобождались
или не освобождались от налогообложения
в зависимости от того, кто является покупателем
(приобретателем) соответствующих товаров
(работ, услуг). Не допускается отказ или
приостановление от освобождения от налогообложения
операций на срок менее одного года.
Налогоплательщики, перешедшие на упрощённую
систему налогообложения, не являются плательщиками налога.
В последнее время (2004—2008) высказывается ряд предложений по полной
отмене НДС в России или дальнейшем сокращении
его ставок, впрочем, в ближайшее время
изменений по НДС не предвидится, так как
за счёт НДС формируется около четверти
федерального бюджета России (О поступлении
администрируемых ФНС России доходов
в федеральный бюджет Российской Федерации
в январе-ноябре 2008 года (недоступная ссылка с 23-05-2013 (281 день) — история, копия)).
Налоговый период (статья 163 НК РФ) устанавливается
как квартал.
Налоговые ставки (статья 164
НК РФ)[править | править исходный текст]
- Ставка 0 % применяется, например, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта; оказании услуг по международной перевозке товаров.
- Ставка 10 % применяется, например, при реализации отдельных продовольственных товаров; товаров для детей; медицинских товаров.
- Ставка 18 % — основная, применяется во всех остальных
случаях.
Порядок исчисления налога
(статья 166 НК РФ)[править | править исходный текст]
Сумма налога при определении налоговой
базы исчисляется как соответствующая
налоговой ставке процентная доля налоговой
базы, а при раздельном учете — как сумма
налога, полученная в результате сложения
сумм налогов, исчисляемых отдельно как
соответствующие налоговым ставкам процентные
доли соответствующих налоговых баз. Моментом
определения налоговой базы (статья 167
НК РФ) является наиболее ранняя из следующих
дат: