Основные перспективы развития трудовых отношений и заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Трудовые отношения выполняют в обществе две функции: производ-ственную и защитную, способствуя тем самым, с одной стороны, правовому обеспечению развития экономики, а с другой - осуществлению гарантий прав человека в сфере труда.
В России и в настоящее время сохраняется высокий уровень нарушений трудовых и иных социальных прав работников. Нередко случаются случаи незаконных увольнений. До последнего времени массовыми были такие явления, как несвоевременная выплата заработной платы и направление работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Во многих вновь образованных коммерческих организациях трудовые отношения не оформляются в установленном законом порядке

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы трудовых отношений и заработной платы
1.1. Понятие и содержание трудовых отношений.....................................6
1.2. Регулирование социально-трудовых отношений и направления его совершенствования. Правовое регулирование………………………. ..............9
1.3. Понятие заработной платы и методы ее регулирования ..................11
Глава 2. Современное состояние трудовых отношений и заработной платы в России
2.1. Анализ современного состояния трудовых отношений...............17
2.2. Формирование и функционирование трудовых отношений…………..............................................................................................20
2.3. Динамика развития заработной платы в 2013-2014 ...................25
Глава 3. Основные перспективы развития трудовых отношений и заработной платы
3.1. Пути улучшения трудовых отношений………………………….....29
3.2.Направления стимулирования заработной платы……………….....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................38

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_ekonomicheskoy_teorii.docx

— 99.72 Кб (Скачать файл)

Основными элементами этой стратегии являются следующие:

– поиск решения проблем занятости с учетом особенностей экономического развития России;

– сочетание процесса реструктуризации экономики с активной политикой по поддержанию высокой занятости;

– обеспечение достойного уровня оплаты труда как одно из требований реструктуризации экономики и социально-экономической политики в целом;

– поддержание достигнутых стандартов социальной защиты граждан и обеспечение их повышения.

Из вышеперечисленного главным и определяющим следует считать формирование политики в сфере занятости и основных механизмов ее реализации.

Правовое регулирование трудовых отношений — создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства.

В соответствии с международным правом и с Конституцией РФ в ст. 2 ТК РФ установлены основные принципы правового регулирования трудовых от-ношений и иных непосредственно связанных с ними отношений: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; запрещение принудительного труда; равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и другие права.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться работниками и работодателями путем заключения и изменения коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. При этом коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться [1,стр.56]

 

 

1.3. Понятие заработной  платы и методы ее регулирования

 

В ст. 129 ТК РФ употребляются понятия "оплата труда" и "заработная плата".

Под оплатой труда понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором. Таким образом, оплата труда предполагает возникновение отношений между работодателем и работниками по установлению им выплат в соответствии с законодательством, коллективным договором, иными локальными правовыми актами, соглашениями, трудовым договором. Оплата труда предполагает также возникновение отношений по осуществлению ука-занных выплат с соблюдением установленных законодательством, договорами о труде, локальными правовыми актами правил. Следовательно, термин "оплата труда" охватывает все отношения, возникающие при установлении и осуществлении оплаты труда работников.

Заработная плата в ст. 129 ТК РФ определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.[1]

Данное определение обязывает учитывать при установлении размера заработной платы работнику его квалификацию, сложность, количество, качество и условия выполняемой им работы, а также включать в него выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Однако именно при определении размера заработной платы и возникают отношения по установлению оплаты труда работников в соответствии с законодательством, договорами о труде, локальными актами организации. Данное установление не имеет смысла без осуществления работнику определенных в указанном порядке выплат. Поэтому применение законодательства о заработной плате влечет за собой возникновение отношений, которые входят в понятие "оплата труда".

В соответствии со ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой им работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. В этой норме перечислены обстоятельства, применение которых при определении размера заработной платы не признаются дискриминацией. В связи с чем, работодатель вправе устанавливать работникам различный размер заработной платы с указанием одного из перечисленных обстоятельств, доказанность которого позволяет признать решение работодателя законным и обоснованным.[1]

Установление заработной платы предполагает сочетание правового регулирования, осуществляемого государственными органами в централизованном порядке, с локальным регулированием непосредственно в организации.

В централизованном порядке определяются минимальный размер оплаты труда, схемы должностных окладов и тарифные ставки в бюджетной сфере, системы заработной платы, порядок оплаты труда при отклонении от нормальных условий работы, порядок сохранения и исчисления среднего заработка, гарантии в области оплаты труда.

В систему основных государственных гарантий заработной платы включаются: величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы; государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы; ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства по оплате труда.

Отраслевое регулирование оплаты труда осуществляется с помощью отраслевых соглашений, актов.

С переходом к рыночной экономике государство отказалось от прямого централизованного регулирования оплаты труда большинства работников. Государственное регулирование оплаты труда (с сохранением принципа неограничения максимального размера оплаты труда конкретного работника) сохранилось в организациях, финансируемых из бюджетов различных уровней.

К сфере локального правового регулирования относятся такие вопросы, как:

- установление систем  оплаты труда отдельным работникам, определение размеров тарифных  ставок и окладов, соотношение их размеров между отдельными категориями работников;

- введение стимулирующих  доплат и надбавок к тарифным  ставкам (окладам);

- разработка и введение  положений о премировании, об  условиях выплаты вознаграждения  по итогам работы за год  и за выслугу лет;

- определение повышенных (по сравнению с законодательством) размеров оплаты труда при  выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных;

- замена и пересмотр  норм труда.

Локальное регулирование оплаты труда имеет существенное значение для увязывания заработка с результатами трудовой деятельности. Документом, в котором фиксируются разработанные в организации условия оплаты труда, является трудовой договор или положение об оплате труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными ТК РФ, коллективным договором, соглашениями иными нормативными правовыми актами [1]

В соответствии с ч. 1 ст. 135 ТК РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются следующим образом. Для работников организаций, финансируемых из бюджета, соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Организации, получающие финансирование из федерального бюджета, определяют заработную плату работников в соответствии с федеральным законодательством, они, как правило, не имеют возможности установить работникам дополнительные выплаты, не предусмотренные в нормативных правовых актах федерального уровня. Организации, финансируемые из бюджета субъекта Российской Федерации, определяют заработную плату работников в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом органы государственно власти субъектов Российской Федерации не могут принимать нормативные правовые акты, ухудшающие положение работников бюджетной сферы по оплате труда по сравнению с федеральным законодательством, но они могут предусматривать за счет имеющихся в региональном бюджете средств дополнительные выплаты. Организации, финансируемые из местного бюджета определяют заработную плату работников в соответствии с федеральным, региональным законодательством, а также актами органа местного самоуправления. Однако и лица, получающие заработную плату из местного бюджета, не могут быть ограничены в правах в сфере оплаты труда, которые гарантированы феде-ральным и региональным законодательством. [1]

Установление заработной платы работникам организаций, получающих смешанное финансирование, то есть бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности, происходит на уровне законов, иных нормативных правовых актов, соглашений, коллективного договора и иных локальных актов организации. Указанные организации за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, могут создавать для работников дополнительные льготы по оплате труда по сравнению с законодательством.

Другие организации, не получающие бюджетное финансирование, устанавливают заработную плату в соглашениях, коллективном договоре, иных локальных правовых актах организации, трудовом договоре. Однако при установлении заработной платы они не могут игнорировать установленный в законодательстве минимум трудовых прав работников, в частности выплачивать заработную плату в размере ниже прожиточного минимума.

Таким образом, локальные акты организации не могут ущемлять права работников в области оплаты труда, которые гарантированы в законодательстве. В трудовом договоре размер заработной платы должен быть определен с учетом законодательства и действующих в организации соглашений, коллективного договора, иных локальных нормативных правовых актов.

Размер заработной платы в трудовом договоре не может быть ниже, чем гарантирован перечисленными нормативными актами.

Условие о размере заработной платы является обязательным для каждого трудового договора. Отсутствие в трудовом договоре такого условия не освобождает работодателя от обязанности по оплате труда работника. Например, заключение трудового договора с предоставлением работнику имущества в собственность по истечении определенного срока работы, но без оплаты труда в части передачи имущества в собственность улучшает положение работника по сравнению с законодательством. Поэтому данное условие трудового договора должно быть выполнено работодателем. Однако выполнение этого условия не освобождает работодателя от обязанности по выплате работнику заработной платы за весь период работы. Отсутствие в трудовом договоре размера заработной платы позволяет правоприменителю при разрешении спора применить в качестве ориентира оплату труда работника бюджетной сферы по соответствующей должности или выполняемой работником работе. Но в любом случае размер взыскиваемой в пользу работника заработной платы не может быть ниже прожиточного минимума, действующего на момент получения работником заработной платы.

Отсутствие в трудовом договоре условия о размере заработной платы не освобождает работодателя от обязанности оплатить труд работника в размере, не ниже гарантированного в законодательстве уровня оплаты труда.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

 

2.1 Анализ состояния трудовых  отношений

Государственная политика в трудовой сфере направлена на упорядочение трудовых отношений, разрешение трудовых конфликтов, согласование интересов всех сторон: работодателей, работников, профсоюзов.

Основные проблемы состояния трудовых отношений в России на современном этапе:

1. Дефицит трудовых ресурсов.

По прогнозу Минэкономразвития России, наметившаяся за последние годы тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится: в ближайшие 10 — 15 лет здесь будет работать 50,1 млн. человек, и около 7 млн. из них, в том числе 1,6 млн. женщин, будет занято на работах с вредными или опасными условиями труда.

В таблице представлена статистика по численности населения, рождаемости и смертности населения на 2012-2013 год.

 

Январь-апрель

Справочно

 

Тысяч

На 1000 человек населения

На 1000

 

 

 

2013г

 

 

2012

Прирост

«+»

Снижение

«-»

 

 

2013г

 

 

2012г

 

2013г.

в % к

2012г.

Человек населения за 2012 год в целом

Родившихся

600,9

592,2

+8,7

12,8

12,5

102,4

13,3

Умерших

652,5

640,7

+11,8

13,8

13,5

102,2

13,3


 

Поскольку в экономике страны было занято всего более 72 млн. чел., в том числе 5 млн. нелегальных эмигрантов, и от 20% до 30% составляет неформальный сектор, применяя этот коэффициент на производстве в действительности погибло около 9000 человек, а это не те данные, которыми обычно оперируют.

Информация о работе Основные перспективы развития трудовых отношений и заработной платы